Для изучения строения тела человека и его функций пользуются различными методами исследований. Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая — на живом человеке./
В первую группу входят:
1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) позволяет изучать строение и топографию органов;/
2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения;/
3) метод распиливания замороженных трупов разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела;/
4) метод коррозии применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований;/
5) инъекционный метод заключается во введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др./ 6) микроскопический метод используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение./
Ко второй группе относятся:
1) рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;/
2) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;/
3) антропометрический метод изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;/
4) эндоскопический метод дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат./
|
В современной анатомии используются новые методы исследования, такие как компьютерная томография, ультразвуковая эхолокация, стереофотограмметрия, ядерно-магнитный резонанс и др./
Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов./
Метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок — катетеров — вводят различные лекарственные средства./
Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения деятельности органа используют электрический или химический вид раздражения./
Широкое применение в физиологических исследованиях нашли инструментальные методы (электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро, - микроэлементов и др.)./ Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.
|
Задание 1. Выберите верный ответ:
Какой метод относится к первой группе:
А. фистульный
Б. соматоскопический
В. антропометрический
Г. инъекционный
Задание 2. Переведите текст в таблицу «Методы исследования».
Группа | Метод | Характеристика метода |
Задание 3. Перечислите З наиболее значимых метода, которые используются на современном этапе развития человечества? Какие методы в последние десятилетия нашли широкое применение в физиологических исследованиях?
Задание 4. Докажите, что без знания и применения методов невозможно осуществлять изучение человека.
Критерии оценивания:
Ответы | Критерии оценивания |
Задание 1 Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с правильными вариантами ответов. | 1 балл – правильный ответ. Комментарий: Из всех перечисленных методов необходимо определить тот метод, который относится к указанной в задании группе. |
Задание 2 Деятельность: Перевод одной формы текста (словесный текст) в другую (таблица). | 1 балл- текст переведен в схему верно; правильно указаны группа, методы, обозначена их характеристика; 2 балла – правильно и неполно указана характеристика; 3 балла – ответ верный, согласно эталону. |
Задание 3 Деятельность: Высказать предположение и обосновать его. | 1 балл – ответ дан частично на первый вопрос, приведена одна группа методов 2 балла - ответ дан полностью на первый вопрос, обозначены оба метода 3 балла – ответ дан на все два вопроса, отмечены все методы. |
Задание 4 Деятельность: Анализ текста и таблицы, формулировка вывода или обобщение полученной информации. | 1 балл – перечислен один аргумент; 2 балла – названы все два аргумента |
Итого: 9 баллов