Тема урока «Прямоугольник».
Тип урока – открытие новых знаний.
УМК «Школа России».
Это первый урок в разделе программы «Прямоугольник». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых формировались представления о видах углов, о равных углах, о способах сравнения углов. Дети были ознакомлены с угольником и овладели умением пользоваться им для построения и сравнения углов по величине. Этот урок был построен на основе приобретенных ранее знаний об углах. На изучение данной темы в программе отводится 2 часа. На следующем уроке предполагается продолжить работу по формированию у учащихся представлений о многоугольнике, прямоугольнике, обучению построения прямоугольника по заданным величинам.
Цель данного урока: создать условия для организации исследовательской деятельности для успешного изучения существенных признаков прямоугольника.
ЗАДАЧИ УРОКА:
-образовательные: научить находить отличительные признаки прямоугольника от других геометрических фигур; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, совершенствовать навык устного счета.
-развивающие: развивать пространственное мышление, навык устного счёта, образное мышление, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать и обобщать, классифицировать
- воспитательные: пробудить интерес к предмету, чувство сотрудничества; приучать к аккуратности в работе.
Оборудование к уроку: ноутбук, проектор, экран, авторская презентация к уроку, угольники; модели плоских геометрических фигур для демонстрации всему классу.
Структура урока и система заданий были выстроены таким образом, чтобы сначала «подвести» детей к осознанию и принятию учебной задачи, обеспечить мотивацию деятельности в целом, а затем организовать исследовательскую деятельность через постановку проблемных вопросов для достижения учебной задачи. На отдельных этапах реализовался и самоконтроль, и сотрудничество детей между собой, детей и учителя, а также развивающий аспект. Структура урока соответствовала его типу и целям. Этапы урока логически последовательны и взаимосвязаны, выдержаны по времени.
- Орг. момент. Эмоциональный и психологический настрой учащихся - 1 мин.
- АОЗ - 7 мин
- Изучение нового материала - 20мин
- Физ. Минутка - 2 мин
- Закрепление с выполнением практических заданий - 10 мин
- Итог урока - 4 мин
- Д.З. - 1 мин
Содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе по математике и целям урока, с учетом уровня подготовленности учащихся. Система заданий решала и воспитательную задачу, поскольку обеспечивала каждому ребенку содержательную познавательную деятельность на уроке. Главный акцент на уроке сделан на формирование интеллектуальных способностей: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, коммуникативных - высказывание своей позиции, обоснование точки зрения, обобщение, выводы, доказательства.
На уроке преобладали задания, соответствующие поставленным целям, поискового и частично-поискового характера. В содержание урока были включены проблемные ситуации, которые способствовали активизации познавательной деятельности. С целью пропедевтики на уроке использовала математическую в частности геометрическую терминологию. На уроке старалась передать инициативу детям, придерживаясь позиции «Я здесь. Я рядом», что способствовало созданию ситуации успеха и поддержанию уверенности в собственные силы учащихся.
Для организации и осуществления учебно-познавательной деятельности применяла наглядные, практические методы. Они способствовали поддержанию интереса и обеспечивали яркую наглядность урока. По характеру учебно-познавательной деятельности - поисковые, исследовательские, проблемные. По логике изложения учебно- го материала дедуктивный метод – от общего к частному. На этапе контроля за эффективностью урока - использовала устную проверку. Для стимулирования словесное поощрение. Эти методы способствовали воспитанию познавательного интереса, развитию интеллектуальных способностей, развитию умения выявлять причинно-следственные связи.
Сочетание разнообразных методов позволило поддерживать работоспособность на уроке, а смена деятельности интерес.
Взаимодействие на уроке проходило в режиме беседы, диалога. На уроке отмечено взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя сводилось к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
При отборе средств обучения учитывала возрастные и психологические особенности учащихся, гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия, учитывая дидактические цели и принципы дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.).
Для анализа средств обучения применяю классификации Пидкасистого П. И., который подразделяет средства обучения на идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения, т. е. наглядные пособия: раздаточный и демонстрационный материал (геометрические фигуры и.т.д.), проекционный материал - мультимедийная презентация.
Сочетала различные формы коллективной и индивидуальной работы на уроке и стремилась к максимальной самостоятельности в учении.
Урок проведен с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к сильным и слабым ученикам.
Были выдержаны гигиенические требования к уроку: температурный режим; освещение; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение правильной рабочей позы учащегося.
Урок был эмоциональным, вызвал интерес к учению, темп и ритм урока можно считать оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными.
Соблюдался педагогический такт. Доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; менялись виды деятельности учащихся, оптимально сочетались различные методы и приемы обучения.
На уроке стремилась создавать ситуацию успеха, организовывала сотрудничество между детьми.
Вывод. Урок поставленной цели достиг.