Принципы Консультирования
Цель курса
Цель этого курса – подготовка участников к тому, чтобы предлагать помощь, поддержку, понимание и возможные альтернативы, которые могут привести клиента к более полному переживанию положительных сторон жизни. Этот курс не предназначен для того, чтобы заменить или оспорить профессиональную подготовку в сфере консультирования. Это не курс по психотерапии, где терапевт должен радикально повлиять на личность пациента. Мы лишь надеемся, что данный курс поможет рукоположенным церковным консультантам быть готовыми оказать первоначальную, чуткую помощь тем, кто в ней нуждается.
Содержание
Этот курс включает следующие темы:
Клиент и Консультант
Теории консультирования
Простые техники консультирования
Этические вопросы
Консультирование шаг за шагом
Подход
Этот курс расскажет о христианском, основанном на Библии подходе к консультированию. Участники могут использовать Библию в качестве ресурса.
ВВЕДЕНИЕ
Консультирование – это процесс, так же как общение между людьми. Вопреки общепринятому мнению, консультирование – это не концентрированная порция советов. Цель консультанта заключается обычно в том, чтобы помочь человеку или группе людей (клиент и клиенты) осознать перемену в поведении или отношении к чему-либо, или искать достижения целей. Зачастую существуют самые разные проблемы, находясь в которых, человек будет искать помощи.
Некоторые формы консультирования включают преподавание социальных умений, эффективное общение, духовное руководство, принятие решений и выбор профессионального пути. Иногда консультирование необходимо для того, чтобы помочь человеку справиться с кризисом. Другие виды консультирования включают добрачное и брачное консультирование; ситуацию скорби и утраты (развод, смерть или ампутация); насилие в семье и другие виды оскорблений; особые случи консультирования, такие как неизлечимая болезнь (смерть или предсмертное состояние); а также консультация при эмоциональных и умственных переживаниях людей. Консультирование может быть краткосрочным или долгосрочным.
|
Обстановка (СЛ-1)
Обстановка при консультировании имеет наипервейшее значение. Не обязательно иметь для этого огромный, обставленный дорогой мебелью офис. Самое главное – это конфиденциальность. Постоянные телефонные звонки или стук в дверь могут быть очень отвлекающими факторами, и в таком случае установить доверие будет не просто. Можно консультировать дома, в парке, часовне, молитвенной комнате или любом свободном помещении. Хотя конфиденциальность очень важна, лучше все же не использовать отдаленные помещения, где по близости на много километров не встретишь ни одной живой души. Прежде всего необходимо чувство эмоциональной и физической безопасности.
Хотя простота обстановки вполне приемлема, не следует забывать о комфорте. Если в комнате приятно и комфортно находиться, консультант и консультируемый будут чувствовать себя более непринужденно и встреча пройдет продуктивней.
Расставьте стулья в комнате таким образом, чтобы клиент сам мог выбрать удобное для себя место. Старайтесь не ставить стулья в такое положение, в котором клиент будет вас не очень хорошо видеть. Вам также необходимо самому очень хорошо видеть клиента.
|
Постарайтесь выглядеть спокойно, приятно и подготовлено. Это расслабит вашего клиента.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫК КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ (СЛ-2)
Нам будет неплохо познакомиться с классическими подходами к консультированию. Мы не придерживаемся одного подхода. Рекомендуется ознакомиться со всеми подходами, и затем взять из них те идеи, которые нам кажутся привлекательными. Есть некоторые теории, с которыми мы можем не согласиться. Однако с образовательной точки зрения знать их просто необходимо. Чаще всего происходит следующее, берется одна идея из одного подхода и другая идея из другого подхода и так формируется свой собственный метод консультирования. Ниже приведены основные подходы консультирования:
Психоаналитическая терапия
Адлерианская терапия
Экзистенциальная терапия
Личностно-центрированная терапия
Гештальт терапия
Трансактный анализ
Бихевиоральная терапия
Рационально-эмоциональная терапия
Терапия Реальностью
Психоаналитическая терапия (СЛ-3)
Психоанализ – это метод психотерапии и теории личности в сочетании с философским подходом к природе человека. Зигмунд Фрейд (1856-1939) был основоположником психоанализа. По Фрейду, человеческая сущность складывается преимущественно из психической энергии и ранних переживаний. Поведение людей находится под влиянием бессознательных мотивов или конфликтов. Некоторые управляемы сексуальными и агрессивными импульсами.
|
Фрейд подчеркивает значение раннего развития и стадии развития, которые он обозначает как психосексуальные: оральная стадия (первый год жизни), анальная стадия (возраст 1-3 года), фаллическая стадия (возраст 3-6 лет), латентная стадия (возраст 6-12 лет), генитальная стадия (возраст 12-18 лет), и затем генитальная стадия продолжается на протяжении всей жизни человека.
Профессия консультанта отдает особую дань психоаналитической теории за ее вклад в обеспечение инструментами глубинного понимания человеческого развития. Фрейд считал, что чувство любви и доверия, а также взаимосвязь с негативными чувствами и развитие позитивного восприятия сексуальности, являются социальными понятиями, которые намертво закрепляются в первые 6 лет жизни. Дальнейшее развитие личности человека строится на этом периоде жизни.
Эрик Эриксон строил свои гипотезы на идеях Фрейда и особое внимание уделил социальным аспектам человеческого развития. Он назвал их психосоциальными стадиями: младенчество (доверие-недоверие), раннее детство (автономность-стыд и сомнение), дошкольный возраст (инициатива-вина), школьный возраст (прилежание против неполноценности), отрочество (определение-смешение ролей), юная зрелость (интимность-изолированность), средний возраст (продуктивность-застой) и последующая (цельность-отчаяние).
Для размышления
1. Можете ли вы применить какие-либо аспекты психоаналитической теории к вашему собственному росту?
2. Каковы были ваши заблуждения или неправильные представления о психоанализе до того, как вы прочли этот материал?
3. Основываясь на том, что вы узнали о Фрейде, можете ли вы вспомнить человека, чьи проблемы могут быть результатом переживаний в первые 6 лет его жизни? Обсудите это.
4. Что вы думаете по поводу теории Фрейда?