Использование копинг-стратегии в социальной работе
Копинг-стратегии — это одно или несколько действий, призванных защитить человека от стрессовой ситуации или снизить ее воздействие на психику. По-другому их можно назвать методами психологической защиты от проблем в разных жизненных сферах, будь то процесс поиска работы или отношения внутри семьи.
В качестве основных способов преодоления трудных, стрессовых ситуаций, выделяют механизмы психологической защиты и механизмы копинг- поведения.
Механизмы психологической защиты направлены на ослабление психического дискомфорта и реализуются, как правило, в рамках неосознанной деятельности психики.
Стратегии копинг - поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Таким образом, в качестве основного отличия защитных механизмов от копинг - поведения выступает неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних.
Копинг - поведение разделяется на следующие формы: восстановительное, реактивное совладание, опережающее, проактивное совладание, профилактическое, превентивное совладание, предвосхищающее, антиципационное совладание, – попытки совладания с угрожающим событием, неизбежным или почти неизбежным в ближайшем будущем.
Механизмы копинг - поведения более пластичны, но требуют от человека большей затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий. Механизмы психологической защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и сейчас».
|
«Копинг» рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Психологическое предназначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования. По мнению Р. Лазаруса (1966), главная задача «копинга» – обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.
Структура Копинг – поведения
Одни и те же события жизни человека могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.
Копинг - поведение рассматривается как сочетание процессов саморегуляции и совладания. Выделяется пять взаимосвязанных компонентов:
1. накопление разных ресурсов (социальных, финансовых, временных и т.д.), которые в последующем могут быть использованы для предупреждения или нейтрализации будущих потерь;
2. понимание, осознание потенциальных стрессов, кризисной ситуации;
3. оценка потенциальных стрессов, кризисной ситуации на начальном этапе;
4. заблаговременные, подготовительные попытки копинг - стратегий;
5. вывод и осуществление обратной связи об успешности совершенных попыток.
После когнитивной оценки ситуации клиент приступает к разработке механизмов преодоления стресса, то есть собственно к копингу. Если после применения клиентом копинг - стратегий, стрессовая ситуация сохраняется, то возникает необходимость дальнейших попыток преодоления.
|
Из этого следует, что структура копинг-процесса начинается с восприятия стресса, далее – когнитивная оценка, выработка стратегии преодоления и оценка результата действий.
Использование супервизии в социальной работе
Kadushin и Harkness определяют супервизию в социальной работе как «Процесс наблюдения, управления, координации, усиления и оценки деятельности социального работника, за которого отвечает супервизор, реализующийся при непосредственном контакте супервиз и супервизируемого»
«Супервизия — это последовательный процесс корректирующего консультирования и обучения, ориентированный на активизацию личностного и профессионального потенциала специалиста»
Супервизия предполагает, что «опытное и профессионально компетентное лицо (супервизор) предлагает профессионально неопытному лицу (супервизируемому) возможности обучения в форме консультаций, инструкций или контроля, связанных со специфическими профессиональными задачами, с целью расширения или углубления личной, социальной и профессиональной компетенции»
«Главное в деятельности супервизора — умение так организовать работу в коллективе, чтобы каждый независимый сотрудник был способен максимально реализоваться в работе»
а) супервизия используется для обучения и поддержки начинающего социального работника, и как средство контроля качества поставляемого обслуживания.
б) в конечном счете, супервизия в большей степени осуществляется на благо обслуживания, чем на благо социального работника. Эффективность супервизии измеряется степенью усиления помощи социальному работнику в улучшении результатов выполнения его деятельности, а также как повышение способности социального работника отвечать на потребности клиента.
|
Супервизия имеет как краткосрочные цели, так и долгосрочные. В числе первых - информирование социального работника относительно структур социальной работы и организационных ресурсов, которые помогают им эффективно выполнять свою работу (административная супервизия); Супервизия имеет как краткосрочные цели, так и долгосрочные. В числе первых - информирование социального работника относительно структур социальной работы и организационных ресурсов, которые помогают им эффективно выполнять свою работу (административная супервизия);
Американский ученый Альфред Кадушин выделяет три основные функции супервизии в социальной работе:
1) Образовательная (обучающая), которая подразумевает развитие профессиональных умений, навыков и способностей супервизируемого;
2) Поддерживающая, которая направлена на помощь в противодействии стрессам, потерянности, негативным чувствам, которые впоследствии складываются в синдром профессионального выгорания, на оценку и поддержку работника как личности;
3) Направляющая (административная), которая обеспечивает контроль деятельности социального работника
Кроме основных выделяют также ряд традиционных функций супервизии:
– Консультирующая — исследование вопросов, возникающих у специалиста в ходе его работы;
– Оценочная (экспертная) — контроль достижения целей, отслеживание прогресса супервизируемого, помощь в оценке своих сильных и слабых сторон, оценка профессионализма;
– Менеджерская («менеджмент случая») — супервизия целой команды смежных специалистов, работающих с трудным клиентом, согласование профессиональных действий, осуществление общего руководства, ведение случая
В связи с функциями можно выделить 3 типа или направления супервизии в социальной работе:
1. Административная супервизия — это «содействие результативной деятельности сообщества и организации через оказание поддержки работнику и совершенствование его профессиональных знаний и навыков».
В административной супервизии упор делается на организационные моменты. Супервизор в данном случае должен быть наделен административными функциями и обладать административными навыками. Он должен понимать цели и задачи организации, потребности ее сотрудников и клиентов, на основе знания целей осуществлять поэтапное планирование деятельности организации и отдельных сотрудников.
Также супервизор должен осуществлять мониторинг и оценку деятельности социальных работников. Мониторинг осуществляется по таким параметрам, как обеспечение обратной связи, условия, способствующие мотивации к работе, эффективность предоставления услуг клиентам.
2.Обучающая супервизия — это «систематизированный процесс формирования профессиональной компетенции, в основе которого лежит серия процедур, направленных на развитие профессионализации социального работника, как будущего, так и уже действующего в системе социальных служб».
Это важнейший компонент профессионализации, применяемый как в обучении студентов, так и для специалистов с целью их дальнейшего профессионального роста. Супервизируемый здесь выступает в роли ученика, а супервизор — в роли его наставника.
3. Поддерживающая супервизия — не только часть административной или образовательной супервизии, а целая система поддержки профессионала, система помощи, которая осуществляется в результате выстраивания индивидуальных и групповых отношений. В этой стезе исследователи (Кадушин, Мансон, Остин) рассматривают супервизию как «ресурс помощи профессионалу в ситуации эмоциональной напряженности, стресса, позволяющий мобилизовать энергию для эффективного выполнения работы»
Спуск литературы
1- Инфопедия [Электронный ресурс ] Понятие, цели и функции супирвизии в социальной работе URL: https://infopedia.su/8x49bc.html
2- ИнфоУрок [Электронный ресурс ] Исследование копинг- стратегии кризисной ситуации
URL: https://infourok.ru/issledovanie_koping
strategiy_v_krizisnyh_situaciyah_podrostkami.-526625.htm
3- МолодойУченый [Электронный ресурс ] Технологии супирвизии в социальных учреждениях: функции и направления
URL: https://moluch.ru/archive/292/66265/
4- Мотивация жизни [Электронный ресурс ] Копинг-стратегии: как бороться со стрессом
URL: https://lifemotivation.ru/samorazvitie/koping-strategii