Конкурс-праздник «День птиц»
Конкурсная программа посвящена Международному дню птиц, который ежегодно отмечает-ся 1 апреля.
Цели:
- экологическое воспитание учащихся;
- расширение кругозора;
- проверка знаний, эрудиции.
Ведущие – учитель и два помощника-старшеклассника. Помощники ведут программу, задают вопросы, следят за ответами, раздают жетоны.
Оборудование:
- жетоны в виде птиц;
- изображения различных птиц;
- записи пения птиц.
В игре участвуют две сборные команды учащихся школы.
Историческая справка
Ведущий. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апре-ля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена.
1-й помощник. С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообра-зия и численности диких птиц. Каждый год «правит бал» лишь один представи-тель пернатых. Так, в 1996 году «птицей года» был назван коростель, в 1997 – полевой жаворонок, в 1998 – серый журавль, в 1999 – деревенская ласточка, в 2000 – большая синица, в 2001 – скворец, в 2002 – пустельга, в 2003 – кроншнеп, в 2004 – белый аист, в 2005 году – сова, в 2006 году – чайка.
2-й помощник. Международному дню птиц и посвящена наша игра. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Для этого вы заранее разделились на две команды.
Ведущий. Живя среди природы, умножая из поколения в поколение знания о ней, наши предки смотрели вокруг глазами природы и наделяли всех и вся образами природы. Покопавшись в памяти, можно вспомнить о языческой вере, о поклонении людей солнцу, животным и растениям, о беспредельной их любви к Матери Приро-де, её почитании. И сразу же приходит на ум множество русских фамилий, связан-ных с миром животных, в том числе птиц.
1-й помощник. Ребята, вы получили предварительное задание: придумать название для своей команды, произошедшее от названия птицы и немного рассказать об этой птице, а также сделать эмблемы для каждого участника с изображением этой птицы. Итак, слушаем вас!
Представление команд. Защита названий команд (например, «Орлята», «Совята» и т.п.).
Конкурс «Разминка»
Ведущий. Команда, первой назвавшая правильный ответ, зарабатывает жетон.
Может и разбиться,
Может и свариться,
А захочет – в птицу
Может превратиться. (Яйцо.)
«Гуль-гуль-гуль»,- мани к себе их,
Дай зерна, воды налей.
Белых, сизых и кофейных
Ты увидишь… (голубей).
Й помощник.
Белый голубь – символ мира –
Пролетит сквозь дым и тьму.
В Будапеште и в Каире,
В Пакистане и в Алжире
Люди рады все ему.
Пароход идёт по Волге,
Над водой дымок повис,
И по всей речной дороге
За кормою – стая птиц.
Наблюдают пассажиры
Их стремительный полёт.
Эти птицы окружили
Белоснежный пароход.
То над мачтой пролетают,
То садятся на волну…
Погоди, когда поймаю,
Подарю тебе одну. (Чайки.)
Как-то вышел я с ружьишком на охоту
И заметил: кто-то бродит по болоту.
Вижу: ноги – настоящие ходули! –
В воду тёмную болотную шагнули.
А потом, как эти птицы полетели,
Им во след и вы бы тоже поглядели.
Не сороки, не вороны, не синицы.
Вы не знаете, какие это птицы? (Журавли).
Й помощник.
Журавли ведь это были на болоте –
Вот кого я нынче видел на охоте.
Эта птица не простая:
Днём его не встретишь ты,
Из дупла он вылетает
С наступленьем темноты.
Днём любой его обидит:
Он при свете плохо видит.
А во тьме пугает сам,
Пролетая по лесам.
Опоздавших замечает
У гнезда и у норы,
И глаза его сверкают,
Как зелёные шары. (Филин).
«Он умом богат»,-
Это в шутку говорят.
А на самом деле он
Не особенно умён.
Тем лишь только и приметен,
Что окраской разноцветен,
Напускает важный вид,
Что услышит – повторит. (Попугай).
Что за домик на берёзе
С круглой дырочкой в доске?
Есть такие и в колхозе,
Есть и в городе Москве.
Готовят дом для птицы-друга,
Когда летит она к нам с юга. (Скворец).
В камышах она живёт,
Дом у ней среди болот,
Там, где водятся лягушки.
Цап! – и нет одной квакушки. (Цапля).
Не за морем птица эта –
Возле нас с тобой живёт.
Дом потише выбирает
И гнездо на крыше вьёт. (Аист).
Подведение итогов конкурса.
Викторина – 1
1-й помощник. Поразмыслим неспеша, один вопрос – три ответа. Найди правиль-ный!
Поочерёдно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание даётся 20 секунд.
Вопросы:
1. Для чего дятел «барабанит»?
- клюв чистит;
- кому-то что-то сообщает;
- музыкой увлекается.
(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь. Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, приле-тай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?
- дятел имеет крохотный мозг;
- голова на амортизаторах;
- череп сверхкрепкий.
(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропита-ние. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и чере-пом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)
3. Зачем страус голову в песок прячет?
- от страха;
- освобождается от паразитов;
- разыскивает пищу.
(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть прини-мает самые настоящие песочные ванны.)
4. Сколько перьев у птиц?
- не пересчитать;
- более тысячи;
- более десяти тысяч.
(И всё же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)
5. Какие птицы самые быстрокрылые?
- соколы и ястребы;
- ласточки и стрижи;
- утки и чайки.
(«Эх ты, ласточка - касатка быстрокрылая…»- поётся в одной песне. И как правильно поётся! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 км в час.)
6. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?
- журавль откладывает всего одно яйцо;
- сильный птенец убивает слабого;
- птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупив-шиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а ро-дители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)
7. Какая птица является чемпионом по нырянию?
- утка;
- гагара;
- пингвин.
(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батиска-фа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин – житель Антарктиды – ныряет до 200 метров.)
8. А кто из птиц лучший танцор?
- павлин;
- гусь;
- журавль.
(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока… танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец-танец весны». Так описал танцы журавлей Н.И.Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)
Подведение итогов конкурса.