Подготовка к восприятию нового материала.




Тема: «Методика изучения массы предмета в курсе математики в начальных классах»

План.

Выполнила: Никонова Карина студентка группы НОЛ-119

Какие житейские понятия использует учитель, формируя у детей представления о массе предметов? Приведите примеры заданий, которые целесообразно предложить ученикам с целью уточнения представлений детей о массе как о величине. Какие иллюстрации в учебнике можно использовать для этого? Какие пословицы, поговорки, сказки, стихи и т.д. можно использовать на уроке с этой же целью?

Первые представления о том, что предметы имеют массу, дети получают в жизненной практике: «Не бери, это для тебя тяжело», «Возьми, он легкий». Взяв в руки предмет, дети на основе мускульных ощущений устанавливают, какой предмет тяжелее, какой легче.

Но чувственный опыт дошкольников достаточно велик, чтобы сравнивать массу двух предметов. Так, предметы, которые имеют большой объем или занимают больше места в пространстве, всегда кажутся им большими по массе.Взяв в руки предметы, дети могут выяснить, какой легче, а какой тяжелее.

Но это можно сделать только в случае явного различия масс.

Еще до знакомства с темой «Масса» учащиеся из собственного опыта знают, что многие из окружающих их предметов связаны отношениями «тяжелее», «легче», «одинаковы»: яблоко легче кочана капусты, помидор тяжелее ореха и др.

Легко показать, что, сравнивая эти предметы «на руку», можно ошибиться. Этим обосновывается необходимость использования рычажных весов для правильного ответа на вопросы: что легче? что тяжелее? одинаковы ли?

Учитель на уроке может использовать не только современные понятия, но и житейские, такие как:

· золотник (всего 4 грамма);

· фунт (примерно половина килограмма);

· пуд (16 кг);

· берковец (10 пудов);

· ласт (72 пуда).

Рассмотрим, какие задания и иллюстрации представлены в разных учебниках:

В учебниках Аргинской Р.И. («Система развивающего обучения Л.В.Занкова») данная тема изучается со 2 класса. На страницах 6-9 вводят понятия «масса», а также упражнения и иллюстрации для закрепления данной темы. На 25 странице идет исторический материал, который знакомит детей с единицами измерения массы в древности.

М2Ач1 стр.25

М2Ач1 стр.6-9

 

 

С помощью рычажных весов проверяется правильность сравнения масс предметов. Учитель предлагает учащимся сравнить с помощью весов массы портфеля и двухкилограммовой гири; книги и килограммовой гири и т.д.

М1М ч.2 с.36

М1И ч.2 с.100

На уроке ознакомления проводим беседу. На столе у учителя две коробки, внешне одинаковые. Предлагаем сравнить их (по цвету, форме, размеру, материалу…). Ученики говорят, что они одинаковые. Учитель утверждает, что они отличаются. Учитель разрешает взять коробки в руки, ученики убеждаются, что одна из них легче, другая тяжелее. Учитель говорит, что это свойство предметов называется массой. Правильно сказать, что масса одной коробки больше, чем масса другой коробки.

1) Запиши в таблицу массу каждого предмета или живого существа

2)

3)

4)

 

Пословицы и поговорки:

· Два вершка от горшка и один – от смерти.

· У него в кулаке пуд. У него пудовый кулак.

· Съел полпуда — сыт покуда.

· Свой золотник чужого пуда дороже

· По чарке говядины, по фунту вина

· Сам худ, голова в (с) пуд

· За это можно и пудовую свечку поставить.

· Вот так фунт! (выражает разочарование или удивление)

· Меди рубль, да бумажек с пуд.

· Пуд муки по три рубли; во что обойдется пятачная булка?

· Здоровье (слава) приходит золотниками, а уходит пудами.

· Для бешеной собаки семь вёрст — не круг.

· Свой золотник чужого пуда дороже.

· Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

· От слова до дела целая верста.

· Беды кульем валятся, а счастье золотниками.

· Мал золотник, да дорог, велика фигура, да дура.

· Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог.

· Беда (горе, несчастье, недоля) приходит пудами, а уходит золотниками.

· Сено – на пуды, а золото – на золотники (т. е. каждая вещь имеет свою определенную ценность).

· Зернышко пуд бережет.

· Пудовое горе с плеч свалишь, а золотниковым подавишься.

· Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками.

· Узнать, почём фунт лиха.

· Сено на пуды, золото на золотники — т.е. каждая вещь имеет свою определенную ценность.

· Мал, да дорог золотник, а и велика куча, да вонюча.

· Мал золотник, да дорог.

· Пуд мыла изведешь, а родинки не смоешь.

· Мерить на свой аршин.

· Худое валит пудами, хорошее каплет золотниками.

· Фунт пуду должен уступить» (т. е. надо иметь уважение к старшим, более сведущим, опытным).

· Мал золотник, да золото им весят, велик верблюд, да воду на нем возят.

· Это тебе не фунт изюму (шутливое выражение о каком–нибудь непростом деле)

· Старичок с кувшин, борода с аршин.

· Мал золотник, да дорог; велик пень, да дуплист.

· Чем пуд ума, лучше фунт счастья.

Загадки:

Стихи:

Один грамм

Зря не надо быть упрямым,

надо вещи вешать граммом.

В грамме этом – сам вникай

четверть лишь золотника.

 

Сто граммов

Так во всем ведется мире

отливают в граммах гири.

Перевод и прост и прям

четверть фунта – сотня грамм.

 

Двести граммов

Тут расчет опять простой

если четверть фунта – сто,

Приравняй в одну секунду

двести граммов к полуфунту.

 

Фунт – четыреста граммов

Упирай на этот пункт,

новый разум вырасти

Тянет граммов старый фунт

около четыреста.

С какими способами сравнения предметов по массе знакомят детей в первую очередь? Как ввести способ сравнения «на руку», то есть с помощью мускульных ощущений? Приведите примеры таких заданий. Используйте материал учебников, а также придумайте свои задания.

Сравнение предметов по массе.

Доказываем, что способ сравнения «на глаз» в данном случае не подойдет

(пример с коробками или шарик и арбуз)

а) Вводим способ сравнения «на руку», то есть с помощью мускульных ощущений.

Используют предметы, контрастные по массе (учебник и рюкзак, карандаш и учебник). Развиваем математическую речь, учим правильно говорить: масса одного предмета больше массы другого предмета.

Предлагаем детям взять карандаш, потом пенал, портфель и стол. Спрашиваем, какой предмет самый лёгкий, а какой самый тяжёлый. Как они это определили? (карандаш было поднять легко, а столь сложно)

б) после нескольких примеров подводим к проблемной ситуации. Показываем, что «на руку» сравнивать бывает сложно. Подводим ко 2 способу сравнения. Знакомим детей с чашечными весами.

На этот урок учитель должен принести весы. Их можно взять в кабинете физики. Располагаем эти предметы на чаши весов и смотрим: какая чаша опускается ниже, тот предмет тяжелее. Далее проводится несколько опытов по сравнению масс предметов.

Задача 1. Масса пакета с мукой – 2 кг. Узнай массу 4 таких пакетов.

Задача 2. Масса 4 одинаковых пакетов с мукой – 8 кг. Узнай массу одного пакета.

Задача 3. Масса одного пакета с мукой – 2 кг. Сколько пакетов потребуется, чтобы разложить в них поровну 8 кг?

Задача 4. В 3 одинаковых коробках 6 кг печенья. Сколь кг весит одна коробка печенья?

Задача 5. Масса одной коробки печенья – 2 кг. Сколько коробок потребуется, чтобы разложить 6 кг печенья поровну?

Задача 6. В 7 одинаковых коробках 21 кг винограда. Сколько кг винограда в 4 таких же коробках?

Задача 7. В трех одинаковых ящиках 18 кг черешни. Сколько кг черешни в одном ящике?

Задача 8. Из 1 кг макулатуры можно изготовить 25 школьных тетрадей. Сколько таких тетрадей можно изготовить из 1 ц. макулатуры? Из 1 т. макулатуры?

Задача 9. Масса арбуза 12 кг, а масса дыни в 2 раза меньше. Какова масса дыни?

Задача 10. В зоопарке слону в день дают 30 кг черного хлеба а белого 6 кг. Во сколько раз больше дают черного хлеба, чем белого?

Задача 11. В 8 ящиках 24 кг винограда. Сколько килограммов винограда в одном ящике?

Задача 12. Продавец поставил на весы банку с мёдом. Весы показали массу 1 кг. Какова масса мёда, если масса банки 300 г?

Ребята, посмотрите к себе на стол. У вас на столах есть весы с двумя чашами и грузы-предметы, вес которых нам нужно сравнить.

