Самостоятельная работа № 2
Продолжительность 5 часов
Цели:
1. Учить студентов осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.).
2. Продолжать формировать знания студентов об основах развития психофизических качеств и формирования двигательных действий (З 6.).
3. Закреплять умение определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста (У 1).
4. Развивать у студентов конструктивные и гностические умения.
Подготовить сообщение к выступлению на семинаре-практикуме по теме «Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста».
План сообщения:
1. Значение развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
2. Влияние развития основных движений на формирование физических качеств.
3. Способы развития физических качеств дошкольников.
4. Развитие физических качества у детей конкретной возрастной группы дошкольников:
- описание выбранной методики обследования;
- протокол обследования детей;
- пути дальнейшего развития выбранного качества.
Приложения (игры, фотографии, и др. материалы, дополняющие ваши утверждения и умозаключения по изложенной теме). Из представленного вами объёма сообщения 40% - отвести изложению плана пункта №4. При выполнении работы следуйте методическим указаниям к теме.
Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. При сходных психофизиологических механизмах развития физических (двигательных) качеств говорят о скоростной либо силовой выносливости, скоростно-силовых качествах.
|
Природными задатками к движениям люди в разной мере наделены от рождения, но их можно развить целенаправленными физическими упражнениями. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные физические качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте. Периоды, которые характеризуются значительными изменениями в возрастном развитии организма, называются критическими или сензитивными. В такие периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств.
Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.
Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частой многократно повторяющихся действий.
Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
Ловкость – это способность быстро овладеть новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.
|
Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Гибкость – морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Литература:
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М.: Просвещение, 1981.- 105с.
- Бадалян Л., Миронов А. Воспитание двигательных качеств у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1975. - № 9,10.
- Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/ Е.Н.Вареник. - СФЕРА: Здоровый малыш. 2009, 128с.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у дошкольников. – Минск, 1978.
- Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. / Сост. Ноткина Н.А. - СПб.: Образование, 1993.
- Ноткина Н.А., Казьмина Л.И. Диагностика психомоторного развития детей дошкольного возраста // Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии и медицине. – Сб-к науч.- мет. трудов. – СПб, 1993.
- Оценка физического и нервно - психологического развития детей раннего и дошкольного возраста / Составитель Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. – СПб, 1995.
- Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2004. - №6. – С.30.
- Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. Методические рекомендации. / Сост. Ноткина Н.А. – СПб., 1995.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.
- Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А.Тарасова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 175 с.
- Хабарова,Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников/ Т.В.Хабарова, Детство-Пресс.- 2010. - 112с.
|
Для подготовки сообщения по данной теме необходимо изучить литературу и другие информационные источники. Дать определение и полную характеристику выбранного для изучения качества физического развития ребенка. Показать важность воспитания данного качества для решения задач физического воспитания в дошкольном учреждении. Опираясь на работы Е.Н. Вавиловой, Т.И. Осокиной, С.Я. Лайзане, описать, как влияет на развитие физических качеств сформированность двигательных умений и навыков, раскрыть закономерности формирования двигательных навыков в выполнении основных движений. На основе изученной методической литературы описать способы развития у детей данного качества: подбор специальных упражнений, методику проведения физкультурных занятий и т.д. Подобрать тесты на определение уровеня развития избранного качества по методике Е.Н. Вавиловой или Прищепа С., Попковой Н., Коняхиной Т. или другого автора (указать ФИО автора и где эта методика изложена).
Задание - Разгадайте кроссворд — впишите физические качества организма человека
По горизонтали. 3. Способность человека совершать действия в минимальный отрезок времени. 2. Способность быстро овладевать новыми незнакомыми движениями (способность обучаться).
По вертикали. 1. Способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. 4. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений.