Сознание и бессознательное.




МАТЕРИЯ

История познания материи.

Материи – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Это понятие употребляется в настоящее время и в философии, и в естественных науках.

Материя несотворима и неуничтожима, существует вечно и бесконечно разнообразна по форме своих проявлений. Материальный мир един. Все его части – от неодушевленных предметов до живых существ, от небесных тел до человека как члена общества – так или иначе связаны. Т.е. все явления в мире обусловлены естественными материальными связями и взаимодействиями, причинными отношениями и законами природы. В этом смысле в мире нет ничего сверхъестественного и противостоящего материи. Человеческая психика и сознание тоже определяются материальными процессами, происходящими в мозгу человека, и являются высшей формой отражения внешнего мира.

История формирования представления о материи уходит в античную философию. Первые философы пытались объяснить единую для всех вещей субстанцию: огонь, вода, земля, воздух; в Китае - дерево и металл, то есть, чувственно воспринимаемые вещи. Этот период в развитии представлений о материи называется чувственно-вещественным. В философии Демокрита материя (субстанция) - умопостигаемые атомы. Это был первый шаг к субстанциональному представлению о материи. Само понятие 'Материя' в философию ввел Аристотель: это пассивный безжизненный материал, которому Демиург придает форму. В философии Нового времени благодаря открытию атомов (17-18 век) материю стали отождествлять с мельчайшей частицей. Подход называется субстанциональный. В конце XIX века был открыт электрон. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» дал понять, материю нельзя отождествлять с конкретным веществом: электрон так же делим, как и атом. Его определение материи положило начало философско-гносеологическому представлению о материи. 'Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них'.

Итак, первая лексема: материя - это философская категория, т.е. материя - это не что-то конкретное, а абстракция, понятие, которое выработалось в науке для обозначения объективной реальности.

Вторая лексема: «копируется, фотографируется, отображается» - то есть, материя познается.

Третья: «существует объективно». Это определение неполное, в нем указывается только на две характеристики материи: быть объективной реальностью, быть познанной. Однако это определение сыграло методологическую роль: представление о материальности мира стало диалектическим. Мировоззренческая роль заключается в том, что изменилось представление о мире. Современная наука дает представление о материи, которое углубляет ее философско-гносеологическое определение:

 

СИСТЕМНОСТЬ И СТРУКТУРНОСТЬ.

 

Системность - категория, которая указывает на целостность и внутреннее единство материи. Структурность - это свойство материи, в котором отражается внутренняя расчлененность.

Иерархия структурных элементов материи.

 

Науке известно три типа материи: микромир - молекулярный и клеточный уровень жизни, макромир - мир тел, сопоставимых с размерами самого человека,

мегамир – Космос.

 

Структурные уровни материи.

Современная наука выделяет следующие структурные уровни организации материи: 1. В неживой природе: субмикроэлементарный, затем эелемнтарный, атомарный, атомный, молекулярный, вещество и поле, звезды и планеты, звездно-планетарные системы, галактический, союзы галактик. 2. В живой природе: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, видовой, популяционный, биоценозный, биосферный. 3) Некоторые философы выделяют общество

Структурные уровни материи.

Неживая природа Живая природа
Неорганическая приода Биологический уровень Социальный уровень
субмикроэлементарный биологический микромолекулярный (доклеточный) индивид
микроэлементарный клеточный семья
ядерный микроорганический коллективы
атомарный многоклеточный большие социальные группы
молекулярный организм в целом государство
макроуровень Популяции (биотоп) системы государств
мегауровень биоценоз Человечество в целом
метауровень биосфера ноосфера

 

ДВИЖЕНИЕ,ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.

Движение

В философии движение определяется как изменение вообще, любое изменение есть движение. Изменения могут быть механическими, простое перемещение, круговороты, прогрессивное изменение (развитие), регресс (уничтожение, старение). Движение в истории философии рассматривалось дольше всего на основе метафизики - вплоть до конца XIX века. В этом случае движение не представляло собой атрибут материи, форму ее бытия, так как выносилось за материальную систему, имело место понятие 'первоимпульс'.

Метафизика- 1.Идеалистическое философское учение, утверждающее неизменность раз навсегда данных и недоступных опыту начал мира. 2. Недиалектический способ мышления- рассмотрение явлений вне их взаимной связи и развития.

С точки зрения диалектики материя (М) не существует без движения. Движение внутренне присуще материи, оно определяется связью, взаимодействие внутренних структурных элементов, т.е. движение в самой материи. Движение абсолютно, покой в природе есть, но он относителен. Формы движения материи эволюционировали и усложнялись по мере эволюции мира. Самой элементарной формой движения является Механическая: она присуща почти всем телам: и живым, и неживым. Физическое движение не имеет конкретного носителя, присуще всем видам материи. Химическая - появляется, когда возникла молекула. Биологическая - носитель клетка. Социальная - все социальные изменения (возникает с появлением общества). Данную классификацию форм движения М предложил Энгельс, но эта классификация не завершена, пока существует сама М.

 

Пространство и время.

Представление в истории философии и науки различно. В метафизике пространство тождественно пустое, это то, где существуют предметы (космическое механика мира). Время некоторые философы отвергали, считая, что прошлое - это наша память, будущее вообще не наступило, оно в наших мечах, а настоящее - это один миг. Теория относит Эйнштейна доказала, что пространство и время неотрывны от движущейся М, сами по себе они не существуют. Пространство- объективная, т.е. не зависящая от сознания человека форма существования материи.

Пространство - это связь между сосуществующими предметами, объектами, процессами, порядок их расположения относительно друг друга. Пространство объективно и трехмерно: длина, ширина, высота. Время - это форма бытия М, связь между сменяющимися явлениями, предметами, процессами, отражает длительность существования материи, время объективно и характерно для каждой мат. системы, ее основная черта - необратимость; субъективным является попытка измерить пространство и время.

 

СОЗНАНИЕ.

Понятие сознания.

Религиозная философия рассматривает сознание как дар Божий, которым Бог наделил человека с его рождения, и тогда вопросы о его возникновении и формировании

отпадают как бы сами собой. С этой позиции невозможно раскрыть сущность сознания, так как человек с его сознанием является результатом Божественного творения.

 

Некоторые философы-идеалисты, считая, что чистый ум, разум вечны, склонны абсолютизировать их универсальность. Этот взгляд близок к религиозно- теологической

концепции: в основании всех вещей и явлений лежит ум, мышление, разум. В истории философии этого панлогического (все есть мысль) взгляда придерживались такие мыслители, как Платон, Гегель и др.

 

Были также мыслители, которые одухотворяли всю природу, считая, что сознание в определенной степени присуще всей материи и даже камню). Такого взгляда

 

придерживались в особенности древнегреческие натур-философы (Фалес, Эмпедокл, Анаксагор, Пифагор, Гераклит). Они воспринимали природу как закономерное целое, которой внутренне присуща разумность.

 

Современные философы, подытожили всю историю развития философии и науки, пришли к выводу:

Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении мира в субъективных образах и конструктивно – творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание и мозг.

В определенном смысле сознание представляет собой продукт деятельности человеческого мозга. Здесь, однако, следует помнить одно: субьектом сознания является не мозг сам по себе, а человек, обладающий здоровым мозгом. О том, что травма мозга оказывает влияние на психику человека, и что он из-за этого может даже на время потерять сознание, было известно давно. Мозг - орган сознания, мышления общественно-исторически сформировавшегося человека. Без мозга, конечно же, нет сознания. Однако, хотя наличие мозга для существования сознания и необходимо, этого еще недостаточно. Встречаются случаи, когда у людей, обладающих вполне здоровым мозгом, сознание по той или иной причине не формируется (в качестве примера можно привести слепоглухих от рождения детей). Значит, для того, чтобы при наличии мозга сформировалось сознание, необходимо общение людей друг с другом, необходимо, чтобы они вступали во взаимные отношения для обмена разнообразными знаниями и умениями. Сам мозг следует рассматривать как орган мышления, сознания, сформировавшийся в

процессе длительного (продолжавшегося миллионы лет)становления и развития человека и общества.

 

Сознание и язык.

Еще одним свойством, отличающим человека от животного и тесно связанным с его сознанием, является язык. Так же, как мы утверждаем, что сознание

присуще только человеку, и язык есть универсальное орудие общения, присущее только человеку. У животных имеется психика, но нет сознания. Они издают звуки и в случае

опасности, в поисках пищи или воды могут сигнализировать друг другу.

Но"язык"животных ограничен, привязан к сложившейся ситуации и выражает только ее. Их языку не присущ некий общий смысл, некое абстрактное значение. Человеческое сознание и язык едины, они существуют в неразрывной взаимосвязи. Человеческое сознание функционирует в единстве с языком и, наоборот, язык - в единстве с сознанием. Когда человек мыслит, его мысль выражается в словах. Речь - это звучащий язык. Благодаря ей человеческая мысль становится определенной и воспринимаемой другими. Как установлено психологами, процесс мышления сопровождается внутренней речью. Можно утверждать, что мышление есть некое, вслух не произнесенное слово, внутренняя речь, а язык - озвученная мысль. Слово должно быть одухотворено мыслью, а мысль - находить адекватное выражение в словах. Именно с помощью слова человек передает свои мысли другим, обменивается ими, общается с другими, достигает взаимопонимания.

Еще один важный момент, указывающий на взаимосвязь слова и мышления, состоит в следующем. Мышление есть процесс, предполагающий абстрагирование, обобщение.

Человек способен мысленно очистить предмет от его случайных, несущественных свойств, рассматривая его в идеализированном, абстрагированном виде. Без этого человеческое мышление не смогло бы подняться от единичного к общему,

от случайного к необходимому, и в таком случае ему не удалось бы постичь внутреннюю суть мира. Слово также обобщает. Мы,например,произносяслова"человек","дом",

имеем в виду не какой-то один предмет (отдельного человека или дом), а всех людей и все дома. Слово является грамматической формой понятия. Тот, кто ясно мыслит, так же ясно

и выражает свою мысль.

 

Структура сознания.

В структуре сознания можно выделить два основных уровня. Формами уровня чувственного отражения являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение возникает в результате непосредственного воздействия вещей на органы чувств и отображает отдельные их свойства: например, увидев спелый апорт, мы говорим, что он "красный", притронувшись к нему рукой-"твердый", надкусив - "сладкий". Восприятие дает непосредственно целостный образ вещи: в нем все отдельные

ее свойства сливаются воедино (в случае с апортом - это красный, сладкий, твердый предмет). Представление -целостный образ ранее воспринятой органами чувств вещи.

Например., мы можем вспомнить увиденного ранее человека и мысленно представить его себе. Для того чтобы возникло представление, нет необходимости в непосредственном воздействии веши на органы чувств. Имеются два вида представления: первый - представление через воспоминание, второй - через воображение (т. е. представление о чем-то, что не встречается в жизни (например, сказочный персонаж вроде Бабы-Яги). Ощущение, восприятие, представление тесно взаимосвязаны между собой и в соответствии с жизненным опытом приобретают все более сложный характер.

Второй, более высокий уровень в структуре сознания называется рациональным (лат. rationalis - "разумный"). К уровню рационального отражения, т. е. к формам мышления, относятся понятие, суждение. и умозаключение. Понятие - форма мышления, отображающая в обобщенном виде существенные свойства и связи вещей. Например, понятие «домв» выражает построенное руками человека помещение с прочными стенам, полом и крышей, окнами и дверями, пригодное для жилья. Суждение - форма мышления, в которой либо утверждается, либо отрицается связь между предметом и его признаками или отношение между самими предметами. Например, если мы возьмем два суждения:

"Завтра будет холодно" и "Мы в театр не пойдем", то в первом - утверждается, что завтрашний день будет прохладным, а во втором - отрицается определенный порядок вещей. Под умозаключением подразумевается форма мышления, согласно которой из одного или нескольких суждений по определенным логическим правилам выводится новое суждение.

Конечно, структура сознания этим не исчерпывается. В его состав входят также чувства, эмоции (радость, обида, горесть, ликование, боязнь, злость и т. д.), выражающие настроение человека; направленная на исполнение какой-либо потребности воля (сила воли), а также внимание и память. Человек стремится достичь своих целей и идеалов,

сосредоточивая на этом свой ум, энергию, внимание, память и силу воли; в зависимости от результатов своей деятельности у человека может изменяться настроение. Все это показывает, насколько сложна структура человеческого сознания и насколько велика его роль в жизни человека.

 

Сознание и бессознательное.

В течение дня мы встречаемся со многими людьми, много различных предметов мелькает перед

нашими глазами, до наших ушей доходит множество звуков, много событий мы успеваем пережить: самые разные чувства и мысли посещают нас за день. Куда же все это девается? Как вмещается в человеческую голову весь опыт жизни, который накапливается день за днем, все, что человек видит и знает? Как и где сохраняется все это?

Подобные вопросы издавна волнуют человека и заставляют искать ответы на них. Мыслители выдвигали различные версии по поводу природы неосознаваемых явлений

человеческой психики, иначе говоря, о бессознательном. По Платону, помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Немецкий философ Г. Лейбниц по-своему объяснял бессознательные психические процессы, отнеся их к низшим ступеням человеческой духовной деятельности.

Однако во всестороннее исследование и тем самым раскрытие существа этой проблемы значительный вклад внес австрийский философ, психиатр и психолог З. Фрейд (1856-1939), создатель психоаналитического учения.

Под бессознательным понимается совокупность активных психических состояний процессов, действий, не доходящих до сознания человека, т.е. неосознаваемых им. Различают два вида бессознательных процессов: одни - наподобие врожденных неосознаваемых инстинктов, вторые-те, которые, хотя и проходят через сознание, но, надолго не задерживаясь там, попадают в сферу бессознательного. Если бы все, что человек в течение жизни слышит, видит и вообще чувствует, теснилось бы в его сознании, то он, потеряв рассудок, давно "выжил бы из ума". В человеческой психике имеется свой механизм защиты от подобного сумасбродства: эти восприятия переходят в низшие ступени психики, становятся неосознаваемыми, пополняя тем самым сферу бессознательного. В некоторых исключительных ситуациях давно забытые восприятия могут вдруг всплыть на поверхность сознания и стать осознаваемыми.

Согласно учению Фрейда, бессознательное в человеческой жизни занимает особое место, можно сказать, имеет решающее значение, ибо сознание составляет лишь малую часть

психики человека. Человек постоянно стремится к удовлетворению своих влечений и желаний. Однако окружающая среда препятствует этому, не дает свободы для удовлетворения всех его страстей, всячески ограничивает его. Фрейд делит структуру личности на три слоя: Я (Эго), Оно и Сверх-Я (Супер-Эго). Под Я понимается сфера сознания человека, Оно - сфера бессознательного, а Сверх-Я - выдвигаемые обществом требования, законы и запреты. Человеческое Я оказывается посередине между Оно и Сверх-Я и подвергается противоречивым воздействиям с их стороны. Это противоречие ищет пути своего разрешения. Сфера бессознательного (Оно), полная неосознаваемых желаний и страстей, приводит Я в состояние беспокойного стремления к их удовлетворению. Сверх-Я противостоит этому, налагает запрет. Отсюда исходят страдания и болезни человеческой души. Одни склонны к нескончаемым переживаниям, душевным расстройствам, другие же нарушают законы, совершают преступления, не подчиняясь законам и правилам общежития. Исходя из такой трактовки, З. Фрейд пытался объяснить сновидения, душевные болезни и психические отклонения у людей (неврозы, психозы и т. д.) и предлагал психотерапевтические способы их лечения. Таким образом, в учении 3. Фрейда была приоткрыта завеса над тайной бессознательного, стало ясно, что оно оказывает значительное влияние на жизнь человека. З. Фрейд смог философски обосновать свое учение о бессознательном и тем самым создать философское течение, получившее название фрейдизма. Его последователи продолжают развивать его учение в форме неофрейдизма (E Юнг, Э. Фромм, А.Адлер, Г. Салливан и др.). Вместе с тем следует указать на то, что излишнее преувеличение роли бессознательного в жизни человека, стремление ставить его выше сознания, подчинив характер и поведение человека в конечном счете сфере бессознательного, не совсем корректно. Человек - прежде всего существо сознательное, он с помощью своего рассудка и разума постигает суть вещей и, действуя целенаправленно, стремится осуществить свою мечту, достичь своих идеалов.

 

Закрепление пройденного материала.

 

  1. Дайте современное определение термину «материя».Что вы можете рассказать о познании материи учёными в разные исторические эпохи?
  2. Дайте определение терминам «структурность и системность».Что вы можете рассказать об иерархии структурных элементов материи и об структурных уровнях материи?
  3. Что вы можете рассказать о движении? Что вы можете рассказать о пространстве и времени?
  4. Дайте современное определение термину «сознание». Что вы можете рассказать о представлениях философов о сознании в различные эпохи? Что вы можете рассказать о взаимосвязи сознания и мозга? Сознания и языка? Какова структура сознания (дайте развёрнутый ответ)? Что вы можете рассказать об истории изучения бессознательного? В чём заключается учение З.Фрейда?

 

Подведение итогов: выставление оценок

 

 

Дача домашнего задания: читать лекцию, подготовиться к дискуссии по теме: «Бесконечна вселенная или нет».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: