Программа семинара для волонтеров проекта
«СПАРТА – спортивное братство»
Тема: Психологические особенности детей, воспитывающихся в интернатном учреждении.
Практически каждый ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, травмирован тем, что он не учиться в обычной школе. Большинство детей в интернате из неблагополучных семей, многие подвергались жестокому обращению, некоторые испытали потерю родителей. Сам факт пребывания в казенном учреждении говорит о наличии у ребенка своего «маленького» трагичного жизненного опыта.
Первая и самая главная трагедия в жизни ребенка – это неисполнение мамой своих родительских обязанностей. Мама должна любить, кормить, до 1 года носить на руках и формировать механизмы привязанности, базового доверия к миру через позитивные эмоциональный и сенсорный контакты.
Если этого не происходит, то интеллектуальная и познавательная активность ребенка «гасится», медленнее развиваются мышление и речь, а внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита.
Неблагополучная материальная ситуация семьи, неисполнение родителями своих обязанностей (или отсутствие родителей в жизни ребенка) и жестокое обращение, порождают у детей множество негативных переживаний и искаженных представлений о правильных моделях поведения. Потеря родителей абсолютно дезориентирует ребенка в большом мире, переживая горе, он самостоятельно пытается адаптироваться к существующей реальности, зная, что он сам за себя, однако, при гиперопеке у него порождается иждивенческое отношение к окружающим.
В школьном возрасте мы видим последствия того жизненного опыта, который ребенок пережил. Исследователи отмечают негативные последствия.
К негативным личностным особенностям детей, воспитывающихся в детском доме, О.Ф. Рогаль-Левицкая относит:
· нарушенные коммуникативные связи;
· искаженное мировосприятие, недостаточные уровень и содержание знаний о жизни в обществе;
· неуверенность в своих силах, искаженная Я-концепция;
· недооценка образования;
· затрудненное целеполагание: (сложность в определении перспективных целей);
· отсутствие навыка осознанного планирования своего будущего.
Проблемы в развитии сознания детей и подростков:
1) не проявляют беспокойства по поводу агрессивности или жестокого поведения. Это выражается в том, что они оправдывают жестокость по отношению к другим, сами проявляют ее;
2) не испытывают чувства вины, нарушая правила и законы, считая, что они не виноваты, а нарушать правила нормально (ездить без билета на транспорте, воровать на рынке, брать вещи друг у друга, отнимать друг у друга нужные предметы и т.д.);
3) перекладывают вину на других.
Контроль над действиями:
1) не умеют контролировать себя, не соблюдают ограничения, просят других контролировать их действия и поступки;
2) демонстрируют недостаток предвидения, не могут объяснить, что последует за их действиями, как отреагируют другие, какие последствия это будет иметь для них самих;
3) с трудом сосредотачиваются на каком-то деле (чтении, вышивании, рукоделии и т.д.).
Развитие самооценки:
1) не могут получать удовольствие от хорошо сделанных заданий;
2) считают, что они ничего не заслуживают;
3) считают, что они не способны что-либо изменить и от них ничего не зависит;
4) с трудом веселятся, чаще грустят, озабочены своими проблемами.
Межличностное общение:
1) не доверяют другим людям и сверстникам;
2) требуют любви, но при этом не допускают глубоких отношений, не раскрываются перед другими;
3) проявляют враждебную зависимость;
4) желают контролировать все, что происходит вокруг, присутствует постоянное чувство бдительности, быть начеку;
5) проявляют необоснованную социальную зрелость, делятся своим опытом и много рассказывают о том, что они делали в прошлом.
Особенности проявления чувств детей:
1) испытывают трудности в определении собственных чувств, не могут описать, что они чувствуют, рассказать о своих чувствах;
2) отличаются бедностью эмоционального опыта;
3) испытывают трудности в выражении чувств, особенно гнева, грусти, печали;
4) с трудом понимают чувства других, затрудняются описать, что чувствует другой человек.
Особенности проявления мышления:
1) испытывают трудности использования логического мышления, замедленность его развития;
2) испытывают трудности, думая о будущем;
3) затрудняются в овладении многими понятиями, обобщениями.
Проявление проблем в развитии:
1) трудности в развитии речи, навыках самообслуживания;
2) трудности в личностном и социальном развитии, отличаются низким уровнем социальной компетентности по многим вопросам.
Основными механизмами социализации являются имитация (подражание), идентификация, научение через наблюдение и интериоризация (присвоение).
Особенного внимания заслуживают особенности, складывающиеся к подростковому возрасту.
Для нормального развития подростков необходимы определенные условия, которые взрослые обязаны создавать.
1. Информация о современной жизни - имеют право и должны получать достаточно достоверной информации по всем волнующим подростков вопросам, проверять, анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, партии, секты, молодежное движение и т.д.).
2. Сочетание свободы и ответственности в деятельности – конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе.
3. Принятие себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.).
4. Навыки достойного поведения (научить навыкам достойного поведения, взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).
Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте дает мало оптимистическую картину. Однако, подростки группы риска имеют следующие особенности:
1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе - творчество, познание, активная деятельность в жизни. У подростков наблюдается убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия.
2. Проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.
3. Подростки испытывают эмоциональное отвержение со стороны родителей и одновременно психологическую автономию.
4. Среди ценностей у подростков группы риска на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье.
5. В то же время, эти ценности представляются подросткам недоступными в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт, один из источников стресса.
6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни - пример жизни тех, кто плохо учился или не учился, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.), не зная реальных путей достижения таких «ценностей».
7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности подростков группы риска.
8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремление получать от жизни одни удовольствия.
9. Изменение направленности интересов подростков - свободное времяпрепровождения (в подъезде, на улице, подальше от дома и др.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
У подростков, лишенных родительского попечения представления о счастливом человеке и о счастье, значительно отличается от подростков из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска как основных показателей счастья является наличие еды, сладостей (много торта), игрушек, подарков, одежды.
Еще один фактор, с которым сталкиваются специалисты в работе с детьми, воспитывающиеся в интернатном учреждении, является психологическая беспомощность.
Проявление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживаемую значимую ситуацию или ее последствия, попыткой преодолеть трудности, которая выглядит следующим образом:
а) стереотипной деятельностью, неадекватной конкретной ситуации;
б) перебором стереотипных действий (наличием неконструктвиных способов поведения и деятельности, не приносящих результата);
в) отказом от выполнения деятельности, сопровождающимся апатией, депрессией;
г) состоянием оцепенения, расстройства, плачем и т.д.;
д) переносом или смещением цели на другую.
Пережитые травмы могут приводить ребенка в состояние депрессии и тогда он не смеется, не играет, защищается от окружающих, не вступает в общение с другими, проявляет агрессивность по отношению к другим и т.д., ищет круг «своих» и склонен ко всем вредностям, которые предлагаются современным миром.
Средствами реализации условий для успешной социализации детей – учащихся интерната, может являться специально организованная ситуация наставничества в рамках совместных спортивных занятий по дзюдо. Мы полагаем, что видя перед собой пример поведения спортсменов старше себя, их общения между собой и отношения друг к другу, дети начнут подражать им, а также причислять себя к спортивному сообществу. Таким образом, модели поведения и проявления характера будут присвоены и станут нормой для учащихся интерната – участников проекта «СПАРТА – спортивное братство».