1.Сравним вес пенала и учебника. (На одну чашу весов кладём пенал, а на другую учебник). Что мы видим? (Чаши весов находятся у всех на разном уровне, но у всех учебник выше пенала. Это значит, что учебник весит больше, чем пенал).

2.Сравним вес гвоздя и винта. (Чаша весов находятся на одном уровне. Это значит, что гвоздь и винт весят одинаково).

- Молодцы! А теперь выполните ещё одно задание: у вас на столах есть гирька и кубики. Вес гирьки 10 грамм. Вам нужно узнать, сколько кубиков уравновесят гирьку и сколько весит один кубик?

- Для этого поставьте гирю на одну чашу весов, а на другую выкладывайте кубики по одному до тех пор, пока чаши весов не будут находиться на одном уровне. Сколько кубиков вы положили (10 кубиков). Значит сколько весит один кубик (1 грамм).

М1М ч.2 с.36-37 (36 см. выше)

М1И ч.2 с.100-106 (100 см. выше)

в) В жизни не всегда можем расположить сравниваемые предметы на чаши одних весов.

Предположим, мы принесли ягоды и будем варить варенье, а сахара надо столько же купить в магазине. Нужно нести ягоды в магазин, но это неудобно. Есть способ сравнения с помощью «мерок», т.е. измерение.

В качестве мерок сначала можно использовать спичечные коробки с песком или кубики. Используя эти мерки, сравниваем массы предметов и затем показываем неудобство этого способа в жизни, т.к. нужна единая мера массы.

 

Каким образом можно познакомить учеников с чашечными весами? Составьте беседу, в процессе которой вы объясните назначение этого прибора и правила его использования при сравнении предметов по массе. Приведите примеры заданий для этой беседы.

Учитель демонстрирует чашечные весы и вводит понятие равновесие весов.

– Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?

Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает их на рисунках.

Д. Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые...

У. Поработаем с аптечными весами. Мы будем ставить на них разные предметы и сравнивать между собой. Вот весы уравновесились – значит, массы предметов равны. Вот случай, когда левая чаша весов опустилась, – значит, масса предмета на левой чаше больше, а на правой меньше.

Поработаем с бытовыми весами.

На одну чашку весов ставим пакет риса, на другую – пакет гречки.

Дети видят, что весы находятся в равновесии.

– Когда весы находятся в равновесии, то говорят, что массы предметов равны, то есть масса пакета риса равна массе пакета гречки.

На доске появляется запись: р = г.

– Когда одна чаша весов находится ниже другой, она тяжелее, а когда выше – легче. Где тяжелее, там масса больше, а где легче, там масса предмета меньше. Давайте сравним массы пакетов риса и муки.

Д. Пакет муки тяжелее пакета риса.

На доске появляется запись: м> р.

– А теперь рассмотрим изображение весов в учебнике на странице… 6. Определите, какие предметы одинаковой массы, какие – легче, а какие – тяжелее. Сравниваем массу арбуза и массу дыни.

Д. Масса арбуза меньше массы дыни.

На доске делается запись: а < д.

У. Сравните массы тыквы и кабачка, мешочков с мукой и рисом.

На доске делается запись: м = р, т > к.

– Запишите предложения с помощью знаков >, <, =:

пакет с сахаром легче пакета с мукой; масса курицы больше массы гуся; заяц тяжелее белки; масса воробья равна массе синицы.

Как познакомить учащихся с единой мерой массы – килограммом. Какое оборудование должно быть на уроке? Продумайте серию обучающих заданий для этого урока, которые предполагают фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу с учащимися.

Подготовка к восприятию нового материала.

- С какой величиной мы уже знакомы? (С длиной.)

- Что такое длина? (Величина, которую можно измерить и сравнить.)

- В чем измеряют длину? (см)

- Возьмите в одну руку учебник, в другую – тетрадь. Что легче? Как же узнать, какой предмет легче, какой тяжелее? Может ли нам в этом помочь линейка? Почему? Легко ли вам ответить на вопрос «что легче?»?

- Теперь возьмите в одну руку ручку, в другую – карандаш. Легко ли определить, что тяжелее? Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Положить предметы на разные чаши весов.Какой предмет перевесит, тот тяжелее.)

- Какой прибор служит для измерения массы предметов? (Учитель кладет на чаши весов ручку и карандаш.Дети делают вывод, масса какого предмета больше.)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: