ГЛАВА 12. В аду нет зеркал




 

Кто бы ты ни был, я всегда зависела от доброты незнакомцев.

– Бланш Дюбуа, «Трамвай "Желание"»

Современные женщины отказываются от рабства нашего патриархального наследия. Они осознают больший потенциал в самих себе и теперь получают опыт самоуважения не только будучи объектом мужского желания.

*

Следующие сны, хотя и частны, являются эхом бессознательного многих женщин. Они показывают не проживаемую тень, что находится в бессознательном и может быть интегрирована; они указывают на творческий ресурс, что может направить жизнь в новом русле.

«Мне приснилось, как женщина пыталась увидеть себя в зеркале; она сказала: “Мой муж забрал зеркало, поэтому он не может смотреть на меня”. И её подруга сказала: “Мой муж сделал то же самое, и я могу убить его”.

Потом была фигура женщины, барахтающейся в море, и мужской голос сказал: “Ей всегда нравилось плавать голышом, как в начале её карьеры”. Это была Мэрилин Монро, светящаяся и белая, с жёлтыми волосами, развевающимися по волнам, как на снимке в календаре, где её жёлтые волосы лежат на красном бархате. Единственная проблема была в том, что у неё не было рук и ног, а было только туловище. Она, казалось, не замечала, что я смотрю на неё, и повернулась всем телом или, точнее, тем, что от него имелось, в мою сторону. Это было просто туловище, светящееся, белое, плохо выглядевшее, барахтающееся в воде. И я обратила внимание на выражение её рта, который казался нарисованным красным, но был таким грустным. И я сказала: “Она всегда поворачивается, когда знает, что за ней наблюдают, в надежде уловить желание в глазах моряков”».

­­В начале сна кажется странным исчезновение зеркал. Можно было бы думать, что если зеркало забрали, женщина не может смотреть на себя. Но сон сообщает, что муж забрал зеркало, и то, что ему нельзя смотреть на неё, делает сон абсурдным.

Поэтому мы должны сначала спросить себя: что такое зеркало? В зеркале мы отражаемся, зеркало отражает наш образ. Слово «отражать» (англ. «reflect») имеет двойное значение. Оно также означает рефлексию, то есть размышления о себе. Рефлексировать значит оборачиваться и смотреть на себя со стороны, искать свою идентичность. Зеркало объективно показывает истинное лицо. Поэтому очень часто становится шоком взгляд на себя в зеркало. Вспомните о зеркале из сказки «Белоснежка»: оно говорит правду старой колдунье. Оно говорит, что Белоснежка красивее, чем она, и ведьма злится на это. Таким образом, зеркало – это то, что показывает истинное лицо, истинную идентичность.

Итак, обе эти женщины в начале сна обвиняют своих мужей в том, что те лишили их возможности видеть свои отражения. Это то, о чём некоторые члены женского освободительного движения говорят: «Наши мужья крадут нашу идентичность». У них нет своей собственной идентичности. Они чувствуют насилие над собой, или же они чувствуют, что их собственная женская идентичность была украдена, и самое простое решение – обвинить в этом мужей.

Конечно, мужья, возможно, способствовали такому решению, потому что мужчины, естественно, несут в себе всевозможные эстетические и романтические представления об идеальной женщине. Обычно этот образ у них формируется под влиянием их матерей. Если мужчина любит свою мать, его жена должна быть похожа на неё настолько, насколько это возможно. Если же мужчина ненавидит свою мать, его жена должна отличаться от его родительницы настолько, насколько это возможно. И, поскольку у женщин имеется естественная склонность пытаться соответствовать ожиданиям своего окружения, женщина очень часто чувствует себя вынужденной играть заданную роль в личных отношениях, чтобы соответствовать ожиданиям своего супруга, вместо того чтобы быть собой. Естественно, тогда женщина чувствует горечь, как будто муж лишил её всякой возможности быть собой.

_____

Большой проблемой для женщин сегодня является то, что они живут под проклятием Папочки, Папочки Пигмалиона, который имеет очень чёткое представление о том, какой он хочет видеть свою маленькую девочку. Он говорит: «Будь тем, чем я хочу, чёрт возьми!» И она взрослеет, постоянно думая, что же скажет папа о том, чем она занимается. И она бывает не удовлетворена собой, если не дотягивает до его стандартов.

- сновидица

_____

 

Но, в целом, это суть проекция. На самом деле это происки собственной женской маскулинности, то есть анимуса, который отчуждает женщин от их женской идентичности. Это результат общественной жизни в целом, а не итог воздействия мужей. Но очевидный во сне результат – это чувство отчаяния из-за потери зеркала, то есть предмета, который дарует возможность лицезреть себя как ты есть.

_____

- Какие у вас ассоциации с этим сном?

- Ну, есть две пьесы. Одна из них – «Трамвай "Желание"», в котором Бланш ищет себя в доброте незнакомцев. Глаза матроса во сне были как своеобразное зеркало… Другая пьеса – «Нет выхода» Жана-Поля Сартра; там три человека находятся в аду. Одна из них женщина-нимфоманка. Так как в аду нет зеркал, она не существует, если хотя бы один из двух других персонажей не смотрит на неё. Её самоидентификация сильно обусловлена.

_____

 

Мэрилин Монро является очень неоднозначной фигурой. Она олицетворяла собой идеал женщины для миллионов мужчин. Её мать с самого раннего возраста обучала девочку играть эту роль, что и предопределило трагичную судьбу актрисы, потерявшей свою персональную идентичность. Монро сыграла роль звезды и утратила представление о том, кем же она была в своей личной жизни. В молодости актриса имела навязчивые фантазии о том, как она входит в собор и вся община, устремлённая в сторону алтаря, поворачивается и впивается в неё взглядом. Никто не смотрит на алтарь – место, где находится Бог, воплощённый в реальном человеке. Все смотрят на неё. Она богиня.

Такое отождествление с божеством, конечно же, крайне опасно. Это и есть инфляция, о которой мы говорили раньше. И Мэрилин Монро действительно потеряла свою личность и трагически погибла, как всем нам хорошо известно.

_____

Когда мне приснился этот сон, я подумала, что это некая коллективная фантазия, которая отражает что-то очень неправильное в женщинах нашего времени, некоторую ужасную проблему женщин, отсутствие самоидентификации у которых заставляет их искать зеркала в глазах посторонних или любовников, вместо того, чтобы думать о любви к себе. Дело в том, что Мэрилин, которая стала богиней любви, сама была не в состоянии любить и покончила с собой из отчаяния, так как чувствовала себя нелюбимой. Но её настоящий ужас был в том, что она сама не умела любить.

_____

 

Как женщина учится играть роль анимы для мужчин?

Играть роль анимы для мужчины женщина начинает очень рано. Маленькая девочка замечает, что, когда вечером папа приходит домой усталый, и она дарит ему свою милую улыбку, он позволяет ей делать всё то, что мать запрещала ей весь день. И таким образом девочка обнаруживает свою женскую силу.

В небольших количествах это даже хорошо, потому что это укрепляет её женственность, её уверенность в себе как в женщине. Она обнаруживает, что как женщина она является очень важной фигурой: как! она может даже Папочку преклонить у своих ног! Но если она поддастся этому соблазну и сделает своей профессией манипуляцию мужчинами посредством своей очаровательной улыбки, она, как говорится, слетит с трассы. Ибо, если женщина имеет склонность играть аниму, она узурпирует божественную роль, потому что анима и анимус суть мифологические фигуры и принадлежат божественному миру сновидений, а не внешней действительности. Поэтому дочь, которая слишком много флиртует с отцом и попадает в слишком тесные кровосмесительные отношения с ним, как правило, имеет тайную инфляцию. Она мнит себя королевой и предполагает, что каждый мужчина должен оказаться у её ног, подобно тому, как она заставила преклониться пред ней своего отца. Постепенно у неё развивается определённая надменность, она чувствует, что должна представлять из себя нечто особенное. Она становится неприступной для обычных мужчин, и те, кто пытаются подойти к ней, чувствуют, что она принцесса, а не та, кем вы можете спокойно овладеть в своей кровати и с кем можете иметь животные сношения. Поэтому девушка, избравшая роль папиной принцессы, испытывает большие трудности в отношениях с мужчинами и находится в опасности не выйти замуж и не родить детей, потому что, как только речь заходит о мужчине, стремящемся к сексуальной близости с ней, она оказывается как бы замурованной в невидимую стену недоступности. «Папины малышки» часто становятся принцессами, запертыми в неприступной для обычных мужчин башне.

_____

Хотя я ощущала, что могу почерпнуть что-то из этого сна, я осознала его как особенно важный только лишь год спустя. Тогда я вдруг поняла, что в течение пятидесяти лет не использовала свои руки. Я отрезала руки… Так я создала свою студию и начала рисовать.

_____

 

Итак, мы можем интерпретировать этот сон двояко, и сначала сказать: «Слава богу, что Мэрилин Монро умерла в этой женщине». Та женщина в ней, которая хочет играть роль, хочет социального успеха, хочет, чтобы на неё смотрели все мужчины, – эта женщина в ней умерла, и единственное, что можно было бы сделать хорошего, это справить ей достойные похороны. Но мы также можем посмотреть на ситуацию и с другой стороны: Мэрилин Монро представляла себя публике такой, какой была в своих собственных фантазиях, то есть той богиней, которой нет и так недостаёт христианской церкви. Она, как и другие звёзды кино, возводится публикой в ранг божества. Грету Гарбо ждала та же участь. Она была слишком отождествлена с богиней, но, к счастью, в своё время испугалась и, в конце концов, сбежала. Трагичная ситуация этих актрис раскрывает проблему нашей цивилизации: у нас нет никакой официальной богини для поклонения. Вместо этого поклоняются каким-то актрисам или просто красивым женщинам, которые, однако, не могут перенести таких проекций. Они не знают, как выдержать эти проекции. Поэтому можно сказать, что барахтающаяся в воде фигура Мэрилин Монро из нашего сна – это Богиня сновидицы, которая должна быть развита, сформирована как внутреннее божественное ядро личности нашей сновидицы, как её звезда, её внутренняя звезда, которая заблудилась в обычной мирской суете. Согласно этому толкованию, Мэрилин Монро должна быть не похоронена, а спасена и возвращена к жизни.

Два толкования, кажется, противоречат друг другу, но это не так. Это две стороны одной медали. Сон неоднозначен. Он просто показывает сновидице её ситуацию как есть. То, как она распорядится этим, как она отреагирует на сон, подразумевает разные вероятности.

Могли бы вы прокомментировать тот факт, что во сне Мэрилин Монро не имеет ни рук, ни ног?

Руки, в целом, являются органами действия, а ноги – это органы, с помощью которых мы приобретаем устойчивость в реальности. Божественный женский образ из сна не может действовать, поскольку он не закреплён в реальности. Он полностью увечен.

Этой женщине приснился другой сон спустя почти три года после сна про Мэрилин Монро:

«Ну, мне снилось, что я вошла в дом, в мою тёмную гостиную – пустую жилую комнату с лестницей, ведущей в спальню. Видимо, это была моя собственная гостиная, хотя она и походила на фойе гостиницы, где я развлекалась накануне вечером. Я пошла наверх, и посреди комнаты обнаружила незнакомую темноволосую иностранку, которую я никогда не видела прежде. Я спросила: «Что вы здесь делаете?» И она ответила на ломаном английском, что пришла взглянуть на мои вещи, пока меня не было, чтобы узнать, ничего ли не украдено. Я сказала: «Я тебе не верю. Как ты смеешь вторгаться в моё частное пространство!» Я ударила её сначала по одной щеке, а затем по другой. Я была поражена собственной жестокостью, а женщина убежала в слезах.

Затем сцена изменилась, теперь это был своего рода подвал кафетерия, расположенного, видимо, под моим домом, хотя во сне подвал напомнил мне о местоположении того светского мероприятия, где я присутствовала накануне. Менеджер, который на самом деле был ведущим того реального мероприятия, инструктировал официанток, как обращаться с утварью, и я заметила, что одной из официанток была та тёмная молодая женщина-самозванка, с которой я столкнулась наверху, в начале сна. Я посмотрела на менеджера, но не смогла разглядеть его лицо. Оно было не в фокусе, как во время того визуального теста, что я проходила в предыдущий день, когда не смогла рассмотреть тестовую карточку. А потом я подслушала разговор, из которого мне стало ясно, что на самом деле это менеджер послал ту молодую женщину в мою квартиру. Мне вдруг стало неловко оттого, что все будут знать, что я ударила её, и я начала чувствовать себя как-то скверно за то, что я поступила с ней так бесцеремонно.

Затем я уже наверху на узкой кровати в своей комнате. Комната была очень тесная, очень походила на комнату человека, который расторг брак, или на пустой и тесный номер в гостинице и совсем не походила на мою собственную спальню с её креслами, книжными полками, картинами и столами, заставленными скульптурами и другими вещами. Но во сне я чётко осознавала эту узкую комнату как свою. Я почувствовала, как чей-то взгляд поглощает меня, и около своей кровати обнаружила крошечного мальчика примерно двух лет, с бело-розовой кожей, сидящего на малюсеньком стульчике. Он походил на маленький лепесток розы. Он был такой изысканный! Я наклонилась, чтобы смотреть на него: он держал мешочек с розовыми и белыми конфетами – тех же цветов, что и он сам. И я подумала, что он “сладкий ребёнок”, что он не навредит мне, что он может оставаться здесь. Так я решаю вернуться к своим делам, но оборачиваюсь, чтобы вновь посмотреть на мальчика, и вижу, что теперь он превратился в ребёнка постарше – в темноволосую девочку (а был блондином). Девочка была голая и с окровавленными руками. Я заметила, что её влагалище раскрыто и наполнено кровью. И я подумала: “О, как отвратительно, она сама себя изувечила”. Идея детского членовредительства меня сильно опечалила. Но вдруг возникла мысль: “Возможно, она была изнасилована”. Тогда я осознала, что это ребёнок той тёмной женщины-самозванки».

Когда мы рассматриваем это сновидение, первый взгляд мы должны обратить на местоположение. Здесь у нас пустая гостиная внизу и спальня наверху. Характерная черта спален – связь с личной жизнью; это частная территория, где никто не терпит вторжений. На нижнем этаже – на более низком уровне (сон ставит это на более низкий уровень) – находится социальная жизнь сновидицы. Так, эта женщина, имеющая блестящую профессиональную карьеру, живущая активной социальной жизнью, видит сон, где всё это понижается в статусе. Сон ставит это на уровень наземного этажа. А важным делает то, что выше. Проблема, которая в настоящее время имеет приоритет, находится выше. Проблема – это то, что в спальне.

Когда она приходит в спальню, то обнаруживает там неизвестную темноволосую злоумышленницу, и наша героиня настолько разъярена вторжением самозванки в её личную жизнь, что отвешивает две пощёчины. Мы не знаем, кто эта темноволосая женщина. Поэтому можно заключить, что это часть её собственной личности, о которой сновидица не подозревает. Это другая, незнакомая часть её самой приводит в смятение, и сновидица хочет отвергнуть эту часть, потому что она не привыкла к ней.

Очень часто в течение жизни мы вдруг нападаем на новые части нашей собственной личности. У нас случаются новые чувства и реакции, которых мы никогда раньше у себя не отмечали, и зачастую, по обыкновению, мы ненавидим этот новый опыт. Мы не хотим меняться. «Что это? Почему я вдруг чувствую себя совсем иначе?» Мы считаем, что это жутко, сверхъестественно, и мы пытаемся отрезвить себя пощёчиной изнутри, вместо того, чтобы быть открытым к новому и сказать: «Что это за новые чувства или реакции у меня появились? Давайте-ка посмотрим на них». Но сновидица отвергает новую часть себя.

Затем, в следующей части сновидения, женщина обнаруживает, что эта самозванка, которую она ударила, на самом деле официантка снизу. Это даёт нам некоторое понимание, кем является эта незнакомка: это часть её женственности, которая до сих пор была сосредоточена лишь на обслуживании других людей, вместо того чтобы заботиться о себе.

Тогда сновидица снова приходит к себе в спальню. Теперь это тесный номер в отеле, сильно отличающийся от её настоящей спальни, где есть удобные кресла и книжные полки. Так сон презентует её личную жизнь, её интимную жизнь. Сон говорит ей: «Послушай, тут не хватает места». И как мы знаем, пространство и время – одно и то же в мире снов, поэтому, иначе говоря, сон имеет в виду, что существует нехватка пространства-времени для личной жизни героини.

Эта женщина, вероятно, живёт своей профессиональной и общественной жизнью, то есть она слишком экстравертна. Она не обеспечивает себе достаточно места, то есть пространства-времени, чтобы остаться наедине с собой. Результатом является то, что её психическая спальня становится тесным номером в отеле. Теперь это номер в отеле – место, где живут незнакомцы и где любой может войти, и, таким образом, она не имеет настоящей частной жизни. У неё нет сферы интроверсии, где она могла бы быть собой, где она могла бы иметь свои личные секреты. Это всё отдано другим людям. Часть её женственности, которая должна заботиться о её внутреннем ребёнке, выполняет роль официантки для других людей. То есть, она как Мэрилин Монро из другого сна, где та является актрисой, радующей других людей. Она оправдывает ожидания других людей, прислуживает другим людям, вместо того чтобы заниматься собственными делами. Это темноволосая женщина должна заботиться о маленькой дочке, а не позволять той быть изнасилованной в то время, как мать обслуживает других внизу.

Сновидица обнаруживает в этой же тесной спальне красивого маленького мальчика, чрезвычайно изысканного, очаровательного, эдакое маленькое божество. Мальчик во сне женщины обычно означает новое предприятие, потому что юные мальчики, если вы посмотрите на них, являются олицетворением интересных задумок и их активного воплощения. Юнг говорил, что мальчик символизирует искренний замысел, бескорыстное предприятие. И этот мальчик, её бескорыстное предприятие, вероятно, олицетворяет тот факт, что она начала заниматься живописью. Рисование было её первой активностью, где она сделала что-то для своей собственной психэ, для своей собственной Самости, то есть стало её бескорыстным предприятием, где она не искала успеха, но просто делала что-то для своего собственного блага. Этот маленький мальчик олицетворяет новый аспект её личного становления.

Но, так как маленький мальчик превращается в маленькую девочку, рисование – это только инструмент и не имеет цели в самом себе. Это важный инструмент, выносящий наружу новую часть её женской личности – маленькую девочку. Эта маленькая девочка являет её истинную женственность. Эта маленькая дочь темноволосой женщины – её истинная феминность, которая до сих пор очень юна, неопытна и только растёт.

Теперь сновидица имеет первый намёк на свою новую идентичность, и вот почему её по-прежнему олицетворяет маленькая девочка. А потом женщина с ужасом узнаёт, что у девочки кровотечение во влагалище, и, вероятно, она была изнасилована, подвержена жестокому обращению.

_____

Утром накануне этого сна я проходила офтальмологический тест и чувствовала себя очень жалкой. У меня была вторая операция на сетчатке, и я была не в состоянии сосредоточиться, поэтому пришлось отказаться от работы в студии. Настроение было очень мрачным. Через шесть дней после этого сна я вошла и привела в порядок свою мастерскую. Сон говорил мне, что я калечу себя своей жалостью к себе.

_____

 

Кто изнасиловал эту девочку?

Можно, конечно, обвинить мужа, если ты хочешь сбежать от проблемы, но лучше будет ответит на этот вопрос так: она сама. Или же её анимус – мужская сторона женской личности. За её спиной её же социально-карьерное мышление изнасиловало её истинную женственность, которая желает расти и развиваться. Но девочка не умерла. Сон предполагает, что проблему можно исправить. В очень драматичной форме сон говорит: «Когда ты идёшь по жизни согласно своему экстравертному социально-карьерному мышлению, ты насилуешь то внутри тебя, что родилось в тебе и хочет вырасти и развиться в своеобразный новый тип женщины внутри тебя».

Есть ли какая-нибудь связь между этим сном и сном о Мэрилин Монро?

Во сне о Мэрилин Монро мы видим, как что-то умирает или уже умерло в этой женщине, а во втором сне что-то было рождено. Постоянно в наших сновидениях части нашей личности проходят череду смертей и рождений.

В течение жизни, иногда заслужено, а иногда ошибочно, части нашей личности умирают в нас, а другие части – рождаются. Мы могли бы даже выдвинуть предположение, что изнасилованная девочка – это перерождение Мэрилин Монро. Оказавшись заложницей неправильной формы активности и охоты за социальным успехом, эта внутренняя фигура должна была умереть, но потом она возрождается уже в новой форме, в форме юной растущей личности.

 

 

ГЛАВА 13. Повешенный

Если я путешествую на автомобиле или в поезде, не выглядывая наружу, то только остановки, старты и внезапные повороты дают мне понять, что я вообще двигаюсь.

– Мария-Луиза фон Франц, «Человек и его символы»

Юнг назвал мужскую персонификацию бессознательного в сновидениях женщин анимусом, что с латыни переводится как «дух». Аналогично мужской аниме, в развитии анимуса можно проследить четыре этапа. В своей работе «Человек и его символы» доктор фон Франц описывает эти этапы:

«На первой стадии он знаменует простую физическую силу, например, как чемпион по лёгкой атлетике или мужчина с горой мышц. На следующей стадии он олицетворяет инициативу и способность планировать свои действия. На третьей — анимус представляет «слово», зачастую реализуясь в качестве профессора или религиозного деятеля. Наконец, в четвёртой — анимус становится воплощением смысла. На этом высшем уровне он опосредует, подобно аниме, религиозный опыт, через который жизнь приобретает новый смысл. Он придаёт женщине духовную твёрдость, невидимую внутреннюю поддержку, что компенсирует ей внешнюю мягкость. Анимус в его наиболее развитой форме способен устранить разъединённость разума женщины и её духовности, приходящую с возрастом, что усиливает её восприимчивость к новым творческим идеям в противовес мужчинам. Именно по этой причине женщины в древние времена становились у многих народов гадалками и прорицательницами. Творческая смелость их позитивного анимуса иногда рождает мысли и идеи, вдохновляющие человечество устремляться к новым свершениям… как позитивное начало, может олицетворять предпринимательский дух, смелость, правдивость и в своих высших проявлениях духовную мудрость. Через него женщина может объективно воспринимать процесс развития своей личности, обретая собственный путь духовного развития. Это, естественно, предполагает, что её анимус перестаёт позволять себе безапелляционные высказывания. Женщина должна быть достаточно смелой и умственно раскрепощённой, чтобы усомниться в истинности собственных убеждений. Только тогда она будет способна воспринять рекомендации подсознания, особенно если они противоречат мнению анимуса. Только тогда проявления Самости пробьются к ней, и она сможет осознать их смысл».

*

Следующие три сна были увидены женщиной в течение трёх лет. В первом сне мужская фигура отсутствует, во втором сне – появляется и, наконец, в третьем – его присутствие уже ощутимо.

«На момент этого сна я была центром социального института, именуемого Семьёй, и носила гордый титул Матери. Мои прекрасные дети никогда ни в чём не нуждались, и мой замечательный муж ни на что не жаловался. Внешне жизнь была радостью и блаженством…

Во сне я лежала на королевских размеров матрасе. Я имею в виду, что он был огромный! Он был подвешен и зависал в воздухе. Ничего не было вокруг него. Даже простыней не было. Но справа от меня, чувствую, что-то приближается. Это была женщины, шедшая поодаль с двумя доберманами на поводках, с чёрными доберманами. Пока она подходила ко мне, я продолжала наблюдать за ней. Она подходила всё ближе и ближе. Когда она оказалась на расстоянии около трёх футов, то посмотрела прямо на меня с отвращением. У неё был платок, обвязанный вокруг головы. Она посмотрела на меня, отпустила поводки, и два пса прыгнули и – цап! – вцепились прямо в мне горло. А потом я проснулся. Я не могла дышать. Я сидела в постели, задыхаясь.

Весь следующий день я не могла избавиться от страха. Я продолжала спрашивать себя, что бы это могло значить. Это само по себе было странно, потому что я никогда раньше не интересовалась своими снами».

Вся проблема озвучена уже в первом предложении, где сновидица говорит: «Я лежала на матрасе, подвисшем в воздухе». Сон показывает, что женщина не имеет никакой связи с землёй. Её ноги не на земле. Она не имеет контакта с реальностью. Это также означает, что она не имеет реального контакта с собственным телом. Она живёт в мире идей и иллюзий, теоретических концепций о жизни.

Тогда к ней приходит женщина с двумя доберманами. Эти псы символизируют земные, инстинктивные силы. Собаки представляют наши одомашненные, приручённые инстинкты. Но в этом сне они настроены враждебно. Доберманы имеют связь с нацистами, которые использовали их в качестве сторожевых собак. У женщины, которая управляет собаками, на голове платок, что напоминает сновидице о её матери.

_____

Каковы ваши ассоциации с платком?

Ну, я полячка, и это очень распространённая в Польше традиция: многие польские женщины носят платок либо на голове, либо вокруг плеч. Моя мать носила платок.

_____

 

Мать для женщины представляет инстинктивную основу, матрицу, зону матки. Если женщина имеет проблемы с своей матерью, то очень часто параллельно у неё имеются и проблемы с менструацией, с половой функцией и с материнскими чувствами. Мать, так сказать, земля, на которой она живёт. Но в этом сне материнская фигура спускает на неё собак, и инстинкты в их ожесточённой, враждебной, отрицательной форме атакуют сновидицу. Так сон говорит: «Из-за того, что ты плаваешь в воздухе, из-за того, что ты потеряла связь с реальностью, инстинктивные основы твоей женственности стали враждебными и угрожают тебе». Это отрицание своих инстинктов очень хорошо согласуется с тем фактом, что после этого сна женщина заболела. Если кто-то идёт против собственного животного инстинкта, болезнь не заставит себя ждать.

_____

Этот сон снился мне дважды. Вскоре после того, как он приснился мне во второй раз, я попала в больницу с серьёзной инфекцией органов малого таза.

_____

 

Доктор фон Франц, а возможно ли тогда диагностировать начало болезни по сновидению?

Постфактум сказать можно, но я не решилась бы предугадывать болезнь. Я бы только сказать: «Вы живёте не в согласии со своими инстинктами, и, весьма вероятно, это может обернуться для вас каким-нибудь заболеванием». Очевидно, если вы едите слишком много или слишком мало, или если вы спите слишком много или слишком мало, или если ещё каким-либо образом идёте против инстинктов, вероятнее всего, вы заболеете.

Какое значение имеет тот факт, что собаки вгрызаются в горло?

Ну, я думаю, в первую очередь, когда собака действительно хочет убить, она атакует горло. Она перекусывает артерии в горле. Это убивающее движение. Так собака показывает, что у неё действительно серьёзные намерения. Это нападение не ради игры. Такое нападение действительно опасно. Но мы можем также рассмотреть символику горла. В индуистском учении о чакрах горло является центром мира Логоса, произнесённого слова. Эта чакра называется Вишуддха, и в данном сне она подвергается нападению. Женщина доверяет миру слов. И она не слушает того, что говорят ей инстинкты, если они говорят из желудка или из более глубоких центров. Этот отказ слушать идёт вкупе с её зависанием в воздушной стихии. Она, вероятно, отражает себя посредством собственных размышлений о себе как об успешной женщине, которая живёт в мире слов и идей.

Примерно два года спустя эта женщина увидела другой сон. Здесь, в отличие от предыдущего сна, её анимус, мужская сторона, уже персонифицируется, но остаётся довольно безжизненным.

«Следующий сон приснился мне уже после развода. Во мне царил страх принять на себя ответственность за свою жизнь и также – ещё более разрушительный страх – за жизнь своих детей.

Во сне я находилась в комнате со своей матерью и мужчиной. Это была очень крошечная комната. Здесь едва ли поместилась бы какая-то мебель, кроме кровати, стоявшей у стены. Сначала ничего не происходило. Затем я почувствовала, что за дверью есть тело. Я открыла дверь и, конечно же, убедилась, что в коридоре лежит тело. Оно было завёрнуто в простыню, но я знаю, что это был мужчина. Я закрыла дверь.

Далее мы должны были выйти через заднюю дверь. Но чтобы выйти, нам нужно было спуститься по невероятно крутой деревянной лестнице. Это был просто невообразимый спуск! Лестница была без перил, и спуск действительно был опасен. Моя мать пошла первой, затем пошёл мужчина, а я – за ними. Маме осталось сделать несколько шагов. Я следовала позади, будучи очень, очень осторожной. Затем, очень неожиданно, моя мать вдруг сделала красивый прыжок и приземлилась на обе ноги. Это был очень красивый прыжок! Олимпийского уровня! Я была просто в восторге.

Затем всё изменилось. Я в одиночестве иду через старый городок. Очень пустынный городок. Тут очень много песка. Приближаясь к центру городской площади, я заметила платформу на расстоянии около трёх или четырёх шагов от меня. Это была платформа с повешенным человеком, идеально квадратная, деревянная, старая, со следами воздействия на неё непогоды. По углам было четыре столба, и в центре – столб с повешенным мужчиной. Я подхожу ближе и смотрю на повешенного. Я понимаю, что он подвешен за ноги. Я не встревожена. Я просто смотрю на него пристально, и затем ухожу».

Хотя анимус часто понимают как нечто отрицательное в женщине, он также выполняет очень позитивные и важные функции; женщины, чей анимус ранен или не функционирует, становятся слишком пассивными. Они становятся слишком уязвимыми для превратностей жизни. Они не могут взять собственную судьбу в свои руки. Анимус поэтому – очень позитивная фигура. Этот сон показывает, что женщина очень фиксирована на своей матери. В ней доминирует женское, и не развита её собственная мужественность. Её мужественность показана во сне как мёртвое мужское тело, завёрнутое в простыню и лежащее за дверью. То есть, это часть её личности, которая умерла и должна быть реанимирована. Поэтому женщине надлежит покинуть то место, где она находится. Она должна изменить свою жизненную ситуацию.

Путь ведёт вниз, и это довольно опасный шаг. Она должна спуститься на более глубокий уровень реальности, стать более реалистичной и осознать свою фактическую жизненную ситуацию. Она преуспевает в этом, а затем оказывается в городке, в старом городке, который, вероятно, отражает старомодный образ жизни, где женщинам не позволялось проявлять какую-либо личную инициативу. Там она находит мужчину, повешенного в центре городской площади. В этой атмосфере старомодной женственности все положительные маскулинные силы в женщине обездвижены, буквально подвешены. Они убиты. Они не могут действовать. Сон поэтому показывает, что, будучи в очень сложной внешней ситуации, она может быть склонна думать, что это вопрос невезения. Но сон демонстрирует ей, что реальная проблема в том, что её собственная мужественность мертва и должен быть спасена, должна возродиться вновь.

_____

Позже я говорила с другом о моих тревогах и чувстве вины за развод. Я думала, что со мной явно что-то не так, что мне не хватает некоторых качеств, которыми остальные люди обладают по своей природе. Мой друг сказал: «Единственное, что не так с тобой, так это то, что ты думаешь, что с тобой что-то не так». Я посмеялась над простотой всего этого. Но это изменило мою точку зрения. Вместо того, чтобы искать то, что было не так, я начала искать то, что было правильным во мне.

_____

 

Могли бы вы провести амплификацию этого образа повешенного мужчины?

Повешенный – это своего рода негативное обожествление. В конце концов, Бог западной цивилизации – тоже повешенный. Это означает момент возвышения в духовной сфере и признания в качестве Бога, но за счёт издержек в человеческой реальности. Он является, так сказать, подвешенным в вечности, и его человеческая реальность умирает. Раньше, например, немцы вешали своих узников в честь Вотана. Когда ветер раскачивал тела на виселицах или на деревьях, это означало, что Вотан брал их к себе. Христос тоже был повешен, распят; его обвинили в желании стать Царём Иудейским. Карой стало отрицательное обожествление: «Если хочешь быть Царём Иудейским – будь им! Но в негативной форме». Подвешенность также означает быть в подвешенном состоянии, быть зависшим.

Таким образом, это значит, что все её мужские интеллектуальные качества, её смелость и способность к активности существуют, но приостановлены. Более того, они перевернуты. Они не соприкасаются с реальностью. Как этому мужчине необходимо поднять свою голову, так и ей стоило бы поднять свою. Она должна обдумать свою ситуацию и взять всё в свои руки. Её мужские качества выключены, обречены на бездействие из-за устаревшего отношения к жизни, с одной стороны, и слишком сильной идентификации с матерью – с другой.

«Два года спустя моя жизнь складывалась великолепно. Я восстановила свою профессиональную репутацию, мои дети очень радовали меня, я наслаждалась вновь обретённой независимостью. Случайные знакомства вносили разнообразие в мою жизнь. Затем, очень неожиданно, я влюбилась. Я сказала этому мужчине, что я чувствую к нему, но он ответил, что мои чувства не взаимны. Я почувствовала себя отвергнутой. В ту же ночь мне приснился сон: я на балконе театра, и вдруг мне понадобилось сходить в уборную. Я встаю со своего места и иду к задней части театра. Там стоит капельдинерша, и мы вместе идём в уборную. Правда, это не совсем уборная, а скорее хранилище чего-то, похожее на туалет. Капельдинерша открывает дверь, держит её для меня, и я вхожу.

Я, когда сажусь писать, вдруг понимаю, что не могу заблокировать дверь. Тут входит мужчина в костюме. Я возмущена, потому что это дамский туалет. И я настоятельно прошу его выйти. Потом я вижу ещё одного мужчину, идущего ко мне. Он довольно невысокий и коренастый. Я прихожу в ярость оттого, что эти господа находятся в дамской уборной. Коренастый мужчина продолжает приближаться ко мне справа. Я оборачиваюсь к другому мужчине, который смотрит на коренастого и говорит мне: «Он мастер тхэквондо». Я скорее оборачиваюсь, чтобы посмотреть на того, и он принимает боевую позицию каратэ и затем совершает резкий прыжок к моему горлу. Я просыпаюсь в ужасе».

Сначала давайте посмотрим на уборную. В уборной комнате присутствует символизм очищения водой. Символика крещения, например, заключается в очищении от демонической одержимости. Когда люди выходят из воды, они надевают белые одежды, чтобы показать, что они теперь чисты и начинают новую жизнь. И во всех религиях, не только в христианстве, вода имеет в целом коннотацию прекрасного очистителя. Она смывает грехи и грязные помыслы. Так же, как в обыденной жизни мы постоянно цепляем грязь, работая и соприкасаясь с внешними объектами и другими людьми, мы также подбираем грязь психологическую. Мы участвуем во всеобщей ненависти к вещам и событиям, о которых мы читаем в газетах, мы цепляем грязь какого-то газетного журналиста, а затем теряем собственную идентичность. Мы должны смыть всё это до того, как мы оголимся. Быть голым означает быть чистым и простым, означает, что человек ничем не прикрыт. Поэтому мы говорим о голой правде. Так, в уб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: