Введение
В современных условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Однако их высокая латентность и низкая раскрываемость приводят к тому, что далеко не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность.
Налоговые преступления, как сравнительно новая разновидность общественно опасных проявлений в экономике, требуют углубленного и всестороннего исследования. Именно поэтому в настоящей работе рассматривается вопрос о понятии налоговых преступлений.
Упорядочение сборов налогов зависит от множества факторов социально - экономического, политического, нравственного и психологического характера, действующих в масштабах всего общества. Существенно сказывается при этом и несовершенство российского законодательства, как собственно налогового, так и уголовно - правового.
Цель данной работы: исследовать особенности квалификации уклонения от уплаты налогов и сборов с организации.
Задачи: рассмотреть особенности квалификации налоговых преступлений, и привлечения к уголовной ответственности и освобождение от ответственности по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов с организации.
Объектом является: общественные отношения в сфере нарушения порядка уплаты налогов.
Предмет: уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций.
Особенности квалификации налоговых преступлений
1.1 Общие вопросы квалификации
Не всегда единообразно складывающаяся в регионах России уголовно-процессуальная практика, разные взгляды исследователей налоговой преступности на проблемы квалификации уклонения от уплаты налогов, позиция некоторых работников прокуратуры по вопросам законности возбуждения уголовных дел по ст. 198 и 199 УК РФ, а также вступление в силу части второй НК РФ обусловливают необходимость и актуальность рассмотрения темы квалификации налоговых преступлений.
|
Уголовно-правовыми нормами, предусмотренными ст. 198 и 199 УК РФ, охраняются отношения, связанные с уплатой налогов и страховых взносов в соответствующие бюджеты и фонды государства, и под угрозой уголовного наказания запрещается уклонение от уплаты этих налогов и взносов. Поэтому, несмотря на то что субъектами преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена указанными статьями, являются различные категории налогоплательщиков, данные нормы имеют некоторые общие черты.
Рассмотрим сначала некоторые общие понятия и термины, необходимые для квалификации налоговых преступлений, установленных как ст. 198, так и ст. 199 УК РФ.
Объект преступного посягательства - финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями.
Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями
Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
|
Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету[1].
1. В диспозициях обеих статей содержится одинаковая характеристика совершаемого деяния — включение в декларацию или бухгалтерские документы заведомо искаженных данных. В литературе нередко приходится сталкиваться с различным толкованием такого понятия.
С нашей точки зрения, заведомо искаженными являются умышленно сфальсифицированные и фактически недостоверные данные о полученных доходах и произведенных расходах, связанные с ними отчетные показатели, отраженные в бухгалтерско-финансовой документации и используемые для исчисления и уплаты налогов, а также информация, касающаяся статуса организации или гражданина и используемых налоговых льгот.
2. Для правильной квалификации налогового преступления, совершенного в крупном или особо крупном размере, необходимо учитывать, что сумма неуплаченного налога должна устанавливаться законом действовавшим на момент уклонения.
3. Составы налоговых преступлений являются материальными, т.е. привлечение субъекта к уголовной ответственности возможно лишь при наступлении вредных последствий — неполучения или недополучения бюджетами разных уровней того или иного налога в установленных законом размерах.
|
4. Статьи 198 и 199 УК РФ имеют бланкетные диспозиции, т.е. для определения признаков конкретного преступления необходимо использовать нормы другого права — в данном случае налогового.
5.Эффективность уголовно-правовой борьбы с налоговыми преступлениями во многом зависит от профессионализма и компетентности работников налоговых органов.
6. Общий размер уклонения от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды как физического лица, так и с организации определяется путем суммирования в пределах соответствующего налогового периода.
7. Неотъемлемым признаком события преступления является наличие предмета посягательства, что в сфере экономики означает получение доходов от продаж результатов предпринимательской деятельности (продукции, товаров, работ, услуг), собственности (активов), доходов на капитал.
К признакам состава преступления относится механизм внесения заведомо ложных сведений в документы, имеющие юридическое значение для возникновения и выполнения взаимных обязательств между сторонами в области гражданского права.
Ущерб в результате уклонения от уплаты налогов с организации может быть причинен не только государству, но и учредителям (владельцам) данной организации. Ведь в результате совершения налогового преступления могут наступить следующие неблагоприятные последствия:
а) может быть скрыта часть прибыли от учредителей;
б) на организацию могут быть наложены довольно серьезные финансовые санкции за нарушение налогового законодательства;
в) на время проверки и вынесения решения деятельность организации может быть фактически парализована;
г) может быть подорвано доверие партнеров и клиентов к организации, что приведет к ощутимым убыткам и потере места на рынке.