Пример:
( 1 ) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. ( 2 ) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. ( 3 ) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. ( 4 ) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. ( 5 ) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
( 6 ) Но дело не в этом. ( 7 ) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. ( 8 ) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. ( 9 ) Это искусство, огромное искусство.
( 10 ) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. ( 11 ) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. ( 12 ) Да, именно красиво.
( 13 ) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих. ( 14 ) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.
( 15 ) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. ( 16 ) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. ( 17 ) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
(Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)
Прочитай фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который ты анализировал(-а), выполняя задания 22 – 25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков ( А, Б, В, Г ) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запиши в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запиши в бланк ответов.
Рассуждая о том, как важно научиться исправлять ошибки, Д. С. Лихачёв применяет такие лексические средства выразительности, как (А) ______ («выходить из ошибок» в предложении 11 ) и (Б) ______ («жизнь кончилась», «всё погибло» в предложении 13 ). Для убедительности своих суждений автор прибегает к таким приёмам, как (В) ______ (предложения 8, 17 ) и (Г) ______ («искусство» в предложении 9; «нужен опыт» в предложениях 15 – 16 ).
1 ) олицетворение
2 ) синтаксический параллелизм
3 ) сравнение
4 ) метафора
5 ) эпитеты
6 ) перифраза
7 ) гипербола
8 ) градация
9 ) лексический повтор
А | Б | В | Г |
Задание позволяет получить до 4 баллов (по 1 баллу за каждое правильно определённое средство выразительности).
Таблица для записи ответа не присутствует в бланке для ответов. Там необходимо записать последовательность цифр, которая соответствует буквам АБВГ. Цифра важно записать без пробелов и знаков препинания.
Алгоритм решения
1. Внимательно прочитай текст рецензии.
В ней могут быть подсказки: указание на тип средства (лексическое или синтаксическое).
Номера предложений могут быть указаны через запятую (их нужно рассматривать отдельно, средство выразительности будет в каждом из них) или через тире (в этом эпизоде одно средство выразительности).
Если слово выделено курсивом, то именно оно представляет собой какое-либо средство выразительности.
2. Соотнеси приведённые примеры с терминами из списка.
Один термин нельзя использовать несколько раз.
Если к приведённому примеру подходят два названия средства выразительности, то скорее всего одно из них встретится в другом примере и будет соответствовать другой букве в задании.
3. Заполни таблицу и перенеси в бланк ответов только цифры.
Как решить задание из примера?
1. Прочитаем рецензию и отметим подсказки.
Д. С. Лихачёв применяет такие лексические средства выразительности, как (А) ______ («выходить из ошибок» в предложении 11 ) и (Б) ______ («жизнь кончилась», «всё погибло» в предложении 13 ).
Для букв А и Б необходимо выбрать варианты только из лексических средств выразительности. Среди предложенных это олицетворение, сравнение, метафора, эпитеты, гипербола.
Для убедительности своих суждений автор прибегает к таким приёмам, как (В) ______ (предложения 8, 17 ) и (Г) ______ («искусство» в предложении 9; «нужен опыт» в предложениях 15 – 16 ).
Здесь нет указаний на разновидность средств. В букве В предложения перечислены через запятую, а в варианте Г встречается эпизод из двух предложений (предложения 15–16).
2. Соотнесём примеры и список терминов.
(А)______ («выходить из ошибок » в предложении 11 ).
Выражение использовано в переносном значении; выражено сочетанием глагола и существительного с предлогом.
Это метафора. Цифра 4.
(Б)______ («жизнь кончилась », «всё погибло » в предложении 13 ).
Фразы применены с явным преувеличением. Это гипербола. Цифра 7.
(В)______ (предложения 8, 17 ).
Прочитаем указанные предложения и отметим выразительные средства.
( 8 ) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было.
(17 ) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
В предложениях встречается сопоставление двух явлений. Это сравнение. Цифра 3.
(Г)______ («искусство » в предложении 9 ); «нужен опыт » в предложениях 15–16 ).
Проверим указанные предложения.
( 9 ) Это искусство, огромное искусство.
( 15 ) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. ( 16 ) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её.
В предложении 9 слово искусство целенаправленно повторяется автором. В предложениях 15–16 тоже встречается повтор выражения «нужен опыт».
Это лексический повтор. Цифра 9.
3. Соотнесём номера нужных терминов и буквы. Заполним таблицу и перенесём последовательность цифр в бланк для ответов.
А | Б | В | Г |
Ответ: 4739 (вариантов записи нет).