Семенова Екатерина Семеновна




Семенова Екатерина Семеновна (1786-1849). Дочь крепостной крестьянки. Ведущая трагическая актриса петербургской сцены. Дебютировала в 1803 и покинула сцену в 1826 году. По свидетельству современника, «самое пылкое воображение живописца не могло бы придумать прекраснейшего идеала женской красоты для трагических ролей».

Сам А.С. Пушкин был горячим поклонником Семеновой. Ее игре он посвятил восторженные строки в статье «Мои замечания об русском театре» (1820): «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только об ней. Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою... Игра всегда свободная, всегда ясная...» И в первой главе «Евгения Онегина».

Успех и поклонники избаловали Семёнову: она иногда ленилась, иногда капризничала, чему способствовало и то, что она сблизилась с сенатором, князем И.А. Гагариным, человеком очень богатым и пользовавшимся высоким положением, как на службе, так и в литературных кружках. Появление нового рода драматических произведений, романтического направления, нередко писанных прозой, значительно повредило последним годам сценической карьеры Семёновой. Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и даже за комические роли, но безуспешно. В 1826 году Семёнова окончательно простилась с публикой в трагедии Крюковского «Пожарский». Переехав в Москву, Семёнова согласилась обвенчаться со своим покровителем. Дом Гагариных посещали многие прежние поклонники Семёновой: Пушкин, Аксаков, Надеждин, Погодин. В 1832 году умер князь Гагарин; последние годы жизни Семёновой были омрачены семейными неприятностями.

Екатерина Семёнова скончалась 1 (13) марта 1849 года в Петербурге. Похоронена на Митрофаниевском кладбище. В связи с полным уничтожением Митрофаньевского кладбища Е.С. Семенова была перезахоронена в 1936 г. на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Жемчугова Прасковья Ивановна

Ковалева (Жемчугова) Прасковья Ивановна (1768-1803), актриса крепостного театра графов Шереметевых. Дочь кузнеца из подмосковного села Кусково, принадлежавшего Шереметевым. В семь лет была взята в барский дом и воспитывалась там среди других детей, определенных к театру. Обладая редким по красоте голосом (лирическое сопрано), драматическим талантом, великолепными сценическими данными и мастерством, Ковалева (по сцене Жемчугова) с н. 1780-х стала первой актрисой шереметевского театра. С огромным успехом выступила в опере Гретри “Браки самнитян”. Тяготение к трагедийному, героическому репертуару, борьба сильных чувств и больших идей отразились в созданном ею образе мужественной самнитской девушки, боровшейся за свое право на счастье. Личная судьба крепостной актрисы сложилась непросто. До 1798 она была крепостной. Ее брак с обер-гофмаршалом Н.П. Шереметевым (1752 - 1809) был официально оформлен только за два года до ее смерти. Напряженная работа в театре, тяжелые личные переживания подорвали здоровье актрисы. Она умерла в 1803, вскоре после рождения сына. В память о ней Н.П. Шереметев построил Странноприимный дом (ныне в этом здании - Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Кратко пересказав судьбы известнейших крепостных актёров, также хочется сказать, что судьбы многих других людей участвовавших в театральной жизни были сломаны из-за жестокости помещиков и скрытая сторона жизни крепостных актёров и актрис настолько ужасна, наверное, поэтому не многие добились всероссийского успеха.

 


Заключение

крепостной театр русский

Закат эпохи крепостных театров приходится на вторую четверть XIX века. В начале 20-х годов несколько достаточно крупных крепостных театров, среди которых театр князя Юсупова, еще были на слуху, однако в дальнейшем картина стала меняться. Изменялась политическая и культурная ситуация в стране, и, наконец, отмена крепостного права в 1861-м году поставила финальную точку на явлении крепостного театра в России.

Пушкин писал в 1833 году: «Роговая музыка не гремит в рощах Свирлова и Останкина; плошки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травою, а бывало уставленных миртовыми и померанцевым» деревьями. Пыльные кулисы домашнего театра тлеют в зале.»

Можно смело сказать, что в истории русского сценического искусства, существование крепостного театра оставило заметный след. Во времена преклонения интеллигенции перед иностранщиной, для насаждения которой театр являлся не менее благодатной почвой, чем и всякие другие виды искусств, крепостной театр, часто помимо воли его владельцев, в силу самих условий его существования, сохранял особую близость к мотивам народного творчества. Это находило свое выражение и в широкой театрализации русской пляски, и в постановке спектаклей на русские темы, и особенно в характере и стиле исполнительства, которое неизменно отличалось живой и глубокой национальной самобытностью.

 


Библиография

 

1. Сахновский В.Г. Крепостной усадебный театр. Краткое введение к его типологическому изучению. Л., 1924

2. Copyright: Екатерина Дымова, 2010 Крепостные театры в России и проблема творчества

. Маринчик П.Ф. Недопетая песня. Л. - М., 1965

4. Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 93-94

5. «"Золотой" век народного рабства» Б.Тарасов №1(25) 2012 <https://www.inieberega.ru/node/401> Русская Атлантида <https://www.inieberega.ru/taxonomy/term/68>

6. Энциклопедия Киррила и Мефодия. Л.М. Старикова «Крепостной театр»

7. Интернет ресурс: https://baryshnikovphotography.com/bertewor

. Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki

. Интернет ресурс: https://cyrillitsa.ru/art/1566-barin-teatr-izvolil.html

. Интернет ресурс: https://museumdoma.ru/krepostnoi-teayr-rossii/

 


Приложения

 

Портрет Екатерины Семёновой

 

Портрет Прасковьи Жемчуговой

 


Михаил Щепкин в образе Гарпогона



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: