личности человека от активности полушарий головного мозга.




Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамичес­кие, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «вели­кая» и социально-ничтожная личность. И. П. Павлов выделил еще 3 «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (в.н.д.): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченно­му абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорыва­ются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность. [6, стр. 226-227]У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток боль­шая эмоциональность, яркость воображения, непосредствен­ность и живость восприятия действительности. Их интере­сует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «зо­лотой середине»,среднему типу. В их характере незначи­тельно преобладает рациональное или эмоциональное на­чало. Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени от­дают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике. [4, стр. 391-392]

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преоб­ладание активности тогоили иного полушария оказывает существенное влияние на особенности личности человека.

Таблица 1.Функции полушарий головного мозга

Функции левого полушария Функции правого полушария
  Хронологический порядок текущее время
  чтение карт, схем конкретное пространство
  запоминание имен, слов, символов запоминание образов, конкретных событий, узнавание лица людей
  речевая активность, чувствительность к смыслу восприятие эмоционального состояния
  видение мира веселым, легким видение мира мрачным
  детальное восприятие целостное, образное восприятие

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время су­ток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве — не могли найти дорогу домой, не чувство­вали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.


 

 


Учащиеся с инертностью нервных процессов используют следующие приемы, ускоряющие их деятельность: - дают неполный ответ с последующим дополнением после небольшой паузы; такая тактика позволяет выкроить недостающее для обдумывания время, когда учитель задает вопросы в высоком темпе и требует немедленного ответа; - дают предваряющие ответы - когда учитель в высоком темпе предъявляет задания, последовательность которых ясна (например, когда вопросы записаны на доске); инертные могут увеличить скорость работы за счет выполнения следующего задания, пропустив предыдущее. В связи с этим В.П. Герасимов отмечает, что предваряющие ответы -это специальная организация деятельности, свойственная лишь инертным, поскольку актуальная деятельность (решение только предлагаемых в данный момент заданий) чаще всего для них оказывается безуспешной; - выполняют превентивные действия в подготовке ответов - прежде чем ответить на поставленный вопрос, инертный предварительно готовится и отвечает только после того, как формулировка ответа уже готова; конструирование ответа по ходу выступления вызывает у них большие трудности.

В то же время учителю следует учитывать и то, что любят делать учащиеся со слабой нервной системой, что им дается легче: 1) они относительно хорошо справляются с задачами монотонного характера (когда требуется решить большое количество задач одного типа на уроке математики или выполнить несколько сходных упражнений по русскому языку); 2) они легче действуют по шаблону, по схеме; 3) любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы; они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности; 4) склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме; поэтому они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной и тщательной подготовки; за счет этого они могут самостоятельно проникать в более глубокие связи и отношения внутри учебного материала, они глубже и обстоятельнее усваивают учебный материал и поэтому имеют преимущество в ситуациях, где требуется понимание и знание предмета сверх школьной программы; 5) склонны к систематизации знаний, что также обеспечивает им большую глубину усвоения учебного материала; 6) предпочитают при ответе и при усвоении материала использовать внешние опоры, поэтому разнообразные виды наглядного изображения - графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы - облегчают им учебную деятельность; вследствие этого они имеют преимущество, когда учитель требует наглядного изображения, например, условий задачи; 7) склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов; если им дают это делать, они допускают меньше ошибок, чем ученики с сильной нервной системой.

При этом учителю нужно иметь в виду, что учащиеся с инертностью нервных процессов легко делают следующее: 1) могут работать долго не отвлекаясь на реплики учителя, на учащегося, отвечающего у доски; 2) успешно выполняют монотонные виды работ в течение длительного времени; 3) полностью выслушивают объяснения учителя и только после этого начинают выполнять задание; 4) склонны к самостоятельному выполнению заданий; 5) активны в работе по пройденному материалу, так как у них лучше развита долговременная память, чем кратковременная; 6) для этих учащихся самостоятельная работа легче, чем фронтальная.

У обследуемого выявлена инертность нервной системы, в целях нивелирования нервно-психического напряжения, рекомендуем исключить наступление или длительное пребывание учащегося в следующих ситуациях:

1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения; 2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу; 3) когда время работы ограничено, и невыполнение ее в срок грозит плохой отметкой; 4) когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя и т.д.); 5) когда учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа; 6) когда необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой; 7) когда оценивается успешность освоения материала на первых этапах его заучивания; 8) когда требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.

Для учащихся со слабой нервной системой педагогам и родителям рекомендуем использовать следующие приемы и методы обучения и воспитания, облегчающие их учебную деятельность:

1) не требовать от них немедленного включения в работу, так как их активность на уроке возрастает постепенно; 2) не очень разнообразить задания, так как некоторые в таких условиях вообще отказываются работать; 3) не нужно требовать от ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; 4) не настаивать на импровизации учащегося: он предпочитает следовать общепринятым стандартам в ответах; 5) не следует проводить опрос этих учащихся в начале урока; 6) нужно избегать ситуаций, когда требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; 7) в момент выполнения заданий не следует отвлекать, переключать внимание на что-либо другое; 8) нежелательно заставлять ученика отвечать новый, только что пройденный материал; опрос следует отложить до следующего урока.

У обследуемого выявлен слабый тип нервной системы, в целях нивелирования нервно-психического напряжения, рекомендуем исключить наступление или длительное пребывание учащегося в следующих ситуациях:

1) длительная напряженная работа (как на уроке, так и дома); учащиеся быстро устают, начинают допускать ошибки, медленнее усваивают материал; 2) ответственная, требующая нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности при ограниченном времени; 3) когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа; 4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; для этих учащихся более благоприятна ситуация письменного ответа, а не устного; 5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно; 6) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, вопрос другого учащегося); 7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда учитель во время объяснения одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал - карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.); 8) работа в шумной неспокойной обстановке; 9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.; 10) работа у вспыльчивого, несдержанного педагога; 11) ситуация, когда на уроке требуется усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.

Для учащихся со слабой нервной системой педагогам и родителям рекомендуем использовать следующие приемы и методы обучения и воспитания, облегчающие их учебную деятельность:

1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку; 2) желательно требовать ответ в письменной форме, а не устной; 3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения; 4) лучше всего не спрашивать новый, только что изложенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома; 5) путем построения правильной тактики опросов и поощрения (не только отметкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.д.) нужно формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях; 6) следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам относится к ним очень болезненно; 7) во время письменного опроса нужно дать время для проверки и исправления написанного; 8) следует реже отвлекать и переключать внимание учащегося; нужно создавать спокойную, не нервозную обстановку.

3. Почему программа не даёт тип работоспособности в окне "диагностика успеваемости работоспособности" и не даёт рекомендации в окне "индивидуальная карта учащегося"

В настоящее время, предложенная в «Валеологическом мониторинге», методика оценки и интерпретации умственной работоспособности пересматривается ввиду трудоемкой процедуры сбора и информации. Приносим свои извинения. Отсутствие рекомендаций в индивидуальной карте свидетельствует об относительно благополучном состоянии учащегося. Наиболее подробно разработаны рекомендации по коррекции опорно-двигательного аппарата (стоп, осанки).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: