Методы аналитической работы




На практике информационно-аналитическая работа осуществляется для обеспечения выработки своевременных и обоснованных управленческих решений, прежде всего, руководителями всех уровней органов и учреждений УИС в сфере реализации возложенных на них функций, их аппаратами управления, а также другими сотрудниками.

Особое место в этой работе занимает Организационно-инспекторское управление ФСИН России и его структурные подразделения на местах, поскольку организация информационно-аналитической работы относится к числу их основных функций. Составляющими их деятельности являются:

– накопление, обобщение и анализ поступающей информации;

 

– комплексный анализ информации по различным проблемам деятельности УИС;

– подготовка справочных материалов, данных о результатах деятельности органов и учреждений, УИС в целом, подготовка предложений по повышению эффективности их функционирования;

– формирование справочно-информационного фонда и т. д.

При организации получения, обработки, систематизации, накопления и обобщения разноаспектной информации уделяется внимание следующим вопросам:

– определение источников поступления необходимой информации и перечня требуемых основных сведений;

– установление в целях получения информации контактов с соответствующими органами государственной власти, организациями и общественными объединениями;

– систематизация поступающей информации по содержанию, направленности и принадлежности; при наличии технических возможностей формирование банков данных с использованием электронно-вычислительной техники.

В процессе информационно-аналитической работы сбору и последующему анализу подлежит следующая информация:

– о внутренней и внешней среде функционирования УИС, ее органов и учреждений;

– состоянии правопорядка в территориальных органах и учреждениях УИС;

– силах и средствах органов и учреждений УИС;

– результатах оперативно-служебной деятельности и др.

Источниками служит информация, поступающая в виде статистических и иных данных, характеризующих правопорядок, сведения о силах и средствах, результаты оперативно-служебной деятельности, состояние дисциплины и законности, судебную практику, материалы инспектирования и контрольных проверок учреждений и органов УИС, материалы научных исследований и др.

Интересующая аналитиков информация может выступать в формах оперативной информации о преступлениях, чрезвычайных и других происшествиях; принятых по ним мерах, используемых при этом силах и средствах; статистической отчетности о состоянии преступности и резуль-татах оперативно-служебной деятельности; данных органов прокуратуры, юстиции, других правоохранительных органов субъектов Российской Фе-дерации: сведений органов государственной власти субъектов Российской 113

 

Федерации по вопросам социально-экономического развития регионов; законодательных и иных нормативно-правовых актов субъектов Россий-ской Федерации в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступ-ностью, исполнения наказаний и т. д.

Основные виды анализа, осуществляемого в деятельности право-охранительных органов, классифицируются по различным основаниям: по объему изучаемых факторов, по продолжительности анализируемого периода, а также по используемым методам сбора и обработки инфор-мации.

Наиболее распространенным видом аналитической работы в право-охранительных органах является комплексный анализ оперативной об-становки.

Само понятие комплексного анализа обстановки является многофак-торным, включающим в себя множество различных направлений деятель-ности и отношений.

Основными задачами комплексного анализа в УИС являются полу-чение полного и объективного представления о состоянии оперативно-служебной деятельности, правопорядка в органах и учреждениях УИС, причинах изменений в криминальной ситуации, а также выявление наибо-лее характерных недостатков в организации и практике управленческой деятельности органов и учреждений, их структурных подразделений с це-лью выработки и осуществления адекватных мер по совершенствованию их работы.

Он должен охватывать анализ и оценку состояния правопорядка, ре-зультаты оперативно-служебной деятельности, эффективности использо-вания сил и средств, а также факторов внешней среды, оказывающих вли-яние на работу территориальных органов УИС.

В ведомственных нормативно-методических документах в основном выделяются следующие виды анализа: текущий, внеочередной, анализ с нарастающим итогом, за длительный период, проблемный, сравнитель-ный и другие.

Текущий анализ (за сутки, неделю, месяц) направлен на обеспече-ние потребностей оперативного управления, повседневной организации работы личного состава учреждения или территориального органа ФСИН России. На его основе принимаются меры реагирования на конкретные преступления и правонарушения, вносятся необходимые коррективы в расстановку сил и средств.

Внеочередной анализ – разновидность анализа за отчетный период. Проводится, как правило, по итогам нескольких месяцев при резком 114

 

осложнении оперативной обстановки либо в случаях разработки ком-плексных организационных мер по вопросам взаимодействия для совеща-ний руководителей, заседаний коллегий.

Анализ с нарастающим итогом за отчетный период (квартал, полу-годие, девять месяцев, год) направлен на выявление отклонений состояния правопорядка, динамики и структуры преступности, организации опера-тивно-служебной деятельности от тренда (основной тенденции изменения).

Анализ за длительный период (более года) служит для выявления основных тенденций развития оперативной обстановки и предназначен в основном для разработки комплексных и целевых программ борьбы с пре-ступностью, укрепления правопорядка.

Проблемный анализ направлен на изучение отдельных вопросов ор-ганизации исполнения наказаний, обеспечения правопорядка и т. д.

Сравнительный анализ осуществляется, например, в целях выявле-ния причин существенных различий в конечных результатах оперативно-служебной деятельности двух и более территориальных органов, работа-ющих в схожих или различных условиях, и при решении других проблем.

Таким образом, комплексный характер любого анализа выражается в том, что анализируемый участок оперативно-служебной деятельности все-гда рассматривается через призму состояния соответствующей внутриор-ганизационной работы. Ведомственные нормативно-методические доку-менты также устанавливают предмет для аналитической работы в соот-ветствии с уровнем управления в иерархии правоохранительных органов.

В практике аналитической работы правоохранительных органов принято выделять следующие группы методов:

Первая группа – методы сбора информации:

– изучение документов включает в себя качественный анализ текстов нормативных актов, отчетных, аналитических и иных документов и мате-риалов, содержащих информацию, зафиксированную в рукописном виде, а также на лазерных и магнитных носителях, кино-, видео- и фотопленке;

– опрос осуществляется путем анкетирования, интервьюирования или тестирования. Он позволяет собрать, а затем количественно оценить (квантифицировать) качественную информацию о субъективных мнениях, представлениях и мотивах поведения респондентов;

– наблюдение представляет собой непосредственное (включенное на-блюдение) или опосредованное (косвенное, невключенное наблюдение) восприятие действительности. С его помощью осуществляется сбор ин-формации о социальных фактах, практических действиях людей, о реаль-ных свойствах социальных объектов и окружающих их условиях; 115

 

– эксперимент – это активная форма сбора и анализа информации. Он позволяет получить качественно новое представление о природе, зако-номерностях и тенденциях в специально смоделированных ситуации, про-цессе или явлении.

Вторая группа – методы обработки информации. Они включают в себя статистические методы, позволяющие определить количественные параметры изучаемых социальных процессов и явлений.

К методам обработки информации следует отнести методы фак-торного, дисперсного и корреляционного анализа; линейного и динамиче-ского программирования; распознавания образов и др.

Проведение анализа всегда предполагает прогностическую оценку в отношении среды функционирования правоохранительного органа. Зна-ние основных тенденций изменения средовых факторов позволяет вы-брать соответствующую стратегию организации оперативно-служебной деятельности и тактику применения ее методов.

Выбор подвергающихся анализу факторов внутренней и внешней среды, а также прогнозирование ситуаций определяется задачами разраба-тываемого управленческого решения. В практических целях прогностиче-ский анализ чаще всего востребован в связи с разработкой планов органи-зационных мероприятий в правоохранительных органах. В деятельности органов внутренних дел востребованы также краткосрочные прогнозы (на период до 3-х месяцев) и долгосрочные прогнозы (на период более года).

Точность прогноза зависит:

– от прогнозируемого периода времени (чем дольше временной пе-риод, тем менее точен прогноз);

– от решаемых задач (тяжелее прогнозировать тенденции комплекс-ных процессов);

– от достоверности собранной информации и способов ее интерпре-тации (наиболее удобны для прогнозов статистические сводки с малыми интервалами наблюдения).

Кроме того, используются социологические методы математиче-ского и логического моделирования (прогнозирования). На практике воз-никает проблема, заключающаяся в том, что их методики достаточно сложны и дорогостоящи.

Информация, применяемая для решения прогностических задач, а также в аналитической работе, в случае, если она взята произвольно, ма-лопригодна для практических управленческих целей. Для выработки кон-кретных мер реагирования на изменения оперативной обстановки инфор-116

 

мация в отношении анализируемых социальных процессов должна удо-влетворять ряду требований:

– показатели должны представлять собой не просто набор, сумму ка-ких-либо индикаторов, а систему, отражающую сущность изучаемого яв-ления;

– критерии отбора индикаторов и включения их в круг анализируе-мых показателей определяются уровнем субъекта управления и стоящими перед ним задачами;

– минимизируя затраты на сбор показателей, тем не менее необхо-димо обеспечить их достаточность для анализа изучаемого явления или процесса.

Таким образом, исходным моментом анализа оперативной обстанов-ки является сбор, накопление и систематизация соответствующей инфор-мации. С точки зрения статистики этот процесс представляет собой мас-совое наблюдение за изучаемым, анализируемым объектом – состоянием среды функционирования правоохранительного органа. Статистика имеет дело не с самими объектами как с целостными образованиями, а лишь с некоторыми их признаками.

Эти признаки делятся на качественные, полукачественные и количе-ственные.

Качественным является признак, позволяющий отличить объект, им обладающий, от объекта, таким признаком не обладающего (например, у краж личного имущества можно выделить такой качественный признак, как «квартирные» или «карманные», у убийств – «совершенные в состоя-нии сильного душевного волнения» или «умышленные» и т. п.). Сравне-ние объектов по качественному признаку не производится, так как одна кража не может быть более «квартирной» или «карманной», чем другая. Это не исключает возможность сравнительного анализа преступлений, имеющих различные качественные признаки, однако в таком случае сопо-ставляются не качественные признаки, а иные характеристики объектов.

Полукачественным называется признак, по которому обладающие им объекты могут сравниваться по принципу «больше – меньше». Такими при-знаками являются, например, общественная опасность преступлений, уро-вень образования преступников и т. д. Сравнение объектов по «полукаче-ственному» признаку позволяет зафиксировать лишь тот факт, что у одних объектов он выражен сильнее, чем у других, и на этом основании провести ранжирование среди изучаемых объектов.

Количественным называется признак, по которому обладающие им объекты могут сравниваться в понятиях «на сколько или во сколько раз 117

 

больше», то есть значения количественного признака имеют числовые формы, над которыми можно производить любые математические опера-ции. Очень часто количественный признак – это квантифицированное, то есть числовое отражение качественного или полукачественного признака объекта. Так, количественным признаком преступности является ее состо-яние, которое измеряется с помощью цифрового выражения, отражающе-го число совершенных преступлений. Количественные признаки измеря-ются двояким путем.

Во-первых, путем пересчета однородных в определенном отношении элементов, характеризующих в своей совокупности величину объекта. Например, при расчете состояния преступности мы абстрагируемся от ка-чественных признаков, таких как «карманная» или «квартирная» кража, «уличный» грабеж или разбой, рассматривая эти элементы как однород-ные по признаку включения их в Уголовный кодекс. Поэтому состояние преступности для нас получается как итог сложения (пересчета) образу-ющих это явление преступлений.

Во-вторых, путем сравнения выраженности признака изучаемого объекта с некоторым эталоном. Это позволяет выразить возраст пре-ступников в годах, материальный ущерб – в рублях, время совершения преступлений – в часах и т. д. Эталон, с которым сравнивается значение признака у данного объекта, называют единицей измерения, а результат измерения – абсолютной (если он выражен натуральным числом) или от-носительной (если выражен в процентах) величиной.

Таким образом, аналитическая работа в правоохранительных орга-нах является связующим звеном между теорией и практикой управления правоохранительной деятельностью, одной из ступеней процесса позна-ния, которые определяют ее качество и эффективность. Основным сред-ством достижения задач, стоящих перед аналитической работой, являются методы, которые включают в себя многообразие путей и способов и отра-жают опыт этой деятельности в системе правоохранительных органов.

Заключение

В настоящее время все более очевидным становится факт, что имен-но управление является тем базовым организационным условием, на ко-тором строится вся система оценки эффективности деятельности любой организации, в том числе и правоохранительных органов.

Информационное обеспечение системы управления УИС осуществ-ляется для создания необходимых условий организации качественной ин-формационно-аналитической (аналитической) работы. Она представляет 118

 

собой деятельность по сбору, обработке и собственно анализу информа-ции, необходимой для принятия управленческих решений, является одним из важнейших элементов процесса управления. Именно в результате ана-литической работы используются возможности информации как одного из основных ресурсов управленческой деятельности в УИС. Во многом от ее качества зависит эффективность управленческих решений, функциониро-вания системы управления УИС в целом.

Совершенствование информационно-аналитической работы является важной частью повышения эффективности управления. Большие возмож-ности улучшения систем сбора, накопления и обработки информации, а также всей аналитической работы связаны с использованием ЭВМ. Это позволяет внедрить в практику научно обоснованные методики обработки и анализа информации, существенно расширить сферу аналитической дея-тельности в управлении. Поиск и использование даже простейших прове-ренных на практике организационных форм применения технических средств и приспособлений обеспечивают удобство, доступность и надеж-ность в оперировании информацией, повышение качества аналитической работы, естественно, при эффективной организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: