Тема - Основы развития психофизических качеств




Самостоятельная работа № 2

 

Продолжительность 5 часов

Цели:

1. Учить студентов осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.).

2. Продолжать формировать знания студентов об основах развития психофизических качеств и формирования двигательных действий (З 6.).

3. Закреплять умение определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста (У 1).

4. Развивать у студентов конструктивные и гностические умения.

 

œ Подготовить сообщение к выступлению на семинаре-практикуме по теме «Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста».

План сообщения:

1. Значение развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

2. Влияние развития основных движений на формирование физических качеств.

3. Способы развития физических качеств дошкольников.

4. Развитие физических качества у детей конкретной возрастной группы дошкольников:

- описание выбранной методики обследования;

- протокол обследования детей;

- пути дальнейшего развития выбранного качества.

Приложения (игры, фотографии, и др. материалы, дополняющие ваши утверждения и умозаключения по изложенной теме). Из представленного вами объёма сообщения 40% - отвести изложению плана пункта №4. При выполнении работы следуйте методическим указаниям к теме.

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. При сходных психофизиологических механизмах развития физических (двигательных) качеств говорят о скоростной либо силовой выносливости, скоростно-силовых качествах.

 

Природными задатками к движениям люди в разной мере наделены от рождения, но их можно развить целенаправленными физическими упражнениями. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные физические качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте. Периоды, которые характеризуются значительными изменениями в возрастном развитии организма, называются критическими или сензитивными. В такие периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частой многократно повторяющихся действий.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

Ловкость – это способность быстро овладеть новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.

Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Гибкость – морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

 

Литература:

  1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М.: Просвещение, 1981.- 105с.
  2. Бадалян Л., Миронов А. Воспитание двигательных качеств у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1975. - № 9,10.
  3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/ Е.Н.Вареник. - СФЕРА: Здоровый малыш. 2009, 128с.
  4. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у дошкольников. – Минск, 1978.
  5. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. / Сост. Ноткина Н.А. - СПб.: Образование, 1993.
  6. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И. Диагностика психомоторного развития детей дошкольного возраста // Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии и медицине. – Сб-к науч.- мет. трудов. – СПб, 1993.
  7. Оценка физического и нервно - психологического развития детей раннего и дошкольного возраста / Составитель Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. – СПб, 1995.
  8. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2004. - №6. – С.30.
  9. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. Методические рекомендации. / Сост. Ноткина Н.А. – СПб., 1995.
  10. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.
  11. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А.Тарасова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 175 с.
  12. Хабарова,Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников/ Т.В.Хабарова, Детство-Пресс.- 2010. - 112с.

 

Для подготовки сообщения по данной теме необходимо изучить литературу и другие информационные источники. Дать определение и полную характеристику выбранного для изучения качества физического развития ребенка. Показать важность воспитания данного качества для решения задач физического воспитания в дошкольном учреждении. Опираясь на работы Е.Н. Вавиловой, Т.И. Осокиной, С.Я. Лайзане, описать, как влияет на развитие физических качеств сформированность двигательных умений и навыков, раскрыть закономерности формирования двигательных навыков в выполнении основных движений. На основе изученной методической литературы описать способы развития у детей данного качества: подбор специальных упражнений, методику проведения физкультурных занятий и т.д. Подобрать тесты на определение уровеня развития избранного качества по методике Е.Н. Вавиловой или Прищепа С., Попковой Н., Коняхиной Т. или другого автора (указать ФИО автора и где эта методика изложена).

Задание - Разгадайте кроссворд — впишите физические качества организма человека

По горизонтали. 3. Способность человека совершать дей­ствия в минимальный отрезок времени. 2. Способность бы­стро овладевать новыми незнакомыми движениями (способ­ность обучаться).

По вертикали. 1. Способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. 4. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: