Стадии развития гэмблинга




- стадия выигрышей;

- стадия проигрышей

- стадия разочарования.

Гейминг – это увлечение какими либо играми на компьютере.мобильном телефоне или приставке.

я.

 

 

  1.Понятие девиантного поведения и его критерии. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм — нравственных, а иногда и правовых, включает антидисциплинарные, антисоциальные, противоправные и аутоагрессивные поступки. Основными видами Д.П. являются: делинквентность (проступочность), правонарушение, преступление и маргинальность - крайние формы поведения (алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и попрошайничество). признаки ДП: 1) нарушает социальные нормы; 2) характеризуется массовостью и распространенностью; 3) устойчивостью; 4) относительностью требованиями общества и являются общепринятыми Критерии, отличающие отклоняющее поведение личности от других феноменов, а также помогающие констатировать его наличие и динамику у конкретного человека: 1. Не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам). В связи с тем, что социальные нормы изменяются, отклоняющееся поведение носит исторически преходящий характер (например, отношение к курению). Девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм. 2. Вызывает негативную оценку со стороны других людей в форме общественного осуждения, социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка (реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь). 3. Наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям в виде дестабилизации существующего порядка, причинения морального и материального ущерба, физического насилия и причинения боли, ухудшения здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни (суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков). 4. Является стойко повторяющимся (многократно или длительно). Так, если ребенок семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным.Напротив, систематическое осознанное воровство денег подростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведения. 5. Согласовывается с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации, следствием кризисной ситуации или следствием самообороны. 6. Рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание - алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье - предболезнь - болезнь». 7. Сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. 8. Выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле - после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Только к 9- 10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным рмам. 2.Социальнае нормы и социальные отклонения. Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия. Именно нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры - от научных до криминальных. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. Социальная норма- совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации. По мнению Л.Петражицкого, источниками нормативного поведения личности являются: 1) "социальный инстинкт" – стремление человека следовать без раздумья некоторым интернализованным им правилам поведения в обществе; 2) "позитивное моральное расположение" – чувство долга; 3) боязнь внешнего принуждения, наказания; 4) напоминание о божественной власти для человека глубоко верующего. Следует различать одобряемые (поощряемые обществом) нормы поведения и допустимые (не одобряемые, но и не порицаемые). Отклонение от социальной нормы (социальная патология) называется девиацией или девиантным поведением. Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы - записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы социальных норм: 1. Духовно-нравственные общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. 2. Морально-этические - ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. 3. Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки, например расовые или этнические. 4. Правовые нормы закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). 5. Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами). 6. Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями. 7. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности. Социальные отклонения - это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др. Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминированность, негативные последствия для общества, относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции. В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры преходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство. Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициденту грозило тюремное заключение. В настоящее же время отношение общества к поведению его членов становится все более и более либеральным. Одним из подтверждений радикальных перемен является отмена смертной казни в некоторых государствах. Несмотря на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором - психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное деяние и т.п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена - геноцид, коррупция, бюрократизм. Таким образом, девиантное поведение выступает и как индивидуальный акт, и как элемент социального бытия. 3.Понятие нормы в психологии. Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме законов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь — научного определения нормы. В психологии для научного определения понятия «норма» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный — негативный подход. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту проблему, Ч.Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал «нормального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное». Другая, критериальная норма основана на социально-нормативном критерии. Она существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Например, «хорошим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально квалификационными требованиями. Другой вариант критериально-ориентированных норм — это школьная программа. В соответствии с образовательными стандартами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «несправляющихся», т.е. неуспевающих. Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Современная психология — это прежде всего наука о личности, поэтому понятие психологической нормы связано с вопросом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психологической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться надежным критерием нормы и аномалии личности, так как она может предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности. В свою очередь В. Франкл основными признаками личностного здоровья называл духовность, свободу и ответственность. При этом «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме — как в смысле средней, так и идеальной. Неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе». Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихических характеристик. Например, К. Юнг описывал нормальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справляться с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой. 4.Классификация видов девиантного поведения. Девиантное поведение - это поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: — вид нарушаемой нормы; — психологические цели поведения и его мотивация; — результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; — индивидуально-стилевые характеристики поведения. В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Ю.А.Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: - негативные (например, употребление наркотиков), - позитивные (например, социальное творчество), - социально-нейтральные (например, попрошайничество). Ц. П. Короленко и Т.А.Донских делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение. Внешнедеструктивное поведение: - аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. - антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения. В группе внутридеструктивного поведения выделяют: 1) Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. 2) Конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. 3) Нарциссическое — управляется чувством собственной грандиозности. 4) Фанатическое — выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. 5) Аутистическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий. В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения: 1) Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. 2) Асоциальное (аморальное) поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. влиянием культуры и времени. 3) Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.). 5.Детерминация девиантного поведения. Поддетерминациейпонимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем. Система «общество — личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях: геофизическом, макрообщественном, социально-групповом, микросоциальном, индивидуально-личностном, психофизиологическом. В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы фактоов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности: — внешние условия физической среды; — внешние социальные условия; — внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки; — внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения. К внешним физическим условиям девиантного поведения можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, экологический и др. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения. Наоборот, благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиаций. Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять. Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия: — индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания/старения); — тендерные (половые) различия; — возрастные особенности; — физическую конституцию; — здоровье и выносливость; — состояние и типологические свойства нервной системы. Особое место среди биологических теорий занимает эволюционный, подход, основанный на предложенных Чарльзом Дарвином законах естественного отбора и наследственности Этологический подход Конрада Лоренца, развивающий идеи Дарвина, объясняет различные феномены человеческого поведения, например, агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы за существование. В целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности. 6. Биологические предпосылки девиантного поведения. Другим важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические, условия - та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия. -индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания/старения); -гендерные (половые) различия; -возрастные особенности; -физическую конституцию; -здоровье и выносливость; -состояние и типологические свойства нервной системы. В XIX в. итальянский врач-психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Объектами пристального внимания были: череп, мозг, нос, уши, цвет волос, татуировка, почерк, чувствительность кожи, психические свойства преступника. Используя антропометрический метод, исследователь выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа», в их числе: выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей. Позднее теория Ч.Ломброзо, хотя и вошла в историю научной мысли, но была признана научно несостоятельной. Другим ярким представителем данного направления выступает американский врач и психолог Уильям Шелдон, который обосновал связь между типами темперамента (и поведения), а также типами соматического строения человека. Три ведущих вида телосложения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный - коррелируют с тремя типами темперамента: висцеротония, соматотония, церебротония. Их сочетание дает конкретный психотип Среди других биологических детерминант отклоняющегося поведения называют влияние гормонов (в частности, тестостерона). Даббс и Моррис на примере 4 тыс. ветеранов войны пришли к выводу о наличие связи между уровнем тестостерона и склонностью к антиобщественному поведению. Другими биологическими факторами девиантного поведения могут быть: повреждения головного мозга (особенно лобных долей), органические заболевания мозга, определенные свойства нервной системы. Мы приходим к следующим выводам. Внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер наших реакций на любые средовые воздействия. Несмотря на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они действуют только в контексте определенного социального окружения. 7. Социальные факторы девиантного поведения. Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять. Наиболее известными представителями данного направления являются О.Конт, Г. де Тард, А.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон. Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм. Исследование проблем преступности в трудах Э.Дюркгейма занимает значительное место, а его анализ самоубийств считается классическим социологическим исследованием. Для объяснения социальных девиаций Э.Дюркгейм предложил концепциюаномии. Термин «аномия» в переводе с французского означает «отсутствие закона, организации». Это такое состояние социальной дезорганизации — социального вакуума, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Э.Дюркгейм подчеркивал необходимость объяснения различных форм социальной патологии именно как общественных явлений. Таким образом, Э.Дюркгейм рассматривал социальные отклонения преимущественно как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества. Р. Мертон, один из наиболее ярких последователей Э.Дюркгейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. Например, в современной американской культуре доминирует идея благосостояния, которая в свою очередь определяет высокую индивидуальную значимость успеха. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения. Не все люди (классы) имеют одинаковые условия для достижения успеха, но они могут адаптироваться к возникшему противоречию несколькими путями. В качестве таких путей адаптации Р. Мертон выделил: - конформизм (полное принятие социально одобряемых целей и средств их реализации); - инновацию (принятие целей, отвержение легитимных способов их достижения); - ритуализм (негибкое воспроизведение заданных или привычных средств); - ретризм (пассивный уход от выполнения социальных норм, например в форме наркомании); - мятеж (активный бунт — отрицание социальных норм). Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет относительно высокий уровень преступности среди низших социальных слоев. Другими объективными факторами социальных девиаций признаются: - различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий (Т.Парсонса); - несоответствие между распределением благ и личными качествами людей (П.Сорокин); - влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р.Клауорд, Л.Оулин). Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения. Наряду с рассмотренными объективными социальными факторами действуют и так называемые субъективные причины девиантного поведения. В соответствии с теорией стигматизации (Э.Лемерт, Г. Беккер) девиации — следствие того, что само общество (вернее, социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Отклоняющееся поведение — это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним». Для этого используются особые приемы: слэнг, символика, мода, манера, поступок и т.д. Девиантные действия подростков выступают как средство достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки. Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности. Социальные предпосылки формирования ДП у подростков можно разделить на три группы: семейные отношения --личность родителей-- ошибки в воспитании 8. Психологические механизмы девиантного поведения. Выделим то общее, что присуще детям с ДП в плане становления их характера как сочетания врожденных (конституциональных) и средовых влияний. Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу и отклонениям в П, но способствуют им, в той или иной мере определяя характер переживания детей и подростков, их внутренний конфликт в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Впечатлительность, как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Подросток долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Родители говорят о таких детях: "Все держит в себе"; "Не склонен делиться переживаниями с окружающими"; "Выражает радость не бурно, а светится изнутри". В более широком плане импрессивность может быть одним из проявлений несколько более медленного, чем обычно, раскрытия потенциала психического развития, когда нужно подождать, чтобы ребенок созрел, сформировался, стал таким, как все. Импрессивность встречается не только при флегматическом или сангвиническом, но и холерическом темпераменте. Во всех случаях ребенок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих. Внутренняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости, или противоречивости, могут быть: а) со стороны нервной системы факторы нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и органической церебральной недостаточности; б) трудносовместимое сочетание у подростков полярных - холерических и флегматических - черт темперамента родителей; в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний; г) беспокойство, неуверенность в себе при общей активности и выраженности чувства "я"; д) противоречия между эмоционально-чувственными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязанности) компонентами психики. К примеру, подросток хочет вести себя по-своему, но сдерживается, испытывая одновременно чувство вины и беспокойства; е) подчеркнутое чувство "я", собственного достоинства и беззащитность в общении со сверстниками; ж) существование трудносовместимых противоположно направленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться подросток, в том числе это стремление быть собой и в то же время быть вместе со всеми. Склонность к беспокойству, волнениям. Обусловлена: а) повышенной эмоциональной чувствительностью; б) потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей; в) неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для подростка;г) блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений; д) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих; е) отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью; ж) заостренным чувством совестливости, вины, переживанием служившегося. Беззащитность, или незащищенность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда подросток не может защитить себя, "дать сдачи", ответить на оскорбление. Он теряется, не находит подходящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и обиду, свою неспособность дать своевременный ответ. Для таких детей характерны обязательность, исполнительность, развитое чувство долга, вины, стыда. Даже представление о том, что над ними будут смеяться и им будет стыдно, способно вывести из равновесия и послужить поводом для отказа посещать школу. Не переносят они и повышенного, приказного и тем более раздраженного тона, оскорблений и физических наказаний. В ответ на это обижаются или "уходят в себя". Свойственна и подчеркнутая чувствительность к похвале, оценкам и мнению других людей, т.е. к тому, как к ним относятся. Крайне тяжело переживают отрицательное, предвзятое, необоснованное отношение к себе, наговоры сверстников, их слухи, сплетни, бойкота или изоляцию. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, проявляемое отчаянием, капризами, страхами, подавленностью и неуверенностью в себе, а затем отказом от контактов, чувством обособленности, непонятости и одиночества. Тогда постепенно вместо доверчивости, непосредственности и отзывчивости развиваются несвойственные этим детям недоверчивость, настороженность и эгоцентризм, являющиеся уже реактивно-защитными психическими образованиями. Перечисленные психологические факторы, предшествующие возникновению ДП и невроза, расположены в порядке постепенного уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличения влияния фактора среды. Последний относительно более значим в формировании склонности к беспокойству, беззащитности и выраженности "я", в то время как в эмоциональности, впечатлительности и импрессивности большее значение имеет конституция. Внутренняя неустойчивость обусловлена влиянием обоих факторов. В заключение главы отметим то, чего не хватает детям для их полноценного психического развития: своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли. Психологический подход, часто применявшийся к анализу криминального поведения, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от какого-то усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности В последние десятилетия на Западе получил широкое распространение эмпирический, феноменологический подход к определению отклонений, использующий для их описания понятие синдрома - устойчивого образования в структуре личности - как одного из четырех типов аномалий. Так, первый тип (синдром нарушений поведения), включает следующие симптомы: непослушание, вспыльчивость, деструктивность, безответственность, наглость и др. Второй тип (нарушения личности) - тревожность, избегание общения, неразвитое самосознание, чувство неполноценности и пр. Третий тип - незрелость - характеризуется следующими проявлениями: неуклюжесть, пассивность, мастурбация; ачетвертый (асоциальные тенденции) - прогулами, наличием плохих товарищей, преданностью асоциальным группам. Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей организма на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь (Выготский Л.С.). Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. Следовательно, личность и ее аномалии рассматриваются в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности. Отклоняющееся поведение характеризуют:-духовные проблемы - отсутствие или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пустота, блокировка самореализации; -деформации в ценностно-мотивационной системе личности - девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты; -эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций; -проблемы саморегуляции - нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы совладания со стрессом, низкие адаптивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности; -когнитивные искажения - дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, ограниченные знания, мифы, предрассудки, неадекватные установки; -негативный жизненный опыт - отрицательные привычки и навыки, девиант


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: