Международная торговая система сформировалась к середине 1990-х гг., и в это же время в научной и практической литературе и международных торгово-политических документах начал применяться термин "международная торговая система". Среди характерных особенностей торговой системы можно выделить совокупность взаимных торговых связей всех стран мира, сформировавшуюся на базе МРТ и комплекса мер торгово-политического регулирования, включающих в себя многосторонние и национальные составляющие.
• Международная торговая система – это сфера взаимодействия государств, международных организаций и интеграционных группировок, ТНК и обычных компаний – участниц ВЭД. Особо можно выделить роль международных организаций.
Международные отношения государств, в том числе в области внешней торговли, регулируются на основе международного права, содержанием которого являются права и обязанности государств и других субъектов международного права. Одним из основных принципов международного права является принцип сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе. Другое важное положение – принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Эти принципы лежат в основе Устава ООН, и на их базе осуществляется взаимодействие стран на мировой арене. Международные организации вырабатывают различные решения, резолюции, рекомендации, постановления, своды правил поведения государств в области межгосударственных отношений, а также нормы, стандарты, договоренности, устанавливающие нормы ведения внешнеэкономической деятельности предприятий.
На данный момент в мире существует больше сотни международных организаций разной значимости и компетенции. В ставшей классической работе И. Н. Герчиковой "Международные экономические организации" [2] дается классификация международных организаций:
- • по характеру членства и природе участников международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и негосударственные;
- • по кругу участников – на универсальные, открытые для всех государств, и региональные;
- • по кругу компетенции – на организации общей компетенции (охватывают все сферы отношений – политическую, экономическую, социальную, культурную и т.д.) и специальной компетенции;
- • по характеру полномочий – на межгосударственные и надгосударственные (наднациональные);
- • по условиям участия – на открытые и закрытые (членство в которых возможно по приглашению).
Международные организации играют ключевую роль в международной торговой системе. Одной из важнейших их функций является регулирование и содействие развитию предпринимательской деятельности путем совершенствования национальной законодательной базы, унификации ее основных элементов, адаптации к новым глобализационным процессам; проведения согласованной торговой и инвестиционной политики, мер по либерализации внешнеторговых связей.
Международное экономическое взаимодействие стран и компаний базируется на общепризнанных нормах и правилах, основы которых формулирует Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Ее цель – разработка справедливых и согласованных правил коммерческих сделок, унификация правил международной торговли. Этой организацией подготовлен ряд конвенций, типовых законов и других документов по правовому регулированию торговых сделок и других аспектов хозяйственного права, оказывающего влияние на торговлю.
Важнейшим участником международной торговой системы можно считать Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
ЮНКТАД представляет собой универсальный и глобальный форум для рассмотрения насущных и стратегических общезначимых проблем и выработки рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов в области международной торговли, финансов, инвестиций, передачи технологий путем переговоров на межправительственном уровне. Она координирует деятельность других учреждений ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей, стимулирования торговли и инвестиций. В последние годы ЮНКТАД тесно взаимодействует с ВТО.
Все большее значение в современной мировой торговой системе приобретает Всемирная торговая организация (ВТО), документы которой (многосторонние соглашения по торговле товарами – ГАТТ, Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – ТРИПС и др.) стали базой развития двусторонних и многосторонних отношений. ВТО взяла на себя регулирование не только вопросов торговли, но и широкого круга тем, связанных с инвестициями, государственными закупками, перевозками, телекоммуникациями, финансовыми и другими услугами.
В развитии международной торговой системы и торговополитического регулирования большинства государств можно выделить ряд этапов. На первом этапе (последние годы Второй мировой войны и до второй половины 1950-х гг.) международная торговля регулировалась главным образом на основе двусторонних договоров и соглашений, а на бо́льшую часть международного товарооборота распространялись количественные и валютные ограничения. В эти годы была предпринята попытка перехода к многостороннему регулированию международной торговли, инициаторами которого выступили лидеры ряда государств, в первую очередь США.
Второй этап в развитии мировой торговой системы и торгово-политического регулирования (конец 1950 – конец 1960-х гг.) был связан с постепенным ослаблением административных и валютных барьеров в международной торговле. Правительства многих стран, стремясь укрепить свои позиции в многосторонних переговорах, проходивших в рамках ГАТТ-47, пересмотрели и обновили свои нормы, сблизив их с международными правилами, регулирующими внешнюю торговлю и облегчающими ее развитие.
В рамках ВТО правовую основу для Всеобщей системы преференций создает Решение о дифференцированном и более благоприятном режиме, взаимности и большем участии развивающихся стран, принятое в рамках ГАТТ в 1979 г., известное как "общая разрешающая оговорка " (General Enabling Clause). Эта система глобальных преференций для развивающихся стран до настоящего времени продолжает играть большую роль в продвижении их товаров на мировые рынки, развитые страны пытаются ее обойти, более широко применяя нетарифные ограничения (использование количественных ограничений и принципа градации – сокращение размера преференций по мере повышения уровня экономического развития страны – получателя преференции) [10]. В настоящее время в ходе идущих многосторонних переговоров Доха-раунд развивающиеся страны добиваются улучшения действий всеобщей системы преференций.
В начале 1972 г. США, страны ЕЭС и Япония заявили о своем намерении провести новые многосторонние переговоры, которые официально открылись 14 сентября 1973 г. в Токио под названием "Токио-раунд" и завершились в апреле 1979 г. в Женеве. Эти переговоры положили начало новому, третьему этапу в развитии международной торговой системы (начало 1970 – начало 1980-х гг.).
1980-е гг. (четвертый этап формирования мировой торговой системы) характеризуются, с одной стороны, резким увеличением дефицитов торговых балансов США, Японии, стран Западной Европы, а с другой – экспортом готовых изделий из развивающихся стран. В этот период практически все развитые страны стали проводить протекционистскую политику, которая выражалась в форме как открытых, так и замаскированных барьеров нетарифного характера в торговле (быстро стало расти применение "добровольных" ограничений экспорта и так называемых соглашений об организованной торговле), которые по существу представляли собой договоренности нескольких стран о разделе рынков сбыта. Эти проблемы, а также скачки цен на нефть и нефтепродукты и ряд других товаров осложнили обстановку на мировых рынках и создали угрозу возникновения всеобщей торговой войны. В этот период встает вопрос о реформировании ГАТТ-47 – создании полноправной международной организации и многостороннего кодекса правил движения на мировом рынке товаров и услуг, обязательного для всех стран мира.
Таблица 11.1. Многосторонние переговоры в рамках ГАТТ
№ п/п | Место проведения | Год проведения | Число стран-участников | Повестка переговоров | Название раунда |
Женева (Швейцария) | Снижение тарифов | Женевская конференция 1947 г. | |||
Аннеси (Франция) | Снижение тарифов | Конференция в Аннеси | |||
Торки (Англия) | Снижение тарифов | Конференция в Торки | |||
Женева (Швейцария) | Снижение тарифов | Женевская конференция 1956 г. | |||
Женева (Швейцария) | 1960– 1961 | Снижение тарифов | Диллон-раунд | ||
Женева (Швейцария) | 1964– 1967 | Снижение тарифов, разработка Антидемпингового кодекса | Кеннеди-раунд | ||
Токио (Япония), Женева (Швейцария) | 1973– 1979 | Снижение тарифов, разработка нетарифных мер | Токио-раунд | ||
Пунтодель-Эсте (Уругвай), Женева (Швейцария) | 1986– 1994 | Снижение тарифов, создание ВТО, принятие ГАТТ-1994, ГАТС, ТРИПС и других соглашений | Уругвайский раунд |
Источник: URL: vavt.ru/wto/wto/GATTMTN
В ходе Уругвайского раунда были достигнуты договоренности о снижении в среднем на одну треть таможенных тарифов; применении субсидий, антидемпинговых и компенсационных пошлин и защитных мер; об использовании технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, соглашений по сельскому хозяйству, текстилю и одежде и др.
Таким образом, международная торговая система начала XXI в. – новое экономическое и политическое образование, с постоянно возникающими разногласиями и противоречиями, охватывающими всех участников ВТО.