Представления о загробной жизни, душе и воздаянии




Культ Осириса и представления древних египтян о загробной жизни, душе, воздаянии

Культ Осириса

Не подлежит сомнению, что культ Осириса, прежде чем распространиться по всему Египту, был популярен в Дельте и его образ возник из слияния образов нескольких древних локальных богов, почитавшихся в городах Дельты, одним из которых был, вероятно, Анеджти.

Согласно гелиопольскому мифу о сотворении мира и богов, Осирис был одним из четырех детей Геба (Земли) и Нут (Неба). Его брата звали Сет, сестер — Исида и Нефтида.

В основе мифа об Осирисе лежит история о его убийстве завистливым братом Сетом. Осирис был великим правителем. Египет достиг при Осирисе благоденствия. Годы его правления стали апогеем истории «Золотого века». Сет мечтал погубить брата и завладеть его троном. Однажды он устроил в своём дворце пир, на который пригласил Осириса. Пиршество было великолепным, такого числа изысканных кушаний и сортов благородного вина не подавали даже самому Владыке мира богу Ра. Сет обнимал Осириса и клялся ему в дружбе и любви. В зал внесли восхитительно отделанный сундук, украшенный золотом и драгоценными каменьями. Переодетые людьми демоны – гости Сета, стали шумно восхищаться богатством хозяина дома. Тогда щедрый Сет объявил, что подарит сундук тому, кто поместится в нем. Ни один из гостей не мог лечь в него в полный рост. Подошла очередь Осириса. Едва он лег в сундук, Сет радостно завопил «Отныне он твой, возлюбленный брат» и, захлопнув крышку, захохотал: «так и умри же в нем, пусть он будет тебе гробом!». Тщетно молил Осирис о помощи, лишь пьяный хохот демонов был ему ответом. Утром сундук оттащили к Нилу и бросили в воду. Осирис утонул.

Долго ждала Исида в царском дворце возвращения любимого брата и супруга, но вместо него в чертог явился Сет. Он объявил о смерти Осириса и выгнал сестру из дома, приказав никогда более не показываться ему на глаза. Дрожащими руками он взял корону Осириса и возложил её себе на голову.

 

Исида пошла по миру искать тело любимого мужа, дабы достойно похоронить его. Наконец богиня нашла сундук с телом супруга и перенесла его в Египет. Исиде помогали Нефтида со своим сыном Анубисом, богом с головой шакала, покровителем мертвых. Пока они готовили для Осириса гробницу, злобный бог красных песков пустыни, царь Та-Кемет и братоубийца Сет пошел на охоту и наткнулся на мертвое тело Осириса. С лютой ненавистью накинулся он на труп и разрубил его на части, раскидав по всей земле Египта. Вновь Исида стала искать тело супруга. Она обыскала Нил, Нефтида горы, а Анубис пустыню. Части тела собирали в течение двенадцати дней, которые отмечаются с тех пор как праздники. Они собрали все части тела Осириса и колдовством соединили их. Анубис достал благовония и длинные полосы ткани. Семьдесят дней бальзамировал он тело Осириса. Затем с плачем сестры похоронили возлюбленного брата. Случилось то, чего опасался Сет – люди стали поклоняться гробнице доброго Осириса и проклинать жестокого царя.

Узнав об этом, Сет разъярился и пожелал убить Исиду, но другие боги помогли ей укрыться в болотах дельты. Здесь она родила сына Осириса – Гора, бога с головой сокола. Мальчик быстро рос и, возмужав, начал борьбу с Сетом, чтобы отомстить за своего отца. Много лет сражались они, и Гор наконец победил Сета и изгнал его прочь в пустыни, богом которых тот был. Гор вернул себе престол отца и стал править на земле. Великие боги помогли Гору оживить Осириса, и он стал царем в мире мертвых. Вечно умирающий и вечно воскресающий Осирис стал важнейшим богом Египта.

Образ Осириса, который ожил после смерти, но уже не вернулся на земной престол, а спустился в преисподнюю, чтобы править царством мертвых, весьма многогранен. Кроме атрибутов человека и властелина он наделен атрибутами бога природы.

Нам известно, что в Египте природный цикл был обусловлен ежегодными благотворными разливами Нила, что неизбежно связывало представления об Осирисе с этой рекой. Связь Осириса с разливами Нила подтверждается «Текстами пирамид», где говорится, что вода прибывает из глубин, от Осириса, именуемого Великим Зеленым. А в «Текстах саркофагов» мы находим упоминания о связи Осириса с Нилом в качестве бога плодородия.

Символом связи Осириса с растительностью, и прежде всего с плодами земли, было зерно.

С этим необычайно многогранным божеством египтяне связывали еще одно явление природы: фазы луны, которая «умирает», чтобы циклически возрождаться. Отсюда отождествление Осириса с луной.

 

Представления о загробной жизни, душе и воздаянии

Уже с древнейших времен египтяне верили в загробную жизнь, в то, что человеческое существование продолжается в царстве вечности. Это находило выражение в обычае снабжать умерших всем, что необходимо им на том свете. Уже в гробницах эпохи первых династий археологи находят скромные украшения, различную утварь, маленькие палитры для растирания красок. С течением времени вера в то, что загробная жизнь похожа на земную и что умершему понадобятся в царстве мертвых те же вещи, которыми он пользовался на земле, привела к тому, что в гробницы стали класть подлинные сокровища — вроде тех, что были найдены в гробнице Тутанхамона. Покойному нужны были одежда и благовония, еда и питье, а также различные приношения, которые приходилось доставлять постоянно.

Родные или жрец, совершающий погребальные обряды, приносили дары покойному в праздники, складывая их на специальном жертвенном столе в усыпальнице.

Условием счастливого существования в мире ином было также сохранение в неприкосновенности тела. Отсюда обычай бальзамирования трупов и превращения их в мумии. Согласно легенде, мумификацию изобрел Анубис — древнейший бог, изображавшийся в облике шакала или собаки. Он был участником событий, связанных со смертью Осириса, и сделал из его тела первую мумию.

Мумию клали в деревянный гроб, а у богатых людей еще и в каменный саркофаг, который затем погребали в усыпальнице, вырубленной глубоко в скале. После похорон коридор, ведущий к погребальной камере, тщательно закладывали и маскировали, оставляя доступными для живых только те места, куда складывались приношения.

В эпоху Древнего царства, когда гробницей стала пирамида, все обряды и жертвоприношения в честь умершего правителя совершались в специальных заупокойных храмах. В период Нового царства заупокойные храмы возводились в отдалении от мест захоронения царей — гробницы вырубались в скалах Долины царей, храмы же воздвигались на пустынной равнине перед горным массивом ливийского Джебеля.

Правитель, который уже при жизни считался земным воплощением бога, после смерти отождествлялся с Осирисом. Чтобы облегчить ему перевоплощение и обеспечить вечное царствование в загробном мире, были созданы соответствующие ритуальные тексты. Наиболее ранними из них были знаменитые «Тексты пирамид». Позднее чести иметь подобную литературу удостоились также крупные сановники, которым писали необходимые ритуальные формулы на внутренних стенках деревянных саркофагов («Тексты саркофагов»).

В вере египтян в посмертное бытие человека трудно отделить религию от мифологии. Несомненно, представления о том, что умершие воскресают после смерти для вечной жизни, как и вера, что на том свете придется держать ответ за свои действия на земле, относятся, к разряду религиозных истин. Поэтому, например, суд над умершими и «оправдательный приговор», являющийся непременным условием вечного блаженства, тоже нельзя считать мифом.

Представления о царстве мертвых были различными в разные эпохи. В Древнем царстве верили, что умерший царь устремляется к звездам, в страну Дуат, или же витает в надземных и подземных небесах.

В соответствии с солярной доктриной умершие фараоны возносились на небо на его западном небосклоне и там правили страной, разделенной, как и Египет, на две части. О царствовании фараона в ином мире рассказывается немного: известно, что там он восседает на престоле, отдает приказания, вершит суд над подданными, принимает приходящих к нему на поклон.

Немногие упоминания о подземном царстве, которые мы находим в «Текстах пирамид», появились там вследствие включения в них элементов мифа об Осирисе. Как уже говорилось, Осирис после своей смерти и оживления отправился в подземный мир, где стал владыкой царства мертвых. Представление об Осирисе одновременно как о боге и царе смертном, но воскресающем для вечной жизни, соответствовало представлению египтян о божественной сущности фараона. После смерти, уподобляясь Осирису, он также воскресал для вечной жизни, чтобы царствовать в мире ином, как и на земле.

Следующим этапом было отождествление умершего царя с Осирисом таким образом, что фараон после смерти просто становился Осирисом. Позднее, как свидетельствуют «Тексты саркофагов», уже не только фараона, но и любого египтянина после смерти отождествляли с Осирисом.

Чего ждали от Осириса как от владыки загробного царства? Прежде всего вечного посмертного бытия и обеспечения всеми необходимыми для того приношениями. Для достижения этого нужен был оправдательный приговор божественного суда, оценивавшего земную жизнь человека.

На некоторых саркофагах конца XI династии, обнаруженных в некрополе Эль-Берше в Среднем Египте, имеются тексты, именуемые «Книгой двух путей», с виньеткой, изображающей «карту» загробного мира. «Карта» была составлена, чтобы облегчить душе странствие по опасным, внушающим ужас подземным дорогам.

В соответствии с изображением на «карте» покойный встречал в самом начале пути две чрезвычайно извилистые тропы, разделенные огненным озером. На обеих сторонах его странствующую душу подстерегали опасности: змеи, чудовища, запертые ворота, смертоносные ножи. Чтобы избежать гибели и продвинуться вперед, покойный должен был знать соответствующие заклинания. Они приводились в тексте, сопровождавшем «карту» и представлявшем собой переходную ступень от «Текстов пирамид» и «Текстов саркофагов» к книгам заупокойного культа, созданным в Новом царстве.

Подземный мир был разделен на участки, куда вели ворота и где имелись каналы, пещеры и холмы, охраняемые демонами и злыми богами. Главной темой всех композиций является мысль о том, что жизнь и смерть — процесс непрерывный и взаимосвязанный. Жизнь порождает смерть, а смерть порождает жизнь. Олицетворяют этот процесс два главных божества египетского пантеона: бог солнца Ра — живой бог, который спускается в царство мертвых, и бог мертвых — Осирис, который умирает и воскресает.

Солнце — сила, воскрешающая не только Осириса, но также и покойного, который отождествляется с ним. Он возрождается к жизни благодаря вмешательству Ра, участвуя в таинстве воскресения: он вместе с Осирисом становится новым солнцем, которое восходит в качестве Ра. Кульминационным моментом странствий по загробному миру, как явствует из содержания «Книги врат», является достижение чертога Осириса, где происходит суд над умершими.

Осирис сидит на троне со знаками царской власти (с короной, с жезлом и плетью). Наверху разместились 42 бога (очевидно, боги номов). В центре зала стоят весы, на которых боги Тот и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).

 

Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить то, что Осирис - многогранный бог, отождествлявшийся с различными природными силами, а так же с загробным миром. Его культ – яркое проявление миропонимания древних египтян.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: