Урок 1 Вводное занятие. «Ремёсла»
Ход урока
В прошлом году вы начали изучать предмет «Технология»
- Чему научились на этих уроках?
- Какие из умений пригодились вам?
- С чем вам пришлось работать? (с материалами и инструментами)
Дайте определение этим понятиям.
Материалы – то из чего сделано изделие.
Инструменты –то с помощью чего сделано изделие.
(Тест: МАТЕРИАЛЫи ИНСТРУМЕНТЫ»)
Тест: «МАТЕРИАЛЫи ИНСТРУМЕНТЫ» | Тест: «МАТЕРИАЛЫи ИНСТРУМЕНТЫ» | ||
Вопрос № 1 Выбрать материалы ÿ Карандаш · Ткань ÿ Линейка · Картон · Бумага | Вопрос № 2 Найти инструменты · Игла ÿ Шаблон · Шило · Ножницы ÿ Пластилин | Вопрос № 1 Обозначить названия инструментов ÿ Фольга · Ножницы ÿ Нитки ÿ Шаблон ÿ Карандаш | Вопрос № 2 Выбрать материалы ÿ Угольник ÿ Шаблон · Бумага ÿ Игла · Вата |
- Что такое технология?
Предполагаемый ответ: Если коротко, то «Технология» – это наука, которая помогает человеку создать много интересных нужных вещей из разных материалов ответ.
Кроме того: технология – это наука, которая учит, как правильно изготавливать и обрабатывать предметы из разных материалов, а также экономно расходовать материалы и силу человека, чтобы созданное им было полезным, качественным и недорогим;
В прошлом году мы с вами изучали данную науку вместе с нашей гостьей гусеничкой Дусенькой, которая была очень трудолюбивая, но не умела мастерить. Ей тоже было интересно узнать и научиться новому.
В этом году Дусенька вместе с нами отправиться в длительноеное путешествие «В ПРОШЛОЕ»
- Что значит «путешествовать в прошлое»?
Мы будем говорить о событиях прошлого или изучать технологии прошлого, которые называли РЕМЁСЛА
- Что такое ремесло?
В стародавние времена все предметы быта люди изготавливали из различных природных материалов. Например, свои дома они строили из камня, глины и дерева. Посуду- из дерева, глины и металла.
Из лозы плели корзины. Чтобы сшить одежду, сначала использовали шкуры животных, а потом из волокон научились делать пряжу; из нее, переплетая нити, получали ткани, окрашивали их и только потом шили одежду с помощью иголок.
Со временем научились выплавлять железо, серебро, золото. Из них делали орудия труда, украшения. Все это делали вручную. Такой труд стали называть ремеслом.
- Как вы думаете, может ли один человек сам все делать?
Научиться всё делать, одному человеку не под силу. Поэтому каждый занимался тем делом, которое ему больше всех нравилось. Мастера-ремесленники стали передавать секреты своей работы из поколения в поколение, от отца к сыну и бережно хранили.
Каждому мастеру хотелось, чтобы его изделия были отличного качества и имели свой особый характер. Для этого они использовали особые узоры, цвета, форму, материал.
В свои изделия мастера вкладывали талант и душу, так что они становились настоящими произведениями искусства. Так появилось декоративно-прикладное искусство.
Прикладное - потому что изделия применяли в быту, а декоративное, потому что красиво украшались.
Крымские татары производили замечательный войлок, красивые и прочные металллические изделия, вышивали.
Русские были известны деревянными изделиями, кружевами, росписью. Украинцы славились своими глиняными изделиями, вышитыми сорочками, рушниками.
Среди цыган были хорошие кузнецы. И все это, ребята, теперь наше наследие. Мы должны сохранить это и приумножить.
- Я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай мастера».
Под картинками нужно подписать кто изготовил эти предметы.
К картинкам подберите слово-название мастера.
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
Пекарь, плотник, ткач, кузнец, гончар, кожевник, бондарь, ювелир, часовщик. |
А сейчас проверим ваши предположения.
1)Мастеров, которые очень хорошо выпекали хлеб и булочки, называют пекарями.
2)Кто делал мебель, т.е. столы, лавки, мог избу поставить- плотниками.
3) Кто изготавливал ткани- ткачами
4) Кто мог подковать коня или плуг для земледельца- кузнецом
5) Кто изготавливал изделия из глины (посуду, игрушки)- гончарами.
6)Тех, кто выделывал кожу животных- кожевниками.
7) Кто изготавливал бочки для хранения вина- бондарями.
8) кто был мастером по изготовлению красивых украшений- ювелирами
9) Кто изготавливал часы – часовщик.
Вводный инструктаж. И ТБ
Домашнее задание: Изделие «Мудрая сова» цв. картон, клей-карандаш, ножницы, линейка, карандаш.