Товарный рынок - рынок драгоценных металлов




 

ОАО Московская Биржа с 21 октября 2013 г. осуществляет биржевую торговлю драгоценными металлами (золотом и серебром). На первоначальном этапе запущены торги золотом и серебром. При наличии интереса со стороны участников рынка, в первой половине 2014 года планируется начать торги платиной и палладием. Цены по данным инструментам определяются в рублях за грамм. Расчеты по всем операциям проходят за российские рубли.

Торги драгоценными металлами проходят на платформе Валютного рынка Группы "Московская Биржа". В связи с запуском торгов драгоценными металлами полное наименование Валютного рынка, отраженное в документах Группы "Московская Биржа", меняется на Валютный рынок и рынок драгоценных металлов.

"Национальный расчётный депозитарий" (НРД) - российская небанковская кредитная организация, центральный депозитарий России, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность. Входит в Группу "Московская Биржа" и специализируется на предоставлении депозитарных, расчётных банковских и сопутствующих им услуг участникам финансового рынка. НРД является центральным депозитарием Российской Федерации и осуществляет обслуживание как ценных бумаг, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 №414-ФЗ "О центральном депозитарии", так и других российских и иностранных эмиссионных ценных бумаг. Статус центрального депозитария присвоен ФСФР России Приказом №12-2761/ПЗ-И от 06.11.12. Крупнейший депозитарий в России по рыночной стоимости принятых на обслуживание эмиссионных ценных бумаг.

Одновременно с формированием в России центрального депозитария НРД решает еще одну сложнейшую задачу, имеющую цель укрепления роли финансовой инфраструктуры Москвы глобальной на финансовой карте. Параллельно с интеграцией двух крупнейших бирж России - ММВБ и РТС - под брендом "Московская биржа" НРД - расчетный депозитарий ММВБ приступил к объединению с расчетным депозитарием РТС - Депозитарно-клиринговой компанией (ДКК). Построение центрального депозитария на базе объединенной расчетной инфраструктуры Московской биржи означает существенное снижение издержек клиентов за счет появления единого интерфейса и возможности рассчитывать все сделки с единого счета.

Очевидно, что объединение двух депозитариев федерального значения было рациональным, в свете объединения двух бирж: ММВБ и РТС. Уже в первом квартале 2013 года НРД показали рост чистой прибыли на 32,8% (1278 млн. руб.). В 2012 г. агентство Thomas Murray повысил рейтинг НРД до уровня АА-, что соответствует крайне низкому уровню риска.

ЗАО АКБ "Национальный Клиринговый Центр" (НКЦ) осуществляет клиринговую деятельность, включая функции центрального контрагента, на валютном и фондовом рынках. Выполняя функции центрального контрагента, НКЦ гарантирует исполнение обязательств по заключаемым с ним сделкам с ценными бумагами и с иностранной валютой перед каждым добросовестным участником клиринга, вне зависимости от исполнения своих обязательств перед НКЦ другими участниками клиринга. Таким образом, НКЦ избавляет участников клиринга от необходимости оценивать риски и устанавливать лимиты друг на друга (участники клиринга оценивают риски только на НКЦ как центрального контрагента).

Надежному исполнению со стороны НКЦ таких обязательств способствует статус кредитной организации, позволяющий НКЦ привлекать ликвидность, необходимую для исполнения перед участниками клиринга своих обязательств, на межбанковском рынке, а также иметь доступ к инструментам рефинансирования Банка России. НКЦ осуществляет клиринг по сделкам, расчеты по которым осуществляются за счет участников клиринга, за счет клиентов участников клиринга и (на фондовом рынке) за счет средств, находящихся в доверительном управлении у участников клиринга.

Основная цель Биржи - войти в топ-5 крупнейших бирж мира по объему капитализации (Приложение 4). Для достижения этой цели Московской бирже необходимо:

Ø Стать центром ликвидности по российским ценным бумагам для всех типов инвесторов, чтобы инвесторы предпочитали покупать акции на национальном рынке, а не ПФИ на них на зарубежных площадках;

Ø Стать ключевой платформой по IPO/SPO российских компаний, в первую очередь это касается приватизационных сделок;

Ø Реализация ключевых инфраструктурных проектов (ЦД, Т+2 и прочее);

Ø Соответствовать лучшим мировым практикам с точки зрения прозрачности эмитентов, комфорта и понятности процедур, связанных с выходом на рынок капитала.

При выполнении этих условий цель войти в пятерку мировых бирж становиться достижимой.

В планах Московской биржи - выиграть борьбу за первичные размещения российских компаний и вернуть ликвидность в Россию. Основной фокус будет направлен на ключевые направления деятельности: развития инфраструктуры и бизнес-практик, локальной инвестиционной базы и привлечении иностранных инвесторов. Московская Биржа планирует стать основным центром ликвидности, ценообразования, посттрейдингового сервиса для ценных бумаг компаний из России и стран СНГ.

 


Глава 3. Проблемы развития фондового рынка в Российской Федерации и пути их решения

 

Москва имеет хорошие шансы стать одним из ведущих финансовых центров. Оптимальным способом достижения этой цели является изучение опыта других рынков, которым удалось добиться значительного роста объемов торгов и привлечь международных инвесторов. Стоит выделить несколько ключевых направлений, работа над которыми является необходимой для развития российского фондового рынка.

Обеспечение ликвидности. Ликвидность имеет чрезвычайно важное значение не только потому, что способствует привлечению инвесторов на рынок, но и по той причине, что обеспечивает функционирование рынка и делает возможным совершение таких операций, как "короткие" продажи и кредитование ценными бумагами, так называемые "long" и "short". Данные операции способствуют расширению пула ликвидности.

Именно с целью повышения уровня ликвидности, с 01 сентября 2013 года Московской Биржей был введен принципиально новый для российского рынка режим торгов Т+2. Это новая технология расчетов с частичным депонированием и отложенными исполнением расчетов по сделкам в день Т+2 позволит снизить затраты участников рынка на фондирование операций, сделает менее затратной модель обслуживания клиентов-нерезидентов и алготрейдеров (HFT). Не смотря на ряд изменений в инфраструктуре российского РЦБ, которые были направлены на создание более комфортных условий для иностранных инвесторов, многие эксперты фондового рынка считают, что данные меры являются запоздалыми. Рост ВВП России в 6-7% без сомнения привлек бы иностранцев, но при нынешних экономических показателях скорее всего этого не произойдет. Это всего лишь косметические меры, не способные в полной мере скрыть слабую инвестиционную привлекательность вследствие низких темпов экономического роста нашей страны.

Внедрение передового опыта. При взаимодействии с международными инвесторами наиболее эффективным подходом нередко является выстраивание системы, обеспечивающей максимальную простору и открытость. Многие институциональные инвесторы, в том числе инвестиционные и пенсионные фонды, не имеют собственных бэк-офисов, которые способны справиться со сложными задачами, связанные с проведением операций на рынке. Поэтому ряд брокерских компаний, по большей части это зарубежные филиалы и представительства, прилагают усилия к продвижению передового опыта и предложению простых решений в области обработки сделок с максимально единообразной основой в различных частях мира.

Повышение торговой активности. Наличие соответствующей нормативной базы и адекватной посттрейдинговой инфраструктуры может способствовать увеличению количества заявок на совершение сделок. Например, если сравнить Россию с другими странами БРИКС, ей пока не удается получить ту долю торговой активности, на которую она могла бы рассчитывать. Очевидно, причин тому много, однако наиболее явной является ее посттрейдинговая инфраструктура.

Привлечение пенсионных фондов. Привлечение пенсионных фондов для вложения средств в рынок один из важнейших способов повышения ликвидности. Британские пенсионные фонды в своей деятельности по прежнему руководствуются такими критериями, как классификация стран FTSE или индекс MSCI. В настоящее время Россия рассматривается ими, как второстепенный формирующийся рынок. Если России удастся перейти в категорию стран с развитым формирующимся рынком, британские пенсионные фонды автоматически получат возможность инвестировать большую часть своих портфелей в Россию, что, несомненно, принесет стране значительную пользу.

Нормативная база. Главной функцией регулирующего органа является обеспечение защиты инвесторов. Когда инвесторы рассматривают вопрос о вложении средств в тот или иной рынок, необходимо убедить их в том, что их ценные бумаги будут в безопасности. Все эти моменты чрезвычайно важны, поскольку инвесторы, например пенсионные фонды, деятельность которых является предметом регулирования, имеют определенные обязанности перед регулирующими органами. Соответственно, брокерским компаниям необходимо убедить их в том, что при осуществлении инвестиций на данном рынке требования регулирующих органов выполняются.

Самым, пожалуй, серьезным шагом стало появление единого регулятора на базе Центрального Банка РФ. Мировой опыт свидетельствует о том, что переход к мегарегулированию обычно связан с повышением роли финансовых структур в стране. Среди наиболее развитых экономик 44% стран имеют одного мегарегулятора на все сегменты рынка, и еще в 13% стран действует один мегарегулятор на нескольких сегментах рынка. Основной риск неудачного внедрения мегарегулирования - стагнация небанковского финансового сектора в России. В случае замедления его развития Москве никогда не стать международным финансовым центром. Без небанковских брокеров не решиться задача доступного финансового рынка для широких слоев населения. Сегодня на фоне мирового финансового кризиса мы забываем, что компании, занимающиеся коллективным инвестированием, а так же пенсионные институты находятся на дискриминационном положении по сравнению с такими формами сбережений населения, как валюта, недвижимость и банковские вклады. С первых дней работы мегарегулятору надлежит направить усилия на ликвидацию диспропорции в структуре сбережений населения и максимально стимулировать внутренних долгосрочных инвесторов.

Одним из серьезных затруднений может стать негативный эффект от избыточной централизации, если не будет устранен конфликт интересов внутри самого ЦБ РФ. Действительно, из-за необходимости обеспечения стабильности финансовой системы России может быть отложено на будущее решение проблем инфраструктуры и спекулянтов в лице небанковских и финансовых компаний, депозитариев, брокеров и регистраторов.

Отдельного внимания мегарегулятора заслуживают вопросы совершенствования корпоративного управления, особенно для защиты прав миноритарных акционеров. В связи с этим следующим практическим шагом совершенствования инфраструктуры рынка, должно стать перенесение опыта создания Центрального депозитария на сообщество регистраторов. Например, именно регистратор смог бы помочь эмитенту в проведении его политики корпоративного управления, которая повысит уверенность инвесторов в своих вложениях. Опыт центрального депозитария позволяет задуматься о новом шаге по централизации регистраторских услуг. Задача не в том, чтобы заменить разрозненных регистраторов одной структурой, а в том, чтобы сформировать орган, который явился бы единым информационным центром в части регистраторского функционала по ценным бумагам, имеющим листинг на бирже. Подобные решения работают как в мире, так и в СНГ, в частности в Казахстане и Белоруссии. Это могло бы стать реальным шагом к повышению прозрачности и оперативности при обслуживании эмитентов и акционеров.

Сегодня многие участники российского фондового рынка сходятся во мнении, что список торгуемых ценных бумаг в основном представлен сырьевыми и банковским секторами, и это во многом сужает круг потенциальных инвесторов, как внутри страны, так и за ее пределами. Одна из важнейших проблем - дефицит полноценного инвестиционного спроса - отсутствие пресловутых "длинных" денег и институциональных инвесторов на фондовом рынке. Одна из первостепенных задач на ближайшие годы, это обеспечение возможности вложения пенсионных денег в компании, в том числе инновационного сектора.

Среди факторов, сдерживающих торговую активность и ограничивающих общую ликвидность рынка в России, так же можно назвать высокие тарифы. Длительный и нечеткий срок расчетов, необходимость преддепонирования активов. Вместе с тем российский рынок имеет большие перспективы, поэтому необходимо добиться увеличения количества инвесторов, вкладывающих средства в Россию. Это обеспечит хорошие возможности для получения высоких результатов в долгосрочной перспективе, тем более что в настоящее время ведется активная работа по решению проблемы посттрейдинговой инфраструктуры, которые сдерживают приход международных инвесторов на рынок.

Российский фондовый рынок чувствует себя в этом году весьма неуверенно. Это и понятно - средства с рынка уходят как вода в песок. С начала года из суверенных российских фондов было выведено более 1,8 млрд. долл. Дело не только, и не столько в замедлении темпов роста экономик развивающихся стран, политических рисках и растущем интересе к развитым рынкам, где ожидается восстановление экономики США, стимулирующие меры в Японии, возможная стабилизация в Европе. Да, и иностранцы сейчас не горят желанием инвестировать в Россию, как это было в 2007 г.

 


Заключение

 

За последние годы в РФ мало что изменилось с точки зрения улучшения инвестиционного климата, условий владения бизнеса, развития инфраструктуры рынка и прочее. И если какие то вещи, что называется, "неподконтрольны", то уж инфраструктуру мы можем вполне поднять до мирового уровня. И, возможно, это станет пусть не самым главным, но одним из серьезных факторов для возврата инвестиций в Россию.

На сегодняшний день созданы объединённая Московская биржа и Центральный Депозитарий. В сентябре Центральному Банку России перешли регулирующие функции в отношении не только банковского сектора, но и всего финансового рынка России. Перед ЦБ РФ стоит ряд не простых задач и проблем, пути решения которых требуют всестороннего анализа и обсуждения среди профессионального сообщества.

Нужно сделать все возможное, чтобы введение мегарегулятора стало хорошей стартовой площадкой для привлечения иностранного и российского капитала - лишь при этом условии ситуация развернется в пользу России за счет повышения доверия к его брокерам, депозитариям, регистраторам, управляющим и страховым компаниям, которые попадают под регулирование ЦБ РФ. В целом решение рассмотренных проблем будет способствовать признанию за Москвой статуса финансового центра мирового уровня, создавая благоприятное мнение о стране и улучшая деловой климат.

 


Список используемой литературы

 

1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.moex.com

. Едронова В.Н. Рынок ценных бумаг: учеб. Пособие / В.Н. Едронова, Т.Н. Новожилова. - М.: Магистр, 2007. - 684 с.

. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / Е.Ф. Жуков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 567 с.

. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.fcsm.ru/

. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nsd.ru/

6. Kursiv Research. Крупнейшие фондовые биржи мира [Электронный ресурс] / Kursiv Research. - Режим доступа: https://www.kursiv.kz/news

7. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.2stocks.ru

. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.safedepo.ru

. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nkcbank.ru

. Недельский М. Регистратор - основополагающий элемент всесторонней гарантии прав акционеров, эмитентов и инвесторов /М. Недельский // РЦБ - 2013. - №7. - С. 44-45

. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: фед. Закон РФ от 23 июля 2013 года №251-ФЗ // КонсультантПлюс

. Ляшко Ю. Биржа которая не стоит на месте / Ю. Ляшко // Депозитариум - 2012. - №12. - С. 11-14

. Паркер Б. Российский рынок глазами международного инвестиционно-банковского сообщества / Б. Паркер // Депозитариум - 2012. - №10. - С. 18-19.

. Петров К. Что ожидать фондовому рынку России от мегарегулятора / К. Петров //РЦБ - 2013. - №7. - С. 46-47

. Астанин Э. Ликвидация иррационального разрыва между ролью России в мире и уровнем развития его финансового рынка / Э. Астанин // Депозитариум - 2012. - №10. - С. 11-13

. Минцев Ю. Рост экономики активизирует рынок брокерских услуг / Ю. Минцев // РЦБ - 2013. - №6. - С. 6-7

. Веретельников И. IN DMA TRUST, или кому на Руси торговать хорошо? / И. Веретельников // РЦБ - 2013. - №3. - С. 37-40

. Д. Панченко / Фондовый рынок США: пример для подражания /Д. Панченко // РЦБ - 2013. - №4. - С. 51-54

 


Приложения

 

Приложение 1

 

Схема группы Московская биржа

 


Приложение 2

 

Объем торгов на Московской бирже

 

Табл. 1. Статистика по рынкам Группы Московская Биржа

Объем торгов, млрд руб. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Фондовый рынок 21 339 27 596 30 652 24 132 17 782
Рынок акций, РДР и паев 15 957 16 787 19 678 11 647 6 319
Рынок облигаций 5 381 10 810 10 974 12 485 11 463
ВДР 155 682 150 220 209 842 295 662 272 935
Денежный рынок 59 683 70 701 122 827 178 674 159 944
Валютный рынок 95 999 79 519 87 015 116 988 112 991
Срочный рынок 14 420 30 909 56 791 49 969 37 795
Фьючерсы 14 349 29 545 53 020 46 760 34 895
Опционы   1 364 3 770 3 209 2 899
Товарный рынок          
Интервенции          
Спот рынок          
ВСЕГО 191 467 208 728 297 292 369 786 328 532

 


Приложение 3

 

Схема функционирования фондового рынка.

 


Приложение 4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: