Метод проектов по трудовой деятельности как средство воспитания трудолюбия у дошкольников




 

Во все времена и на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.

На протяжении многих веков вопрос о воспитании трудолюбия привлекал внимание выдающихся зарубежных (Я.;А. Коменский, Дж. Локк, Ж.;Ж. Руссо, И.;Г. Песталоцци, Ф. Фребель, П. Кергомар, О. Декроли и др.) и отечественных (К.Д. Ушинский,Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова, П.П. Блон;ский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) ученых и педагогов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена цель трудового воспитания детей дошкольного возраста— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В связи с чем, трудовое воспитание дошкольников в настоящее время определяется, как процесс взаимодействия педагога и ребёнка, который направлен на формирование у последнего трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.

Тема формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста достаточно разработана в психолого-педагогической литературе. Большое значение труду детей в дошкольном возрасте придавали многие видные отечественные ученые-дидакты века: Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и многие другие. Например, подчеркивая значимость трудовой деятельности детей для воспитательного процесса, К.Д.Ушинский писал, что воспитание не только должно «развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Одним из современных инновационных методов обучения является проект - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Проектная деятельность - технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность объединить содержание образования из различных областей знаний, в том числе трудовой.

Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания определенного проекта.

Метод проектов - можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектный метод – если в школьном образовании он рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-воспитательной системы.

Джон Дьюи считает, что с помощью “метода проектов” достигается главная цель образования – развитие личности ребенка как непрерывная перестройка его опыта. Он доказывал, что система знаний должна сложиться в процессе постепенного приращения новых фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, как результат собственного опыта действия (делания). Обучение должно иметь форму исследования, экспериментирования, применение уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка, поэтому ее “невозможно выполнять механически, не отбирая материалы для наблюдений”. Это путь развития научного мышления.

Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

Ученый доказывает, что связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования ФГОС ДО. Об актуальности использования метода проектов в трудовом воспитании дошкольников свидетельствует то, что он упоминается в контексте с проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированным и деятельностным подходами. В проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников и педагогов. Используя эту технологию, педагог ведет ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец сотрудничество.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность предоставляет метод проектов.

Проектная деятельность в воспитании трудолюбия оказывает неоценимую роль. Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу: например, при реализации проекта педагог планирует закрепить еще не прочные трудовые навыки ребенка, изменить его отношение к данной работе или познакомить с новым содержанием труда.

Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой.

На основании выдвинутой темы планируется разработать сборник проектов по трудовой направленности у старших дошкольников и реализовать опытно-поисковую деятельность по проектам, включающих в себя различные виды труда: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, художественный(ручной) труд, знакомство с трудом взрослых.

«Сборник»-собрание различной документации на одном носителе информации. Сборник проектов является составной частью учебно-методического комплекта, построенного на основе метода проектов.

Удобство сборника заключается в том, что паспорта проектов, для воспитания трудолюбия планируется распределить по различным видам труда дошкольников. Здесь будут подобраны различные проекты по трудовой деятельности, в которых ребенок сможет проявить такие качества личности как: трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, ответственность за порученное ему дело и терпение в преодоление трудностей.

В заключении, можно сделать вывод: трудолюбие как устойчивый компонент личности у дошкольника может быть сформировано лишь в том случае, если труд, трудовая деятельность будут являться для ребенка ценными, если у него будет сформировано ценностное отношение к труду. Для этого педагоги сами по себе должны быть трудолюбивыми, артистичными, эмоциональными, креативными. Они должны уметь повести за собой детей по дороге детских трудовых свершений и маленьких трудовых подвигов. Только в этом случае труд будет для ребёнка не трудовой повинностью, а желанной радостью.

Список литературы:

1. Доклад на тему: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»// Социальная сеть работников образования nsportal.ru, URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/02/14/doklad-na-temu-metod-proektov-v-trudovom-vospitanii (Дата обращения: 14.01.2020)

2. Использование метода проектов в образовательной деятельности ДОУ// Ведущий образовательный портал России, URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-proektov-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-dou-900549.html (Дата обращения: 14.01.2020)

3. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 (п.2.6.) (Дата обращения: 14.01.2020)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: