Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально-ничтожная личность. И. П. Павлов выделил еще 3 «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (в.н.д.): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность. [6, стр. 226-227]У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине»,среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало. Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике. [4, стр. 391-392]
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности тогоили иного полушария оказывает существенное влияние на особенности личности человека.
|
Таблица 1.Функции полушарий головного мозга
№ | Функции левого полушария | Функции правого полушария |
Хронологический порядок | текущее время | |
чтение карт, схем | конкретное пространство | |
запоминание имен, слов, символов | запоминание образов, конкретных событий, узнавание лица людей | |
речевая активность, чувствительность к смыслу | восприятие эмоционального состояния | |
видение мира веселым, легким | видение мира мрачным | |
детальное восприятие | целостное, образное восприятие |
Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве — не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.
Учащиеся с инертностью нервных процессов используют следующие приемы, ускоряющие их деятельность: - дают неполный ответ с последующим дополнением после небольшой паузы; такая тактика позволяет выкроить недостающее для обдумывания время, когда учитель задает вопросы в высоком темпе и требует немедленного ответа; - дают предваряющие ответы - когда учитель в высоком темпе предъявляет задания, последовательность которых ясна (например, когда вопросы записаны на доске); инертные могут увеличить скорость работы за счет выполнения следующего задания, пропустив предыдущее. В связи с этим В.П. Герасимов отмечает, что предваряющие ответы -это специальная организация деятельности, свойственная лишь инертным, поскольку актуальная деятельность (решение только предлагаемых в данный момент заданий) чаще всего для них оказывается безуспешной; - выполняют превентивные действия в подготовке ответов - прежде чем ответить на поставленный вопрос, инертный предварительно готовится и отвечает только после того, как формулировка ответа уже готова; конструирование ответа по ходу выступления вызывает у них большие трудности.
|
В то же время учителю следует учитывать и то, что любят делать учащиеся со слабой нервной системой, что им дается легче: 1) они относительно хорошо справляются с задачами монотонного характера (когда требуется решить большое количество задач одного типа на уроке математики или выполнить несколько сходных упражнений по русскому языку); 2) они легче действуют по шаблону, по схеме; 3) любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы; они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности; 4) склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме; поэтому они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной и тщательной подготовки; за счет этого они могут самостоятельно проникать в более глубокие связи и отношения внутри учебного материала, они глубже и обстоятельнее усваивают учебный материал и поэтому имеют преимущество в ситуациях, где требуется понимание и знание предмета сверх школьной программы; 5) склонны к систематизации знаний, что также обеспечивает им большую глубину усвоения учебного материала; 6) предпочитают при ответе и при усвоении материала использовать внешние опоры, поэтому разнообразные виды наглядного изображения - графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы - облегчают им учебную деятельность; вследствие этого они имеют преимущество, когда учитель требует наглядного изображения, например, условий задачи; 7) склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов; если им дают это делать, они допускают меньше ошибок, чем ученики с сильной нервной системой.
|
При этом учителю нужно иметь в виду, что учащиеся с инертностью нервных процессов легко делают следующее: 1) могут работать долго не отвлекаясь на реплики учителя, на учащегося, отвечающего у доски; 2) успешно выполняют монотонные виды работ в течение длительного времени; 3) полностью выслушивают объяснения учителя и только после этого начинают выполнять задание; 4) склонны к самостоятельному выполнению заданий; 5) активны в работе по пройденному материалу, так как у них лучше развита долговременная память, чем кратковременная; 6) для этих учащихся самостоятельная работа легче, чем фронтальная.
У обследуемого выявлена инертность нервной системы, в целях нивелирования нервно-психического напряжения, рекомендуем исключить наступление или длительное пребывание учащегося в следующих ситуациях:
1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения; 2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу; 3) когда время работы ограничено, и невыполнение ее в срок грозит плохой отметкой; 4) когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя и т.д.); 5) когда учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа; 6) когда необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой; 7) когда оценивается успешность освоения материала на первых этапах его заучивания; 8) когда требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.
Для учащихся со слабой нервной системой педагогам и родителям рекомендуем использовать следующие приемы и методы обучения и воспитания, облегчающие их учебную деятельность:
1) не требовать от них немедленного включения в работу, так как их активность на уроке возрастает постепенно; 2) не очень разнообразить задания, так как некоторые в таких условиях вообще отказываются работать; 3) не нужно требовать от ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; 4) не настаивать на импровизации учащегося: он предпочитает следовать общепринятым стандартам в ответах; 5) не следует проводить опрос этих учащихся в начале урока; 6) нужно избегать ситуаций, когда требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; 7) в момент выполнения заданий не следует отвлекать, переключать внимание на что-либо другое; 8) нежелательно заставлять ученика отвечать новый, только что пройденный материал; опрос следует отложить до следующего урока.
У обследуемого выявлен слабый тип нервной системы, в целях нивелирования нервно-психического напряжения, рекомендуем исключить наступление или длительное пребывание учащегося в следующих ситуациях:
1) длительная напряженная работа (как на уроке, так и дома); учащиеся быстро устают, начинают допускать ошибки, медленнее усваивают материал; 2) ответственная, требующая нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности при ограниченном времени; 3) когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа; 4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; для этих учащихся более благоприятна ситуация письменного ответа, а не устного; 5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно; 6) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, вопрос другого учащегося); 7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда учитель во время объяснения одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал - карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.); 8) работа в шумной неспокойной обстановке; 9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.; 10) работа у вспыльчивого, несдержанного педагога; 11) ситуация, когда на уроке требуется усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.
Для учащихся со слабой нервной системой педагогам и родителям рекомендуем использовать следующие приемы и методы обучения и воспитания, облегчающие их учебную деятельность:
1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку; 2) желательно требовать ответ в письменной форме, а не устной; 3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения; 4) лучше всего не спрашивать новый, только что изложенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома; 5) путем построения правильной тактики опросов и поощрения (не только отметкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.д.) нужно формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях; 6) следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам относится к ним очень болезненно; 7) во время письменного опроса нужно дать время для проверки и исправления написанного; 8) следует реже отвлекать и переключать внимание учащегося; нужно создавать спокойную, не нервозную обстановку.
3. Почему программа не даёт тип работоспособности в окне "диагностика успеваемости работоспособности" и не даёт рекомендации в окне "индивидуальная карта учащегося"
В настоящее время, предложенная в «Валеологическом мониторинге», методика оценки и интерпретации умственной работоспособности пересматривается ввиду трудоемкой процедуры сбора и информации. Приносим свои извинения. Отсутствие рекомендаций в индивидуальной карте свидетельствует об относительно благополучном состоянии учащегося. Наиболее подробно разработаны рекомендации по коррекции опорно-двигательного аппарата (стоп, осанки).