ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР
Санкт-Петербург
Место дисциплины в структуре ООП:
профессиональный цикл, базовая часть
Трудоемкость и аттестация по дисциплине: История религий: Первобытная религия
Дисциплина (учебные курсы) / семестр | Трудоемкость | Аудиторная нагрузка, часы: | Форма итоговой аттестации / семестр | |||||
Всего кредитов / из них на экзамен | Всего часов на теоретическое обучение | из них: | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | |||
Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | |||||||
История религий: Первобытная религия | 3/1 | - | экзамен |
Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями:
̶ способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий (ПК-4);
̶ способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области антропологии религии (ПК-8);
̶ способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий (ПК-18);
̶ способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции антропологии религии (ПК-22);
(перечисляются компетенции в соответствии с формулировкой и кодом из ФГОС)
|
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:
Знали:
· особенности архаической религиозности
· культурную динамику каменного века
· принципы социальной организации и культурных практик в локальных сообществах
· особенности конкретных архаических религиозных традиций
Умели:
· ориентироваться в элементах архаической религиозности
· различать культурные явления, относящиеся к различным этапам культурной истории
· пользоваться методами археологии и антропологии
Владели:
· методами анализа религиозных традиций
· принципами интерпретации объектов материальной культуры
· целостным знанием структуры и динамики ранней религиозности
Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
Дисциплина: Первобытная религия
№ п/п | Название темы с кратким содержанием | Виды занятий, часы | Самостоятельная работа, часы | Всего часов | |
Лекции | Практические занятия | ||||
1. | Происхождение и расселение человечества Происхождение вида Homo. Концепции антропогенеза. Предки человека, динамика эволюции. Становление человека современного типа. Homo habilis, Homo erectus, Homo ergaster, Homo neanderthalensis, Homo sapiens sapiens. Теории расселения человечества. Концепция Ф. Шульца. Начала знакового поведения, теория Ж. Кувина. | ||||
2. | Концепции происхождения религии Социальная концепция. Психолого-гносеологические теории происхождения религии. Когнитивные предпосылки религиозного поведения. Образ жизни, организация, способы производства и специфика религиозной деятельности. Понятие «ранние формы религии», содержание, область применения, типология феноменов. Понятия «анимизм», «тотемизм», «шаманизм», «синкретизм» – история и ограниченность применения. Религия как адаптивное поведение. Контринтуитивный характер религиозных представлений. Антропоморфизм и его элементы (С. Гатри). Символическое поведение; границы символизации. Специфика архаической религиозности. Локальность, агентность. Взаимодействие со сверхъестественными агентами. | ||||
3. | Австралия и Океания Историография. Расселение людей по австралийскому континенту. География Австралии. Культурное и языковое разнообразие. Ранние контакты австралийцев. Северо-Западное и Юго-Восточное побережья, центрально-австралийская пустыня. Традиционный образ жизни аборигенов. Рассказы о предках, представления о «Времени сновидений». Сакральная география и локализация рассказов. Ритуальные циклы и роль старейшин. Священные объекты. Чуринги. Подготовка ритуалов. Естественные красители в ритуалах; охра, ее месторождения и использование. Тотемизм и тотемические практики. Специфика австралийского тотемизма. Локальность и почитание тотема. Повествования о зачатии. Похоронные обряды австралийцев. Изобразительная традиция аборигенов. География Полинезии. Историография. Расселение полинезийцев, полинезийская протокультура. Социальная организация полинезийских культур. «Вождество» и варианты социальной стратификации (культуры маори и Гавайев). Линиджи и системы родства, клановые ритуалы. Категории «тапу и ману». Объекты и ситуации ману и тапу. Дома встреч и дома пищи: архитектура и смысл. Предки. Орнамент и татуировки. Формирование представлений о богах – почитание и жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Фигура вождя; политические и религиозные сферы действия. Религиозные специалисты. Тикопиа. Мифологические циклы. Цикл повествований о Мауи. | ||||
4. | Религиозные практики палеолита Культуры палеолита; хронология, география, принципы атрибуции. Периодизация палеолита; верхний палеолит. Неандертальцы и кроманьонцы. Костенковско-стрелецкая, Ориньякская, Граветтская, Солютрейская культуры: артефакты и контексты. «Палеолитические венеры»: типология и контексты. Техники изготовления. Возможные смыслы. Мадленская культура и ее место в истории культуры. Наскальная живопись. Пещеры Альтамира, Ляско, Труа-Фрер. Специфика изображений, техники и контексты. Интерпретации смыслов и назначения росписей. Мелкая пластика верхнего палеолита. Люди и животные в искусстве. | ||||
5. | Мезолит Специфика среднекаменного века. Обработка камня. Климатические изменения. Мезолит и эпипалеолит. Натуфийская культура. Динамика трансформаций. Изменения быта, способов производства и хозяйства. Поселения. Собирательство злаков. Одомашнивание собак. Обработка камня. Характер мелкой пластики, орнамент. Украшения. Захоронения натуфийцев. Выкладывание, погребение; вторичные погребения. Трупоположение. Отделение черепов. Докерамический Иерихон. | ||||
6. | Религиозные практики неолита Природа «неолитической революции». Оседлый образ жизни и производящее хозяйство. Земледение. Докерамический и керамический неолит. Характер поселений. Ближневосточный неолит. Чатал-Хююк. История обнаружения и исследований. Постройки и тип жилищ. Организация пространства. Коллективное и индивидуальное. Способ расселения по данным исследований ДНК. «Дома памяти». Захоронения Чатал-Хююка. Погребальные практики; отделение черепов. Букрании. Фрески; сюжеты, фигуры, техники. Вопрос о святилищах в Чатал-Хююке. Статуи Айн-Газаля. Храмовый комплекс Гёбекли-Тепе. Мегалитические сооружения Европы. Религиозная динамика неолитических культур Европы. | ||||
Экзамен (подготовка письменных работ) | |||||
Всего часов: |
Интерактивные формы в период проведения лекционных и практических занятий:
|
|
№ темы | Формы |
1. | Проведение круглого стола, дискуссия |
2. | Дискуссия, презентация по заранее заявленной теме, работа в группах |
3. | Дискуссия, презентация по заранее заявленной теме, работа в группах |
4. | Дискуссия, презентация по заранее заявленной теме, работа в группах |
5. | Дискуссия, презентация по заранее заявленной теме, работа в группах |
6. | Дискуссия, презентация по заранее заявленной теме, работа в группах |
7. | Дискуссия, презентация по заранее заявленной теме, работа в группах |
8. | Дискуссия, презентация по заранее заявленной теме, работа в группах |
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов |
1. | Происхождение и расселение человечества | Вишняцкий Л.Б. Культурная динамика в середине позднего плейстоцена и причины верхнепалеолитической революции, СПб., 2008 Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы. история несостоявшегося человечества. СПб., 2010 | |
2. | Концепции происхождения религии | Вишняцкий Л.Б. Культурная динамика в середине позднего плейстоцена и причины верхнепалеолитической революции, СПб., 2008 Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990 Леви-Строс К. Тотемизм сегодня / Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. М., 2008 Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М., 2004 | |
3. | Австралия и Океания | Путилов В.Н. Миф, обряд песня Новой Гвинеи. М., 1980 Малиновский Бр. Магия, наука и религия / Магия, наука и религия. М., 1998 Малиновский Бр. Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004 Белков П.Л. Миф и тотем в традиционном обществе аборигенов Австралии. СПб., 2004 | |
4. | Северная Америка | Леви-Строс К. Тотемизм сегодня / Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. М., 2008 Гулткранц А. Религии коренных народов Северной Америки // Религиозные традиции мира. В 2 тт. Т.1. М., 1996 | |
5. | Религиозные практики палеолита | Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. М., 2006 Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985 Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного искусства. М., 2007 Палеолит и неолит СССР. М., 1946 | |
6. | Мезолит | Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. М., 2006 Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. М., 2006 Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного искусства. М., 2007 | |
7. | Религиозные практики неолита | Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. М., 2006 Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. М., 2006 Палеолит и неолит СССР. М., 1946 Фролов Б.А. Первобытная графика Европы. М., 1992 | |
Всего часов: |
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля / дисциплины:
а) основная литература:
Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. М., 2006
Белков П.Л. Миф и тотем в традиционном обществе аборигенов Австралии. СПб., 2004
Вишняцкий Л.Б. Культурная динамика в середине позднего плейстоцена и причины верхнепалеолитической революции, СПб., 2008
Малиновский Бр. Магия, наука и религия / Магия, наука и религия. М., 1998
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. М., 2006
Геннеп А., ван. Обряды перехода. М., 1999
б) дополнительная литература:
Арсеньев В.Р. Бамбара: культурная среда и овеществленный мир западно-суданского этноса в коллекциях МАЭ РАН. СПб., 2011
Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы. история несостоявшегося человечества. СПб., 2010
Гулткранц А. Религии коренных народов Северной Америки // Религиозные традиции мира. В 2 тт. Т.1. М., 1996
Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного искусства. М., 2007
Леви-Строс К. Тотемизм сегодня / Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. М., 2008
Лоусон Т. Религии Африки // Религиозные традиции мира. В 2 тт. Т.1. М., 1996
Малиновский Бр. Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004
Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 2004
Палеолит и неолит СССР. М., 1946
Путилов В.Н. Миф, обряд песня Новой Гвинеи. М., 1980
Ревуненкова Е.В. Миф – Обряд – Религия. Некоторые аспекты проблемы на материале народов Индонезии. М., 1992
Салинз М. Экономика каменного века. М., 1999
Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985
Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983
Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990
Фролов Б.А. Первобытная графика Европы. М., 1992
Шер Я.А., Вишняцкий Л.Б., Бледнова Н.С. Происхождение знакового поведения. М., 2004
Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М., 2004
Thomas J. Understanding the Neolithic. London-New York, 1999
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
1. Портал «Антропогенез.РУ» https://antropogenez.ru/
2. «Первобытная культура. Культура, искусство, ритуал: происхождение и ранние этапы» - образовательный портал https://ritual.vixpo.nsu.ru
3. Официальный сайт раскопок в Чатал-Хююке https://www.catalhoyuk.com/
4. Брозиус Б. Социальная революция в эпоху неолита: от Чаёню к Чатал-Гююку https://aitrus.info/node/351
5. Раздел, посвященный Чатал-Хююку, на портале "Новый Геродот" https://rec.gerodot.ru/chatal/gimbutas1.htm (в основе - раздел из книги М. Гимбутас "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы" – см. список литературы)
6. Коллекция репродукций наскальной живописи https://donsmaps.com/cavepaintings.html
7. Шер Я.А. Археология изнутри. Научно-популярные очерки https://www.archaeology.ru/ONLINE/Sher_frafmenty_2/Sher_caves_2.htm
д) программное обеспечение: Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point), Windows Movie Maker, Nero.
Материально-техническое обеспечение дисциплины: Специализированные аудитории с наличием мультимедийного комплекса (компьютерная техника, мультимедийный проектор, экран, видео-, аудиоаппаратура).
Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине:
Осуществляется в форме экзамена. В итоговой аттестации учитывается выполнение студентов письменных заданий по темам (см. ниже).
Итоговая аттестация:
Осуществляется в форме экзамена, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.
Процедура проведения итоговой аттестации:
Экзамен предполагает выполнение студентами письменных заданий, которые студенты выбирают самостоятельно. Объем ответа на вопрос – 800-1000 слов, работа не содержать плагиата; ссылки на предлагаемую литературу обязательны
Темы для письменных заданий:
16 баллов
1. Классифицируйте и опишите способы погребения в каменном веке.
2. Опишите основные элементы религиозности палеолита.
3. Что такое первобытный синкретизм?
4. Проанализируйте, являются ли понятия «mana», «orenta», «manitu» и т.п. тождественными.
5. Соотнесите схему обрядов перехода ван Геннепа и концепцию коммунитас В. Тэрнера.
6. Опишите соотношение магии, религии и науки в культуре тробрианцев (Малиновский).
7. Опишите варианты австралийского «тотемизма».
25 баллов
1. Можно ли говорить о едином тотемическом принципе в ранних формах религии?
2. Каким образом можно проиллюстрировать симметрию между способом хозяйствования и спецификой религиозной системы?
3. К каким классам принадлежит категория «mana» (социологическому, онтологическому, познавательному и т.д.).
4. В каких смыслах можно говорить о религиозном синкретизме?
5. Как можно интерпретировать наскальную живопись древней Европы?
6. Можно ли считать «шаманизм» первой религиозной системой?
7. Как можно интерпретировать феномен «палеолитических венер»?
33 балла
1. Можно ли говорить о религии неандертальцев?
2. Какие элементы можно выделить в первобытной религии на основании наших знаний об архаический религиях?
3. Совпадают ли понятия «символическое поведение» и «религиозное поведение» в отношении первобытной культуры?
4. Можно ли проследить религиозную динамику в каменном веке?
5. Какова логика развития феномена «религиозных специалистов»?
6. Каковы векторы трансформаций первобытной религиозности?
7. Как можно интерпретировать происхождение и трансформации представлений о богах?
Критерии оценки и итоговой аттестации:
Критерии | Минимум баллов | Максимум баллов | Набранные баллы |
Выполнение письменных работ | |||
Итого: |
Шкала перевода баллов, набранных студентом в традиционную оценку:
Баллов | 100 - 90 | 90 - 80 | 80 - 70 | 49 и менее |
Традиционная оценка |
Разработчики:
РХГА, кафедра религиоведения | заведующий кафедрой религиоведения, кандидат философских наук | Рахманин Алексей Юрьевич | ||||
(место работы) | (должность, уч. степень, звание) | (подпись) | (ФИО) |