Использование супервизии в социальной работе




Использование копинг-стратегии в социальной работе

Копинг-стратегии — это одно или несколько действий, призванных защитить человека от стрессовой ситуации или снизить ее воздействие на психику. По-другому их можно назвать методами психологической защиты от проблем в разных жизненных сферах, будь то процесс поиска работы или отношения внутри семьи.

В качестве основных способов преодоления трудных, стрессовых ситуаций, выделяют механизмы психологической защиты и механизмы копинг- поведения.

Механизмы психологической защиты направлены на ослабление психического дискомфорта и реализуются, как правило, в рамках неосознанной деятельности психики.

Стратегии копинг - поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Таким образом, в качестве основного отличия защитных механизмов от копинг - поведения выступает неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних.

Копинг - поведение разделяется на следующие формы: восстановительное, реактивное совладание, опережающее, проактивное совладание, профилактическое, превентивное совладание, предвосхищающее, антиципационное совладание, – попытки совладания с угрожающим событием, неизбежным или почти неизбежным в ближайшем будущем.

Механизмы копинг - поведения более пластичны, но требуют от человека большей затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий. Механизмы психологической защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и сейчас».

«Копинг» рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Психологическое предназначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования. По мнению Р. Лазаруса (1966), главная задача «копинга» – обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Структура Копинг – поведения

Одни и те же события жизни человека могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

Копинг - поведение рассматривается как сочетание процессов саморегуляции и совладания. Выделяется пять взаимосвязанных компонентов:

1. накопление разных ресурсов (социальных, финансовых, временных и т.д.), которые в последующем могут быть использованы для предупреждения или нейтрализации будущих потерь;

2. понимание, осознание потенциальных стрессов, кризисной ситуации;

3. оценка потенциальных стрессов, кризисной ситуации на начальном этапе;

4. заблаговременные, подготовительные попытки копинг - стратегий;

5. вывод и осуществление обратной связи об успешности совершенных попыток.

После когнитивной оценки ситуации клиент приступает к разработке механизмов преодоления стресса, то есть собственно к копингу. Если после применения клиентом копинг - стратегий, стрессовая ситуация сохраняется, то возникает необходимость дальнейших попыток преодоления.

Из этого следует, что структура копинг-процесса начинается с восприятия стресса, далее – когнитивная оценка, выработка стратегии преодоления и оценка результата действий.

 

Использование супервизии в социальной работе

Kadushin и Harkness определяют супервизию в социальной работе как «Процесс наблюдения, управления, координации, усиления и оценки деятельности социального работника, за которого отвечает супервизор, реализующийся при непосредственном контакте супервиз и супервизируемого»

«Супервизия — это последовательный процесс корректирующего консультирования и обучения, ориентированный на активизацию личностного и профессионального потенциала специалиста»

Супервизия предполагает, что «опытное и профессионально компетентное лицо (супервизор) предлагает профессионально неопытному лицу (супервизируемому) возможности обучения в форме консультаций, инструкций или контроля, связанных со специфическими профессиональными задачами, с целью расширения или углубления личной, социальной и профессиональной компетенции»

«Главное в деятельности супервизора — умение так организовать работу в коллективе, чтобы каждый независимый сотрудник был способен максимально реализоваться в работе»

а) супервизия используется для обучения и поддержки начинающего социального работника, и как средство контроля качества поставляемого обслуживания.

б) в конечном счете, супервизия в большей степени осуществляется на благо обслуживания, чем на благо социального работника. Эффективность супервизии измеряется степенью усиления помощи социальному работнику в улучшении результатов выполнения его деятельности, а также как повышение способности социального работника отвечать на потребности клиента.

Супервизия имеет как краткосрочные цели, так и долгосрочные. В числе первых - информирование социального работника относительно структур социальной работы и организационных ресурсов, которые помогают им эффективно выполнять свою работу (административная супервизия); Супервизия имеет как краткосрочные цели, так и долгосрочные. В числе первых - информирование социального работника относительно структур социальной работы и организационных ресурсов, которые помогают им эффективно выполнять свою работу (административная супервизия);

Американский ученый Альфред Кадушин выделяет три основные функции супервизии в социальной работе:

1) Образовательная (обучающая), которая подразумевает развитие профессиональных умений, навыков и способностей супервизируемого;

2) Поддерживающая, которая направлена на помощь в противодействии стрессам, потерянности, негативным чувствам, которые впоследствии складываются в синдром профессионального выгорания, на оценку и поддержку работника как личности;

3) Направляющая (административная), которая обеспечивает контроль деятельности социального работника

Кроме основных выделяют также ряд традиционных функций супервизии:

– Консультирующая — исследование вопросов, возникающих у специалиста в ходе его работы;

– Оценочная (экспертная) — контроль достижения целей, отслеживание прогресса супервизируемого, помощь в оценке своих сильных и слабых сторон, оценка профессионализма;

– Менеджерская («менеджмент случая») — супервизия целой команды смежных специалистов, работающих с трудным клиентом, согласование профессиональных действий, осуществление общего руководства, ведение случая

В связи с функциями можно выделить 3 типа или направления супервизии в социальной работе:

1. Административная супервизия — это «содействие результативной деятельности сообщества и организации через оказание поддержки работнику и совершенствование его профессиональных знаний и навыков».

В административной супервизии упор делается на организационные моменты. Супервизор в данном случае должен быть наделен административными функциями и обладать административными навыками. Он должен понимать цели и задачи организации, потребности ее сотрудников и клиентов, на основе знания целей осуществлять поэтапное планирование деятельности организации и отдельных сотрудников.

Также супервизор должен осуществлять мониторинг и оценку деятельности социальных работников. Мониторинг осуществляется по таким параметрам, как обеспечение обратной связи, условия, способствующие мотивации к работе, эффективность предоставления услуг клиентам.

2.Обучающая супервизия — это «систематизированный процесс формирования профессиональной компетенции, в основе которого лежит серия процедур, направленных на развитие профессионализации социального работника, как будущего, так и уже действующего в системе социальных служб».

Это важнейший компонент профессионализации, применяемый как в обучении студентов, так и для специалистов с целью их дальнейшего профессионального роста. Супервизируемый здесь выступает в роли ученика, а супервизор — в роли его наставника.

3. Поддерживающая супервизия — не только часть административной или образовательной супервизии, а целая система поддержки профессионала, система помощи, которая осуществляется в результате выстраивания индивидуальных и групповых отношений. В этой стезе исследователи (Кадушин, Мансон, Остин) рассматривают супервизию как «ресурс помощи профессионалу в ситуации эмоциональной напряженности, стресса, позволяющий мобилизовать энергию для эффективного выполнения работы»

 

Спуск литературы

1- Инфопедия [Электронный ресурс ] Понятие, цели и функции супирвизии в социальной работе URL: https://infopedia.su/8x49bc.html

2- ИнфоУрок [Электронный ресурс ] Исследование копинг- стратегии кризисной ситуации

URL: https://infourok.ru/issledovanie_koping

strategiy_v_krizisnyh_situaciyah_podrostkami.-526625.htm

3- МолодойУченый [Электронный ресурс ] Технологии супирвизии в социальных учреждениях: функции и направления

URL: https://moluch.ru/archive/292/66265/

4- Мотивация жизни [Электронный ресурс ] Копинг-стратегии: как бороться со стрессом

URL: https://lifemotivation.ru/samorazvitie/koping-strategii

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: