ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




Программа дополнительного образования

«Школа вожатого»

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория: 15 – 18 лет

 

Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № __ от _________г.   Зав.кафедрой _______________Ю.В.Табашникова
Согласовано Заместитель директора по УВР   _________________О.Н.Герасименко

 

 

  Составитель: Чипышев А.Б., педагог дополнительного образования

 

2017 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Тип программы:

__ адаптированная _______________________________________________________

 

Образовательная область:

__ профильная: культурно-досуговая __________________________________________

 

Направленность деятельности:

__ социально-педагогическая_ _____________________________________________

 

Способ освоения содержания образования:

__ репродуктивная,творческая, алгоритмическая _____________________________

 

Уровень освоения содержания образования:

__ углубленный_ ________________________________________________________

 

• Возрастной уровень реализации программы:

__ 15-18 лет __ ___________________________________________________________

 

Форма реализации программы:

__ групповая, индивидуальная ______________________________________________

• Продолжительность реализации программы:

__ Одногодичная __________________________________________________________

Пояснительная записка

Проблема воспитания детей остается одной из самых главных проблем нашего общества.

В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего и дополнительного образования. Основная идея обновления - заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Образовательная общеразвивающая программа «Школа вожатого» способствует решению профильного (дополнительного) обучения подростков старшей ступени. На актуальность введения профильного (дополнительного) обучения указывают следующие обстоятельства:

· профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников;

· к 15 – 16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.

В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного (дополнительного) обучения на старшей ступени общего и дополнительного образования: теория, практика, спрос.

Нормативное основание для разработки Программы «Школа вожатого»:

· Закон РФ «Об Образовании»;

· Концепция развития дополнительного образования до 2018 года;

· Концепция профильного обучения;

Программа рассчитана на учащихся 10 классов, желающих получить дополнительное образование и в будущем выбрать профессию педагога, а также возродить шефскую работу в ОУ, подготовить вожатых для работы в лагерь с дневным пребыванием летом.

 

Предполагается ведение занятий в 3-х группах по 10 человек 2 раз в неделю по 4 часа. Итого педагогическая нагрузка составляет 4 часа в неделю. Занятия проводятся в течение учебного.

 

Направленность: Социально-педагогическая

Цель: возрождение шефской работы в ОУ, подготовка вожатских кадров для работы в лагерях с дневным пребыванием, детских и молодежных организациях.

Задачи:

· Развитие организаторских и коммуникативных навыков;

· Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;

· Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;

· Формирование вожатских умений в процессе педагогической практики.

· Создание условий для творческой самореализации личности и молодежных сообществ.

В процессе освоения программы «Школа вожатого», учащиеся приобретают следующие знания и умения

Знания:

· Основные приемы эффективного общения.

· Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков.

· Нормативно-правовые основы работы вожатого.

· Особенности временного детского коллектива.

· Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней.

· Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.

· Игровая деятельность, возможности игры.

· Охрана жизни и здоровья детей

 

Умения:

Ø Диагностические умения;

Ø Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;

Ø Организаторские (организация жизнедеятельности в классе, отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)

Ø Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)

Ø Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)

Ø Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)

 

Разрабатывая содержание и технологию обучения, опираюсь на следующие положения:

1.Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.

2.Особенности современного подростка и условия, в которых работает вожатый - лагерь, клуб, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе.

3.Занятия в рамках программы «Школа вожатого» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей.

По окончании образовательного курса проводится собеседование и предоставляется педагогическая практика в лагере с дневным пребыванием.

Итоговая аттестация состоит из собеседования обучающегося с педагогом по основным учебным темам и выполнения практических заданий.Учащимся, прошедшим собеседование и успешно прошедшим практику, выдается свидетельство «Вожатый - инструктор», «Вожатый - культорганизатор», где содержится информация о полученных ими знаниях с перечнем основных тем, количеством учебных часов, отметках.

Одним из условий образовательного процесса является курс практических занятий, направленных на отработку жизненно важных умений и навыков, отработку полученных знаний по курсу.

Программа обучения состоит из следующих разделов:

· «Основы вожатского мастерства»;

· «Диагностические умения»;

· «Стажировка».

Формы обучения: лекции, практикумы, экскурсии, деловые игры, работа в группах, беседы, психологические практикумы, круглые столы.

Способы мотивации учащихся:

· необычность названия и содержания курса;

· обоснование перспективности работы вожатого / организатора;

· предоставление ученикам возможности проявить свои творческие способности;

· развитие основ профессиональных знаний.

 

Реализация программы внеурочной деятельности не обходится без форм контроля и изучения изменения в развитии личности ребенка путем проведения анкетирования и психолого-педагогического анализа.

Формы контроля:

- предварительный;

- текущий;

- итоговый.

Диагностические методики:

- методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков, М.В. Сергеева);

- методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын);

- диагностическая тест-карта самооценки подростка («Портрет»).

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа "Школа вожатого" рассчитана на учащихся 5-11 классов. Объём часов: в неделю – 12 часов, ежегодно –420часов, за курс (1 год обучения) – 420 часов. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

№ группы Год обучения. Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год (35 недель)
1 группа 1 год 4 часа 2 раза в неделю 8 часов в неделю 210 часов в год
2 группа 1 год 4 часа 2 раза в неделю 8 часов в неделю 210 часов в год
3 группа 1 год 4 часа 2 раза в неделю 8 часов в неделю 210 часов в год

Учебно-тематический план обучения

Название блока, темы Всего часов Теория Практика
1. «Основы вожатского мастерства»      
1.1. Основы организаторской деятельности. Нормативно-правовые основы работы вожатого. Охрана жизни и здоровья детей.      
1.2. Закономерности возрастного развития.      
1.3. Личность вожатого. Психология общения.      
1.4. Логика развития лагерной смены. Проектирование собственной деятельности.      
1.5. Основные приемы формирования команды. Малые формы работы.      
1.6. Методики работы с группой. Методика КТД.      
1.7. Формы КТД: Научно-практическая Интеллектуальная Социально-общественная Креативная      
1.8. Командообразование. Самоуправление в коллективе.      
1.9. Приемы эффективного общения. Формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса.        
1.10. Приемы творческого мышления. Тематические дни смены.      
1.11. История и культура края родного      
1.12. Игра и ее возможности. Классификации игр.Этапы организации игры.      
1.13. Игровые методики.Игра и периоды смены      
2. Диагностические умения.      
2.1. Методика организации и проведения диагностики.      
2.2. Диагностика личности ребенка. Диагностика интересов ребенка.      
2.3. Диагностика взаимоотношений во временном коллективе.      
3. Стажировка (осенняя, зимняя, весенняя)      
4. Проведение собеседования      
  Итого:      
  Всего часов:      

Содержание программы

Значительным моментом в работе с детьми является воспитательныйаспект, где важнейшим звеном является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют теоретические занятия, коллективные посещения мероприятий, совместная работа над разработкой содержания отрядных мероприятий «Школа вожатого».

Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Основная задача педагога – создавать комфортный микроклимат. Дружеский творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, подготовку материала, сбор информации, постоянные поручения, а также помощь своим коллегам по проекту дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы ребята чувствовали ответственность за деятельность отряда «Школа вожатого».

Тема 1. Основы организаторской деятельности. Нормативно-правовые основы работы вожатого. Охрана жизни и здоровья детей

Организация как форма деятельности. Совокупность средств, форм и методом технологии организации. Устав вожатого, устав лагеря, конвенция о правах ребёнка.

Тема 2. Закономерности возрастного развития

Особенности и закономерности младшего школьного возраста. Психолого-педагогическая характеристика возраста. Особенности физического и эмоционального развития ребёнка.

Тема 3. Личность вожатого. Психология общения

Историческая характеристика вожатского движения. Вожатый в разных странах. Обязанности вожатого. Образ вожатого. Методика взаимодействия и общения во временном коллективе. Характеристика основных психологических триггеров в младшем школьном возрасте.

Тема 4. Логика развития лагерной смены

План тематической лагерной смены. Логика и хронометраж лагерных и отрядных мероприятий. Открытие и закрытие лагерной смены как основные мероприятия в рефлексии вожатого.

Тема 5. Основные приёмы формирования команды. Малые формы работы

Тимбилдинг и его методы и формы во временном коллективе на базе лагеря дневного прибывания. Способы администрирования команды.

Тема 6. Методика работы с группой. Методика КТД

Формы групповой работы. Распределение обязанностей в группе. Коллективно-творческое дело: его основы и нововведения. КТД как способ самоорганизации, знакомства, решения конфликтов.

Тема 7. Формы КТД: научно-практическая, интеллектуальная, социально-общественная, креативная

Характеристика коллективно-творческого дела с позиции образовательной деятельности. Проекты, статьи, обзоры, мероприятия, практические задания.

Тема 8.Командообразование. Самоуправление в коллективе

Характеристика тимбилдинга с позиции работы с младшим школьным возрастом. Лидерство во временном коллективе. Основные лидерские качества. Самоуправление как основа лидерства. Самоуправление как форма внутриотрядной регуляции.

Тема 9. Приёмы эффективного общения. Формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса

Воспитательные аспекты общения. Основы общения по схеме «вожатый - ребёнок». Способы общения во временном коллективе. Досуговое общение. Конструктивное общение.

Тема 10. Приёмы творческого мышления. Тематические дни смены

Развитие творческого мышления средствами игры и театрализации. Общение как способ расширить грани творческого мышления. Мастер-классы по прикладному творчеству. Характеристика основных тематических дней смены. Дополнение смены новыми тематическими днями.

Тема 11. История и культура УРФО

Культура Урала. Игры, сказки, приметы, которые вожатый сможет применить в работе с отрядом.

Тема 12. Игра и её возможности. Классификация игр. Этапы организации игры

Игра как способ знакомства и обучения. Виды и типы игр. Тематическое наполнение игр для младшего школьного возраста. Реконструкция винтажных лагерных игр.

Тема 13. Игровые методики. Игра и периоды смены

Методика игрового инсайда. Методика проведения игр на свежем воздухе и в аудиториях. Способы и варианты играть с теми, кто играть не хочет. Периоды смены. Взаимосвязь периодов смены с игровым наполнением.

Тема 14. Методика организации и проведения диагностики

Виды, формы и методы диагностики в лагере дневного пребывания. Диагностика в процессе игры. Диагностические игры и тренинги.

Тема 15. Диагностика темперамента, личностных особенностей и интересов ребёнка

Темперамент и его виды. Способы игровой диагностики темперамента. Анкетирование, опрос, интервью с младшим школьным возрастом.

Тема 16. Диагностика взаимоотношений во временном коллективе

Конфликтология как область работы с временным коллективом. Виды конфликтов и способы их решения. Эмоциональное обволакивание и референция.

Значительным моментом в работе с детьми является воспитательный аспект, где важнейшим звеном является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют теоретические занятия, коллективные посещения мероприятий, совместная работа с детьми разного возраста в условиях временного коллектива.

Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Основная задача педагога – создавать комфортный микроклимат. Дружеский творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, подготовку материала, сбор информации, постоянные поручения, а также помощь своим коллегам по проекту дают уверенность в себе и чувство удовлетворения.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Тема занятия Кол – во часов дата корректировка
  Основы организаторской деятельности. Нормативно-правовые основы работы вожатого. Охрана жизни и здоровья детей      
  Закономерности возрастного развития      
  Личность вожатого. Психология общения      
  Логика развития лагерной смены      
  Проектирование собственной деятельности      
  Основные приемы формирования команды. Малые формы работы      
  Методики работы с группой. Методика КТД.      
  Формы КТД: Научно-практическая Интеллектуальная Социально-общественная Креативная      
  Командообразование. Самоуправление в коллективе.      
  Приемы эффективного общения. Формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса.      
  Приемы творческого мышления. Тематические дни смены.      
  История и культура УРФО      
  Игра и ее возможности. Классификации игр.Этапы организации игры.      
  Игровые методики.Игра и периоды смены      
  Методика организации и проведения диагностики.      
  Диагностика личности ребенка. Диагностика интересов ребенка.      
  Диагностика взаимоотношений во временном коллективе      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: