Характеристики контакта с испытуемым




В краткой форме характеристики контакта могут быть даны в четырех терминах. Контакт может быть свободным, затрудненным, нарушенным и формальным.

1. Свободный контакт отличается следующим: устанавливается легко и поддерживается в течение всего обследования. Испытуемый искренне отвечает на поставленные вопросы. Эмоциональные реакции живые, адекватные. Испытуемый эмоционально синтонен».

2. Затруднения контакта возникают в силу различных, в том числе не психологических, причин. Например, ослабление слуха, зрения, наличие заикания. Контакт затруднен при низком интеллекте или при аутистическом или подростковом негативизме.

З. Нарушение контакта приводит к невозможности установления либо поддержания Продуктивного контакта и, в конечном счете, недоступности испытуемого обследованию.

4. Формальный контакт, как правило, отмечается в совокупности с формальным отношением к обследованию. Характеристика формального контакта: «Испытуемый активно в контакт не вступает, держится настороженно, уклоняется от прямых ответов на вопросы (вариант: часто отказывается отвечать на поставленные вопросы). держится на дистанции, старается контролировать эмоциональные реакции, тяготится. ситуацией обследования».

IV. За описанием отношения к обследованию и контакта следует основной раздел заключения. Как правило, здесь психолог максимально свободен в выборе «композиции». Обязательным является только указание на то, какие психодиагностические методики были использованы при обследовании.

В большинстве обследований психолог использует более чем одну методику. Это усложняет структуру заключения и тре6ует от психолога умения совмещать результаты нескольких методик. У начинающих специалистов и студентов в такой ситуации возникает сильное искушение описывать результаты каждой методики по отдельности, т.е. написать два заключения под одной «шапкой». Это неверноё решении, которого всячески следует избегать! В результате у читающего ваше заключение должно сложиться целостное представление о личности испытуемого. Объединить разрозненные воедино – это задача психолога, а не читателя.

Планируя исследование и подбирая психодиагностический инструментарий, специалист, как правило, учитывает «пересечения» характеристик, выявляемых каждой методикой. Такой подход позволяет повысить валидность и достоверность выводов, ведь тогда результаты разных методик подтверждают друг друга. «Пересечение» характеристик позволяет объединять результаты в целое. Например, существует много таких пересечений между результатами методики изучения самооценки по Дембо—Рубинштейн и исследованием уровня притязаний. И та и другая характеризуют высоту самооценки, уровень оценки своих возможностей, различные аспекты реалистичности «Я - концепции», устойчивость самооценки либо процессов целеполагания.

Естественно, что, помимо пересечений, каждая методика имеет свои уникальные характеристики, которые тоже должны быть учтены при составлении заключения.

VI. Заключение завершает резюме. Резюме выделяется в отдельный абзац и начинается вводными словами: «Итак…» или «Таким образом...» Это краткое и сжатое изложение результатов обследования.

обобщить выводы анализа, проделанного в основной части заключения;

подчеркнуть самые важные моменты и результаты обследования;

сделать последнюю попытку разъяснить неспециалисту, читающему заключение, его основной смысл.

Если перед психологом ставились специальные вопросы, на которые он должен ответить в результате обследования, то они тоже выносятся в резюме.

Важное правило: в резюме недопустимы рассуждения и анализ, но только изложение уже полученных результатов. Поэтому в нем не может быть ничего нового, что не присутствовало в основой части заключения.

При написании резюме обычно используются три стилистических приема, помогающих кратко синтезировать несколько мыслей в одном предложении.

1) прием использует метафору «фигура — фон» и выглядит примерно так: «Таким 6разом, на фоне того-то и того-то на первый план в исследовании выступило нечто». В качестве «фона» следует избирать особенности личности, так или иначе оказавшие влияние на большинство результатов обследования. Это может быть фон настроения, общая неустойчивость самооценки и целеполагания, либо,. важная особенность отношения к обследованию ит. п. В конечном счете психолог сам выбирает что сделать «фоном», а что «фигурой» поскольку главное здесь — объединить результаты и подчеркнуть главное.

2) стилистический прием используется тогда, когда результаты не дают возможности использовать первый прием. Этот прием служит задаче подчеркнуть главное. Он выглядит примерно так: «Итак, на первый план в исследовании выступило то-то и то-то».

3) прием используется для дополнения в комбинациями с предыдущими: «Таким образом, исследование выявило сочетание того-то с тем-то».

В нашем пособии мы приводим примеры психологических заключений из указанного Практикума по клинической психологии, с целью показать студентам правила оформления данных документов.

Пример заключения

Пример 1

Характеристики матрицы профилей: Е <,I >>, М <; ОD <, ЕD =, NP >>.

Формулы: i / е <.

Образцы: E + I > I – I = 0

Общие образцы: Е> 1> М; NР> ЕD> ОD; I > NР> ЕD; I> е >i.

GCR= 46,5%.

Заключение по исследованию личности Ф. И. 0., 1964 г. р., пол женский, образование высшее техническое.

Исследование проводится по просьбе экспериментатора.

Отношение к обследованию адекватное, о чем свидетельствует сформированный мотив экспертизы, заинтересованность в результатах обследования, готовность к сотрудничеству, аккуратность выполнения задания. Установочное поведение и патологические мотивы отмечены не были. Контакт с испытуемой свободный.

По данным исследования с помощью теста рисуночной фрустрации Розенцвейга, реакции испытуемой следует рассматривать как вариант нормы. Отклонение реакции от стандарта не отмечено. Испытуемая находится в рамках адаптивной нормы.

Для испытуемой характерно увеличение удельного веса интропунитивных реакций. Это может являться следствием повышенной требовательности к себе и, возможно, пониженной самооценки и активизации механизма ретрофлексии. Уровень интерагрессии повышен.

Наблюдаются признаки повышенного напряжения в системе «Эго— Супер-эго»: испытуемая склонна ощущать повышенное чувство вины в ответ на адресованные в ее сторону обвинения. Это проявляется в увеличении удельного веса оправдательных реакций либо отрицании своей вины в ситуации прямого обвинения. Заметна активизация механизма сублимации агрессии, за счет чего повышается удельный вес реакций, направленных на удовлетворение ситуативно возникающих потребностей в форме передачи ответственности другому лицу и предоставление ему требований разрешить возникшую проблему. Самостоятельность в удовлетворении потребностей понижена.

Таким образом, на фоне удовлетворительной внутриличностной адаптации на первый план выступает преобладание интропунитивньтх реакций, увеличение интерагрессии, чувство вины, связанное с повышением активности Супер-эго; повышена ригидность в удовлетворении ситуативно возникших потребностей.

Пример 2

Характеристики матрицы профилей: Е>>, I <<,М>; OD >, ЕD>>, NP<<.

Формулы: Σ E/ Σ I<:E/e>.

Образцы:

Общие образцы: Е> М> I; ЕD > NР> ОD: Е > ЕD >N Р; Е > М’ > i.

GCR=35%.

Заключение по исследованию личности Ф. И. 0., 1973 г. р., пол мужской, образование среднее.

Обследование проводилось по просьбе экспериментатора.

Отношение к обследованию адекватное. Мотив экспертизы сформирован, признаков установочного поведения не наблюдалось. Контакт свободный, установился легко и поддерживался в течение всего обследования.

На основании выполнения фрустрационного теста Розенцвейга, характер реакций испытуемого в ситуации фрустрации следует относить к варианту внутриличностной либо макросоциальной дезадаптации; реакции значительно отличаются от стандарта.

Выявляются признаки слабости Эго, приводящие к снижению фрустрационной толерантности, что в свою очередь становится причиной восприятия мира как менее безопасного, чем это характерно для большинства людей. Это приводит к повышению удельного веса эго-защитных реакций в форме вербальной агрессии и порицания партнера по ситуации. В целом удельный вес агрессивности в ответах испытуемого повышен, что сопровождается активизацией защитного механизма проекции. Поскольку частота агрессивных ответов повышается в ситуации прямого обвинения, есть основания предполагать, что в основе агрессивных реакций лежит конфликт в системе «Эго—Супер-эго» т. е. неосознаваемым объектом агрессивности испытуемого являются интроецированвые родительские образы. Механизмы переработки (сублимации) агрессии не развиты.

Вместе с тем, если реакции не носят защитного характера, испытуемый склонен фиксироваться на факте препятствия, избегая агрессии и стараясь понизить субъективную значимость ситуации фрустрации. Можно также предполагать, что у испытуемого недостаточно развиты навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и удовлетворения ситуативно возникающих потребностей.

Таким образом, на фоне признаков снижения внутриличностной и/или микросоциальной адаптации наблюдается повышенная склонность к агрессивным защитным реакциям в ситуации прямого обвинения, напряженность в системе «Эго—Супер-эго», что сочетается с недостаточным развитием навыков разрешения конфликтных ситуаций[Яньшин П.В., 2004].

Рекомендуемая литература по теме

1. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.

2. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методическая рекомендация. // Сост. Н.В. Тарабрина. Ред. Б.Д. Карвасарский. Л., 1984.

3. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. Практическое руководство.- М., 1992.

Интерпретация по рисуночного теста «Несуществующее животное».

 

Животное замкнуто, что является показателем интровертности.

Сконструировано из частей реальных животных (головы медведя, зайца и кошки, а также хвоста рыбы). Однако имеется туловище, которое не принадлежит ни одному из животных и создано самим ребенком. Все это свидетельствует, с одной стороны, о наличии рационалистического, а с другой, о наличии творческого подходов к задаче.

Отсутствие рук отражает одиночество, является свидетельством аутизации ребенка.

Плавание выступает в качестве любимого занятия ребенка.

Изолированность места жизни («…в глухом непроходимом лесу») данного животного и отсутствие друзей отражает переживание ребенком чувства одиночества.

О невротическом состоянии можно говорить, поскольку со слов испытуемого животное живет «…в грязном пруду» и «…питается червяками и всякой слизью». Все это говорит еще и о низкой социализированности ребенка.

Наличие большого количества врагов у животного является свидетельством боязни ребенком агрессии.

Открытый рот у двух голов из трех – признак недоверия к другим людям.

Хвост, направленный вниз, говорит о недовольстве ребенка самим собой, отражает частые сомнения в собственной правоте, сожаления о сделанном, сказанном.

Ребенок идентифицирует себя с медведем, зайцем и кошкой. Это может быть выражено в преобладании в личности данного ребенка таких качеств, как независимость, ассоциируемая, как правило, с кошкой, настороженность, подозрительность, неуверенность в себе, боязнь чего-либо, ассоциируемые с зайцем, и, наконец, основательность, прямолинейность, грубость, которые в какой-то степени могут быть ассоциируемы с медведем.

Поскольку все головы животного направлены на рисующего, это может быть показателем эгоцентризма.

Наличие ушей у каждой из голов говорит о заинтересованности ребенка в информации, значимости для него мнения окружающих о нем.

Животному было дано название «медведозаяцекот», что выражает рациональное соединение смысловых частей. Ребенку присуща рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации.

Изображение животного с несколькими головами, которые дополняют друг друга, отражает наличие рефлексии, осознания ребенком собственных психологических особенностей, возможно противоречивых желаний.

Подчеркивание необычности животного, его непохожести на остальных и особенно желание стать обычным характеризует данного ребенка, как считающего себя не таким, как окружающие, не таким, каким следует быть. Имеет место выраженное нарушение общения.

Логические противоречия в описании образа жизни животного может свидетельствовать о когнитивных нарушениях, а также об острых невротических или психотических состояниях. Наиболее вероятно предположение о том, что ребенок находится в невротическом состоянии.

Невидимость животного служит символом отсутствия эмоциональных контактов, но связанная с особенностями личности самого ребенка. Животное может быть замечено, если оно не будет прятаться. Необходимость прятаться – свидетельство боязни окружающего мира.

Относительно длинные шеи, идущие к каждой из голов интерпретируются как показатель тенденции к интеллектуальному контролю.

Отсутствие ног и рисование вместо них хвоста говорит о неумелости в социальных контактах.

Желание животного, чтобы его не боялись, связано с боязнью агрессии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: