Коварные сестры-приставки.
Игра «Много ли на свете приставок»
Подбор слова к схеме. Скороговорки, где встречаются интересные слова с приставками и суффиксами. Загадки, где зашифрованы слова с приставками.
Тренировочные упражнения, игры и упражнения с приставками
Схемы слов. Детям даются схемы слов (где уже есть приставка) к которым нужно подобрать слова. Слова: мокнуть, сушить, блокировать, гадать, печатать.
Ответы: размокнуть, посушить, разблокировать, разгадать, распечатать.
Достоинства: Целесообразно развивать у учащихся умение пользоваться морфемным анализом слова в целях раскрытия его смысла, т.е. подвести учащихся к осознанию связи, существующей в нашем языке, между лексическим значением слова с его структурой, вооружить способом действия, который позволяет детям понять смысл слова.
Скороговорки: Валин валенок провалился в прогалинок. Росла за горой, за пригорочком
Сосенка с подприсосёночком. Маланья-болтунья молоко болтала,
болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала.
Достоинства: Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он также учится не только говорить красиво, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.
|
Загадки: Маленькие, нежные,
Прямо у водицы.
Будто в зной полуденный
Просятся напиться.
С синевою неба дружат
Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Оля.
Ну а знаешь ли их ты? (Незабудки.)
Ах, какая непослушка
Эта чудная игрушка!
Положу - она встает.
Как стоять не устает? (Неваляшка.)
Школьный прозвенел звонок,
Завершается урок.
Отдохнуть всех непременно
Приглашает... (Перемена).
Достоинства: Загадки придуманы не только ради забавы. В загадках немало ценных сведений об окружающем мире. Загадка – это краткое описание предмета или явления. Особое значение загадка имеет для развития мышления ребенка. Заставляет наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадка – своеобразный тренажер для детского ума. Она приучает к размышлениям и доказательствам. Учит логически мыслить, анализировать и делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления, т.е. развивает способности у ребенка. Способствуют развитию речи и образного мышления. Загадка даст ребенку представление о том, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному.
Чудеса в стране морфем.
Разгадывание ребусов
Отгадывание ребусов, где зашифрованы слова, которые относятся к теме «Морфемика»
Тренировочные упражнения
Зашифровываются слова: корень, приставка, окончание, суффикс.
Достоинства: ребусы способствуют:
- расширению кругозора детей;
- развитию речи ребёнка через разгаданные слова, загадки, пословицы, небольшие стишки;
- развитию зрительной и моторной памяти, вниманию через яркие рисунки, картинки.