Вы жестоки, вы, которых мы любим,
Безжалостнее, чем ненависть, голод и смерть;
У вас есть глаза и груди, как голуби,
И вы убиваете мужские сердца
Дыханием.
– Чарльз Суинбёрн
Мать-природа – это утроба, где берёт начало всё сущее. Она бесконечно творит. Но она также и могила. Она безжалостно убивает и пожирает всё живое.
Первая женщина, к которой мужчина испытывает чувство привязанности, - это его мать. Утолять его голод, ухаживать за его телом, следить за его комфортом – центральные задачи её жизни. Власть матери над ним огромна. Её поцелуи снимают боль; качая в своих руках, она дарит сон. Мать удовлетворяет каждую его физическую и эмоциональную потребность. Эти отношения между матерью и ребёнком являются одной из самых красивых загадок природы. Но природа одновременно с тем жестока.
Чтобы вступить во взрослую жизнь, мужчина должен покинуть тёплое гнездо своего детства, он должен уйти в большой мир и построить там собственный дом. Чтобы стать мужчиной, он должен психологически отделиться от своей матери и переродиться уже в иной форме отношений. В противном случае он будет поглощён матерью и навсегда останется только сыном – только сосудом для кошмарной связи, зацикленной на инфантильной зависимости и психологическом инцесте.
*
_____
Когда я был маленьким, мне всегда снился этот повторяющийся кошмар! Это было очень страшно! Действительно жутко!
- продавец из Парижа
Прошлой ночью мне приснился кошмар, где я был убит. Я был убит… Честно! Я проснулся в слезах. Это было ужасно!
- посетитель рынка в Лондоне
Я… Мне снятся кошмары, а не сны. Ночные кошмары! Это хорошо – видеть сны, но я хочу, чтобы это были не кошмары. Слишком часто мне снятся ужасы.
|
- водитель автобуса в Нью-Йорке
_____
Доктор фон Франц, что представляют собой ночные кошмары? Почему они снятся нам?
Ну, кошмары – это очень содержательные и жизненно важные варианты сновидений. Это крик, это электрошок, которым природа пытается разбудить нас. Слово «кошмар» восходит в некоторых языках к образу демона мары или к идее о том, что злой дух в виде чёрной лошади прискакивает к вам ночью, и вы просыпаетесь с криком и сильно изнурёнными. Момент пробуждения ото сна означает удар, которым бессознательное хочет сказать: «Вот! Это оно! Этим ты теперь должен озаботиться». Поэтому кошмар – это, по сути своей, шоковая терапия. Бессознательное хочет шокировать нас, предупредить об опасной ситуации. Когда нам снятся кошмары, это означает, что мы попали в психологическую опасность, но слишком сонны и ничего о ней не подозреваем. Кошмар пытается разбудить нас. Кошмар – признак определённой актуальности какой-то проблемы. Бессознательное хочет сказать: «Посмотри-ка сюда: это проблема сейчас актуальна!»
Например, в кошмаре может присутствовать инкуб – мужчина-демон, стремящийся к соитию с женщиной-сновидицей, или, аналогично, суккуб – совращающая женщина-демон, высасывающего энергию из сновидца мужского пола. Если в кошмаре присутствуют подобные существа, это означает, что актуальна сексуальная проблема, и её нельзя игнорировать, она должна быть осознана. Нельзя просто отодвинуть её в сторонку и сделать вид, что её не существует.
Центральные женские фигуры в таких мужских снах – это суккуб и кровососущий вампир. Вот пример такого сна:
|
«Сон начался очень странно: из дождя и темноты появилась очень красивая чёрная бразильянка. На ней было шерстяное – возможно, тёмно-зелёное – пальто длиной до щиколоток, очень толстое и тяжёлое. Её волосы были чёрными, и она была прекрасна. Волосы и пальто насквозь промокли под дождём, но это, казалось, не беспокоило её. Бразильянка подошла и встала передо мной. И в этот момент что-то подсказало мне, что я встречался с этой женщиной раньше. По правде сказать, это нечто намекнуло мне, что, возможно, девушка была вампиром и не так красива на самом деле, как это казалось, поэтому я колебался, не решаясь что-либо сделать.
Она улыбнулась и поманила меня к себе. Но я был неподвижен. Тогда она распахнула своё пальто. На ней было красивое бикини, и её тело было очень чёрным, красивым и блестело от дождя. Я чувствовал соблазн и, наконец, подошёл и обнял её. Я просунул руку ей в трусики и стал ласкать её. Потом я посмотрел на её рот и заметил, что два передних зуба отсутствовали, и это навело меня на мысль, что, быть может, она и в самом деле вампир. Но я не был абсолютно уверен в этом. Затем она сказала: «Джон, мне не нужна твоя рука – я хочу твой пенис. Я хочу, чтобы ты занялся со мной любовью». Я ответил: «Ни за что». Потому что если бы я сделал это, то я бы погиб. Как только бы я вошёл в неё, она бы стала настоящим вампиром, и я бы скончался. И поэтому я решил сопротивляться соблазну. Я отступил назад к двери моего дома. Она очень разозлилась на это, а я схватил отвёртку, на всякий случай, чтобы защитить себя. Я хотел, чтобы она ушла. Я не хотел, чтобы она находилась поблизости от меня, поэтому я стукнул по её зубам отвёрткой. В этот момент я заметил, что боковые зубы на самом деле очень длинны и упираются в нижние губы. Это действительно были клыки, она действительно была вампиром. Я не ошибся.
|
Я испугался ещё больше, поэтому забежал в дом и попытался запереть дверь. Но дверь, кажется, не замыкалась, и я не знал, запираю я дверь или же открываю. И вдруг меня озаряет, что не имеет значения, закрываю я дверь или нет, потому что этот вампир имеет способность трансформироваться и быть там, где он хочет. Так что на самом деле нет никакого выхода».
У этого человека колоссальная фиксация на матери, что способствовало появлению очень возвышенного образа женщины. У него в психике существует образ идеальной женщины, и сон пытается предостеречь его, сообщая, что его фантазии, его сексуальные фантазии высасывают его кровь и уничтожают его, потому что они нереальны, их невозможно воплотить в жизни.
Такие мужчины закрыты для постоянных отношений с женщиной. Они воспринимают отношения как поглощение, как узы, как оковы, которыми они пригвождены к земле. Наш герой во сне пытается защитить себя, ударив отвёрткой о рот вампира. Отвёртку я, наверное, связала бы – прошу прощения – со словом «трахаться» [англ. «screwdriver» - отвёртка; англ. «screw» - 1) завинчивать, 2) трахаться]. Он думает, что сможет избежать плена пожирающей матери (изображённой здесь как вампир), сможет удержать свою невротическую отстранённость, перетрахав много женщин. Но вот теперь он понимает, что не в состоянии обессилить вампира.
Сон пытается сказать мужчине, что это привидение преследует его лишь потому, что на самом деле он сам гонится за нереальными фантазиями, осушая свою психическую энергию. У него есть склонность мечтать о жизни, строить иллюзии, заниматься самообманом вместо того, чтобы действительно жить. Вот почему вампиры и другие подобные существа сосут кровь. Кровь – это активная субстанция в нас, эмоциональная психэ. Когда её высасывает вампир, человека покидает жизненная энергия. Он просто тонет в пассивных мечтаниях.
Это характерно для большинства негативных или отщеплённых комплексов. Если мы отвергаем или отщепляем какой-то комплекс нашей психики, то он начинает забирать нашу энергию тайком за нашей спиной. Постепенно он превращается в то, что весьма метко символизирует собой вампир: что-то, что нападает на нас в ночное время и высасывает нашу кровь. И люди чувствуют, что они просто не понимают, что с ними происходит. Они приходят на анализ и говорят: «Я ощущаю себя вялым, я просто чувствую, что устал, я не хочу ничего делать. Я просыпаюсь утром уже в депрессии. Ничто не интересует меня». И тогда оказывается, что за всем этим стоит вампир – комплекс, который был отщеплён от сознания так мощно и так радикально, что ему остаётся только тайком высасывать энергию. Он никак не может найти иной способ проявиться.
Вы могли бы привести пример того, как происходит отщепление комплекса в жизни человека?
Вспомните, например, монахиню, которая говорит, что пожертвовала своими сексуальными желаниями ради Христа. У неё нет никаких сексуальных фантазий или чувств по отношению к мужчинам. Но на самом деле она просто отрезала себя от своей сексуальности. Или, например, очень часто люди отрезают определённые дарования. Кто-то может иметь талант в музыке, но, поскольку творчество означает тяжёлую работу, человек решает так: «Мои музыкальные способности не являются достаточно существенными, чтобы развивать их. Я сдаюсь, я не буду играть на фортепиано, потому что это ни к чему не приведёт». И этим решением человек отрезает свой талант от себя. Но есть нечто в человеке, что хочет быть выраженным через музыку, и тогда отрезанная энергия становится вампиром.
Агрессия также может быть полностью отделена от сознания. Тогда человек просто решает, что у него нет никаких аффектов, что ничто не задевает его, не раздражает. Окружающим он кажется очень гармоничным, и даже если его дети или партнёры безумно раздражают его, он полагает, что вовсе на них не сердится, что всё это не имеет никакого значения. Он всех прощает, но на самом деле, как и у любого нормального человека, у него внутри всё кипит от ярости. Однако он просто не хочет испытывать ярость, и ему удаётся её перекрыть.
Могли бы вы описать причины отщепления материнского комплекса в бессознательном мужчины? Что заставляет женскую часть мужской психики развиваться негативно?
Сильный материнский комплекс развивается, когда мать производит сильное впечатление на сына. Она в реальности может и не быть яркой личностью, но мальчик впечатлён ею больше, чем отцом, или, возможно, он имеет с матерью больший контакт, нежели с отцом.
Вы можете увидеть, как это происходит, на примере семьи, в которой есть несколько мальчиков, но лишь у одного из них развивается сильный материнский комплекс. Этот мальчик с самого начала реагирует на мать острее остальных. Возможно, он похож на неё или по какой-то иной причине чувствует себя ближе к ней, поэтому он впечатлён матерью и находится под её влиянием. Если это впечатление положительно, то развивается позитивный материнский комплекс, если же отрицательно, то мы имеем негативный материнский комплекс. Важно понять, что у каждого человека есть материнский комплекс – негативный или позитивный – и в этом нет ничего патологического. Это лишь характеристика того, как человек реагировал на своего родителя и как в результате он будет реагировать на противоположный пол. То, с чем мы имеем дело в этом сне, очень сильный материнский комплекс.
Проблема пожирающей матери может быть проиллюстрирована тем фактом, что многие женщины пекутся за своих сыновей и держат их в стороне от реальной жизни. Они чувствуют беспокойство: «Не делай так – это опасно... Ты можешь упасть и поранить себя… Не ходи играть с этими ребятами…» Также у них возникают проблемы, когда их сыновья начинают встречаться с девушками. Такие матери говорят: «Я очень хочу, чтобы ты женился, но эта девушка, которую ты приглашал к нам домой, тебе не подходит». Они пытаются держать сыновей крепко-накрепко в своих когтях. Эти женщины чересчур усердствуют, реализуя свою материнскую функцию защиты.
Доктор фон Франц, могли бы вы описать субъективные ощущения мужчины, испытывающего комплекс пожирающей матери? Как он чувствует аниму – свою женскую часть?
Как правило, анима проявляется у таких мужчин как элемент нереальных романтических, в основном сексуальных фантазий. Вы видите это в период полового созревания: юноша очень активен, а потом вдруг становится пассивным и мечтательным. Его как бы нет. Успеваемость в школе чрезвычайно снижается. Он, так сказать, с головой уходит в мечты и сексуальные фантазии. В таком возрасте это нормальное переключение, но если мужчина застревает в сексуальных фантазиях, он буквально падает в руки вампира или, говоря иначе, в объятия пожирающей матери. Он теряет свой потенциал, выпускает из рук собственную жизнь. Теряет силу воли, теряет свою мужскую эффективность и просто-напросто грезит всё время о женщинах. Он живёт нереальной жизнью.
Однажды я общалась с мужчиной сорока трёх лет, который никогда не подходил к женщинам. Он всё ещё жил со своей матерью. Я спросила его: «Что же вы делаете со своей сексуальностью?» Он загадочно улыбнулся и не ответил, но я знала, что он попросту бешено мастурбирует каждую ночь. Затем ему приснилось, будто в дневное время он живёт обычной жизнью, но ночью оказывается на чудесном острове, где с ним происходят дикие сексуальные приключения с женщинами. Это был мир фантазий, в котором он скрывался. В примитивном племени сказали бы, что этот человек околдован. Да, он околдован.
Как мужчине, чья женская часть заблокирована материнским комплексом, сблизиться с женщиной во внешней жизни?
Если мужчина имеет слишком удушающие отношения с матерью, особенно если это положительный материнский комплекс, то он склонен идеализировать женщин. Он видит в каждой женщине эдакую Беатриче Данте или Деву Марию, а потом такие мужчины не могут подойти к обычной женщине, потому что смотрят на неё снизу-вверх. Или они имеют разделённую аниму: восхищаются издалека очень неприступной, возвышенной и красивой девушкой, а свои сексуальные желания удовлетворяют с проститутками. Они не могут соединить вместе возвышенные чувства к девушке и секс. А любовь подразумевает оба эти полюса. С одной стороны, романтический духовный идеал, с другой – биологическое влечение для продолжения рода, очень сильное и обусловленное на животном уровне. И эти противоположности каким-то образом должны сосуществовать в отношениях. А мужчина, который не освободился полностью от матери, не может поставить рядом принцессу и сучку, так сказать.
Для такого мужчины сексуальные отношения с женщиной могут служить как приключение, как любовная интрижка. Женщина реализует его фантазии и прихоти. Проблемы начнутся, если он женится и заживёт с ней повседневной жизнью: не будет никакой сердечности, никакого человеческого тепла. Не будет нет никакой возможности построить душевные человеческие отношения.
Здесь существует также архетипическая подоплёка, что показано в сказках с мотивом про принцессу, запертую в башне. Одна из самых известных – сказка о принцессе Рапунцель. За кулисами этой сказки материнская фигура, порождающая констелляции. И когда это происходит, двое влюблённых не могут встретиться вне замка. Только когда Рапунцель спускается на землю, а принц возвращается после страданий и скитаний, они, наконец, встречаются.
Думаю, в наше время фильмы затрагивают многие из этих важных психологических фактов и заменяют в этом отношении сказку и миф. Та роль, которую выполняли в прежние времена мифы и сказки, теперь выполняют фильмы: они рассказывают о внутреннем мире привлекательным для публики образом. А привлекают они нас потому, что мы действительно нуждаемся в мифах, соединяющих нас с миром снов или, иначе говоря, с бессознательным.
В последнее время появились бесчисленные мифы о вампирах, так завораживающие людей. Эти сказки пересказываются по всему миру. В Китае, например, существует целый ряд историй о привидениях. В них мужчина встречает лису, затем лиса на самом деле оказывается духом мертвеца, который, в свою очередь, превращается в красивую девушку. Мужчина счастливо живёт вместе с ней, пока в один прекрасный день не обнаруживает, что на самом деле она злой демон. Она скелет. И чаще всего история заканчивается плохо: девушка приносит герою смерть. Или же с помощью жрецов и магов мужчина освобождается от демона. А в швейцарских Альпах у нас есть рассказы о пастухах, которые живут всё лето высоко в горах без женщин. Каждый вечер Doggeli, женщина-призрак, пробирается незаметно в их ночлег и «ездит верхом» на них всю ночь, так что у пастухов появляются грязные сексуальные сны. Утром они просыпаются абсолютно изнурённые и с трудом передвигаются. Они потрясены и переполнены, так сказать, сексуальными фантазиями и непрожитой жизнью.
Знаете, люди очень часто чувствуют, что значительная часть энергии утекает из их отношений в учреждения, где они работают. Люди чувствуют расщепление: они разрываются между чувством безопасности в круговороте бесконечных рутинных заданий и желанием уйти из компании и реализовывать свою творческую энергию. Многие, однако, не решаются бросить работу, поскольку понимают, что не в состоянии пожертвовать стабильным материальным вознаграждением, предоставляемым корпорацией. Может ли комплекс пожирающей матери быть спроецирован на учреждение?
Да, там, где существует институция, люди, как правило, становятся инфантильными и желают регулярно «сосать» деньги из учреждения, получать кредиты и стипендии, то есть использовать организацию в качестве великодушной матери. Университеты в прошлом, да и теперь, так и называют – Альма-матер, кормящая, благодетельная мать. Я думаю, что одним из признаков действия архетипа пожирающей матери можно назвать инерцию. Все крупные институты склоняют к некоторой инерции. Они не гибки и поэтому, так сказать, представляют собой материальные блоки, попав в пределы которых люди, имеющие выраженный материнский комплекс, чувствуют себя сыто и хорошо. Поэтому пожирающая мать может быть легко спроецирована на предприятие или любую большую организацию, институт, университет или даже на государство. Некоторые организации даже имеют женские имена и в прошлом часто были представлены образом тучной дамы. Америка, например, по-прежнему презентует себя статуей огромной женщины. Но, по крайней мере, та держит факел, что немного улучшает ситуацию.
Намекаете ли вы, что эпоха матери подходит к концу? Мне кажется, что, подобно человеку, который всё никак не может уйти из дома своей матери, мы теперь вынуждены отделить себя от безопасности наших традиционных видов отношений для поиска новых способов связи друг с другом. Как будто всё человечество коллективно проходит через обряд инициации. А в чём вы видите основную причину этого переворота в человеческих отношениях?
Ну, я бы сказала, что рождаются определённые панические чувства при угрозе ядерной войны или при обострении проблем загрязнения окружающей среды. Это провоцирует изменения нашего отношения к вопросам межличностных связей, особенно среди молодых людей, но, думаю, моего поколения это тоже коснулось.
Люди осознают факт, что нам придётся изменить наш образ жизни некоторым фундаментальным образом. Ещё предстоит много споров и обсуждений, как и почему, в какой форме и так далее, но я думаю, все согласятся, что мы должны найти способ мирно жить вместе и не уничтожать друг друга в ядерной войне, а также что мы должны иначе относиться к природе, нежели мы относились до сих пор. Кроме того, мы должны изменить наш слишком рациональный режим жизни. В книге Мэрилин Фергюсон «Заговор Водолея» мы видим, что переживаем повсеместное изменение того, что немцы называют zeitgeist, духом времени.
Истории хорошо известны изменения этого типа. Например, если вы посмотрите на искусство XIII века и сравните его с искусством эпохи Возрождения, вы увидите, насколько дух времени изменился за эти несколько сотен лет. Вдруг, как будто сговорившись, всё человечество обрело иное мировоззрение. В средневековом искусстве всё внимание было сосредоточено на божестве. Мало перспективы, практически нет ландшафта. Нет изображений животных, деревьев и бытовых вещей. И затем, в эпоху Возрождения, вдруг происходит переключение: открывается природа, человеческое тело, перспектива пространства. И это только одно очень яркое изменение, о котором нам легко судить ретроспективно. Мне кажется, такие разительной перемены сегодня снова констеллируются.
Поэтому глубоко заинтересованный мыслящий человек не может не задаваться вопросом: каковы изменения нашей эпохи? какова наша ситуация? Особенно угроза ядерной войны, которая волнует практически всех, заставляет бросить отчаянный взгляд в небо: что это значит? что мы можем изменить? что грядёт? Такого рода тревога ощущается везде.
Сейчас, в конце ХХ века, мы попали в эпоху, где противоположности – Юпитер и Сатурн, добро и зло, дух и физические инстинктивные импульсы – находятся в расколе. Нас раздирают противоположности, которые, говоря политическим языком, готовы развязать войну в любую минуту. Мы имеем с одной стороны «железного занавеса» антихристианский принцип правления, а с другой – всё ещё официальное христианское мировоззрение. Так что этот «железный занавес» делит владения Юпитера и Сатурна, так сказать. Вот только то, что мы видим на общемировом уровне, зарождается гораздо глубже: в психике каждого отдельного человека.