Характеристика Интернета как новой информационной среды и особенности межкультурной коммуникации в Интернете




Общие понятия

Говоря о межкультурной коммуникации, подразумевают, что речь идет о связях, которые призваны улучшить ситуацию в обществе. Актуальность рассмотрения понятия межкультурной коммуникации состоит в получении возможности осознанного выбора предпочтительной модели ее реализации.

В контексте анализа феномена межкультурной коммуникации существенным является и рассмотрение специфики коммуникативного.Сфера коммуникативного, таким образом, подразумевает осуществление информационных и иных контактов между людьми, странами и иными субъектами коммуникации.

Реализация коммуникативных моделей находится в прямой зависимости от условий осуществления, а также от понимания сути самой коммуникации. Понимание служит выражением осознанного выбора путей и способов осуществления коммуникаций, либо как особых вариантов взаимодействий, либо как различных форм содержательных связей – общения.

Субъектами межкультурной коммуникации выступают представители или представительства различных человеческих сообществ. Ими могут оказаться как сами люди, так и социальные институты, сформировавшиеся в процессе развития культуры того или иного народа(Гусева, 2006, с. 80).

Процесс виртуализации, возникший из-за внедрения новых виртуальных технологий, породил киберпространство, которое изменило саму реальность. Оно словно раздвоило ее, разделило на объективную реальность, ограниченную многими факторами и, виртуальную реальность, неограниченную ничем, кроме несовершенства технологий или собственного воображения.

Виртуальная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами. Виртуальной коммуникации присущи следующие характеристики:

- опосредованность,

- дистантность;

- интерактивность;

- глобальный межкультурный характер;

- широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности;

- отсутствие статусной иерархии, неопределенность и неразвитость социальных норм (в том числе — правовых и нравственных. Коммуникационные виртуальные технологии выполняют несколько функций:

1) Функция удовлетворения потребностей в информации, так как Всемирная Сеть Интернет — это, прежде всего, огромное информационное пространство, в котором осуществляется поиск, передача и хранение информации;

2) Коммуникативная функция — виртуальные компьютерные технологии позволяют сегодня общаться на больших расстояниях, в реальном времени и с отсрочкой во времени;

3) Репрезентативная функция — позволяет представлять результаты какой-либо своей работы и мыслительной деятельности;

4) Саморепрезентативная функция — дает возможность создавать свои личные профили, вести личный дневник, помещать там свои личные фотографии, комментарии, рассказывать о себе;

5)Аффективная функция — общение по средствам удаленной коммуникации, несмотря на некоторую упрощенность, по сравнению с межличностным общением, так же окрашено эмоционально и, также влияет на эмоциональный фон коммуникантов.

Предполагается, что каждая предыдущая функция входит в состав каждой последующей и занимает соответствующее место в иерархии функций. Формы виртуальной коммуникации многообразны. Существует несколько классификаций виртуальной коммуникации, но наиболее популярной является классификация по степени интерактивности, согласно которой в киберпространстве существуют 2 основные формы коммуникации:

- синхронная коммуникация, при которой взаимодействие происходит в режиме реального времени (здесь и сейчас). Эта форма интернет коммуникации является наиболее интерактивной. К ней относятся чаты (InternetRelayChat, IRC), ролевые игры MUDs (от «multi-userdimension» — ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве) и т. п.

- асинхронная коммуникация, предполагающая возможность задержки ответа. К ней относятся веб-форумы (Web-basedforums), дискуссионные списки (discussionlists), гостевые книги (questbooks), электронная почта, списки рассылки (mailinglists), телеконференции (newsgroups). Форумы и блоги, в отличие от чатов, в значительно большей степени ориентированы на отсроченную по времени коммуникацию. Оставляя сообщение, посетитель форума надеется получить ответ не мгновенно, а по прошествии нескольких часов или дней.

Другое распространенное деление общения в Интернете проходит по критерию направленности общения:

-направленность на само общение (общение ради общения), что часто отличает чаты;

-направленность на определенный предмет, тему, как в тематических конференциях и форумах. При общении в Интернете основная информация о собеседнике поступает в виде текстовых сообщений, а визуальная и слуховая составляющие коммуникации в нем ограничены. Конечно, существует возможность сопровождать текст фотографиями или общаться по видеокамере, но все же большее количество информации поступает именно в текстовой форме. Невербальные средства общения в киберпространстве теряют свое значение. Однако следует отметить, что некое подобие невербального языка в Интернете все же есть: можно выражать свои чувства при помощи «смайликов» — определенным образом набранных сочетаний знаков препинания, которые соответствуют эмоциональным выражениям человека в реальной жизни.

Таким образом, Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Несмотря на возможность выражать эмоции, физическое отсутствие участников коммуникации в общении позволяет не только выражать чувства, но и успешно их скрывать или демонстрировать те чувства, которые человек не испытывает в данный момент. Являясь участником виртуальной коммуникации, любой пользователь имеет равные возможности для высказывания своей точки зрения, выражения своих мыслей и чувств. Кроме того, киберпространство создает возможность «растягивания» времени диалога. По сравнению с взаимодействиями лицом к лицу, участники виртуальной коммуникации имеют больше времени для предоставления ответа (Апетян, 2015.С. 939-941).

Характеристика Интернета как новой информационной среды и особенности межкультурной коммуникации в Интернете

На современном этапе развития нашего общества Интернет становится одним из факторов социального и культурного прогресса. У людей формируется новое мышление, они начинают осознавать принадлежность всех людей к единой земной цивилизации и достигнутому уровню культурного развития. Стремление к культурному и социальному прогрессу приводит к осмыслению и эффективному обмену культурными ценностями в международной жизни.

Антропологическое измерение коммуникации, являющееся с гуманистической точки зрения бесспорной привилегией человека, в настоящее время существенно модифицируется. Развитие коммуникативной (содержательной) и коммуникационной (технических носителей сообщения) сфер глобализации становится важнейшим атрибутом и характеристикой современности, сквозь которую преломляется и человеческое видение коммуникации, а человек все более оказывается потребителем информации.

Объективно информационная революция, связанная в наши дни с глобальной сетью Интернет, позволяет получить доступ к практически необъятным информационным ресурсам, накопленным человечеством, а также к всемирной электронной почте. Масштабы информационного обмена посредством Интернет удваиваются через каждые 100 дней.

Передача информационного сообщения по каналам связи требует различных видов кодирования /декодирования информации. И, наконец, интерпретация информационного сообщения связана с двумя моментами: во-первых, с интерпретацией и ее возможными ошибками; во-вторых, с пониманием информации.

Коммуникативное общение обязательно предполагает использование языка, символов, которые человек интерпретирует и тем самым приобретает соответствующие знания.

Для изучения необходимости использования информационных технологий в процессах межкультурного общения стоит подробнее остановиться на понятии «информационное общество».

В последние десятилетия XX века все большее распространение получили идеи постиндустриального, информационного обществ. Футурологические прогнозы Д. Белла, А. Тоффлера, 3. Бжезинского о качественном преобразовании общества на основе информационных технологий, высокого уровня инноваций, управления знаниями, возрастающей индивидуализации и дестандартизации к началу XXI века стали стремительно сбываться. Однако реальности информационного мира оказались пронизаны множеством противоречий.

Согласно Тоффлеру, для решения конкретной задачи информационные технологии не привели к качественно новому уровню гуманизации отношений и развитию знаний в различных областях социальной практики, а, напротив, вызвали повсеместно глубокий кризис образовательных систем, представительной демократии, требующей не только свободы слова, печати, но, прежде всего, доступа к электронным масс-медиа (Целепидис,2009.С.100-104).

Активное развитие информационных технологий и внедрение их в повседневную жизнь людей выдвинуло проблемы взаимодействия человека и компьютера на первый план.

Интернет сыграл значительную роль в актуализации лингвистических проблем человеко-компьютерного взаимодействия. Всемирная компьютерная сеть открыла новые возможности для общения представителей различных этнокультурных общностей. Интернет как пространство межкультурного общения требует к себе пристального внимания со стороны всего комплекса наук о человеке и, в том числе, лингвокультурологии.

Интегративная функция, принадлежащая электронным средствам коммуникации, приобретает все большее значение в становлении «информационного общества». Процесс его формирования идет с разной степенью интенсивности в разных странах.

На современном этапе развития нашего общества, когда повсеместно возникают многочисленные культурологические связи, неизбежно происходит перераспределение ценностных ориентиров и мотиваций в системе образования. Универсальным подходом к системе образования становится обучение межкультурной коммуникации.

Современная жизнь, компьютеризация сферы коммуникаций, получившая распространение в последние годы, продемонстрировали нашему обществу требуемый уровень владения навыками общения между представителями различных культур с помощью глобальной компьютерной сети Интернет, формы и способы его применения в особых условиях - в телекоммуникационных сетях, где необходимо умение обмениваться письменными или устными сообщениями (телеконференции или chatting), без посредника, т. е. спонтанно. Ведение спонтанной профессиональной беседы с носителем языка устно или, что еще более сложно, письменно предполагает высокий уровень знания языка, близкий куровню носителя языка, активное владение им, а так же вхождение в область чужих для нас смыслов, чужих ценностей.

Информационная среда - наряду сприродной, пространственно-географической, социальной, культурной, ландшафтно-архитектурной и др. - играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека. Информационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна; с недавних пор в ней принято выделять среду Интернета, или т. н. «киберпространство». Для последнего характерны своеобразные формы человеческого поведения. Такого рода «средовое» поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В «киберпространстве» как элементе информационной среды осуществляется целое множество человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность.

Проблемы взаимодействия пользователей через компьютерные телекоммуникации, в компьютерных сетях и Интернете, как глобальной компьютерной сети, т. е. освоение ее информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве образовательных, стали предметом педагогических исследований вскоре после зарождения Интернета.

Необходимо отметить, что экстенсивно и интенсивно протекающая в -сегодняшнем социуме компьютеризация и все большее влияние на жизнь формирующейся личности мировой компьютерной сети бесспорно оказывает значительное влияние на общую модель социализации личности на фоне достижений научно-технического прогресса, их популяризации, доступности, актуальности использования в субъективном плане реализации своего «Я». В результатах проведенных исследований наряду с преувеличенно восторженной оценкой значения Интернета для психического и соматического здоровья многих категорий пользователей, для интенсификации процесса обмена мнениями в рамках всемирной «электронной деревни» и т. п. в популярной и в научной литературе представлены и альтернативные данные. Например, в ходе проведенного в университете Карнеги-Меллона (США) исследования получены данные, согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний. Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации (NTIA) проводит исследования и организует слушания, в ходе которых обосновывается, что материальные аспекты доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям и часто сопровождающий их дефицит знаний усугубляют неравенство между людьми.

Могут быть приведены некоторые другие данные, свидетельствующие о негативном воздействии Интернета на индивидуальную и групповую психическую деятельность. Показано, что применение Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции и др.

В силу сказанного, очевидно, что Интернет должен занять отведенную для него социальную нишу; нередко встречающиеся попытки переоценить его значимость для человечества и для отдельного человека нуждаются в коррекции. К числу примеров объективного отношения к психологическим последствиям применения современных информационных и коммуникационных технологий может быть отнесена позиция всемирно известных исследователей психологии застенчивого поведения: отмечая такие очевидные последствия, как ослабление непосредственных контактов между людьми и частичную замену их опосредствованными контактами, они при этом делают оговорку, что для некоторых застенчивых людей могут оказаться полезными анонимность и возможность осуществления структурного контроля привзаимодействии посредством электронной почты.

Рассматривая образовательные ресурсы Интернета, преподавателей языковых специальностей прежде всего интересуют его безграничные возможности, способствующие развитию межкультурной компетенции.

В частности, к ним можно отнести общение на изучаемом языке, доступ к текстовой и мультимедийной информации и позволяет печатать свою информацию, что способствует развитию общей осведомленности о мире, формированию умений взаимодействия с различными культурами, установлению причинно-следственных связей различных социо-культурных явлений и общей социализации личности.

Для успешного общения с представителями иной культуры студентам необходима соответствующая мотивация, целенаправленность, переживание новых ситуаций, приобретение новых знаний и навыков, в том числе и необходимых для будущего трудоустройства, практика письма и речи, реальная публика и ответная реакция, оценка своей работы товарищем, творчество, вознаграждение и ощутимые плоды своего труда.

Помимо развития межкультурной компетенции преподаватель преследует следующие цели: повышение уровня общей осведомленности, повышение навыков письма, речи, чтения, говорения, необходимых для осуществления активного общения в виртуальном пространстве с одной стороны, энтузиазм и самовыражение в работах студентов, их совместная работа и работа за пределами инструкций преподавателя с другой. Это будет способствовать пониманию и практическому применению технологий Интернета. Эти факторы могут быть использованы в качестве критериев анализа эффективности того или иного сайта, практического опыта и т. п.

Принимая во внимания все выше сказанное, можно попытаться одним словом определить суть Интернета: это - общение, общение между отдельными людьми и целыми нациями без вмешательства правительственных авторитетов. Эта новая технология с огромной скоростью изменяет облик цивилизации, коренным образом меняя представление человечества о мире и самом себе. Интернет уже вобрал в себя десятки миллионов человек, более сотни стран, он полностью изменил процессы распространения и восприятия информации. В наш век информационных технологий виртуальная реальность Интернета, способствующая стиранию государственных границ, сокращению географических расстояний, ликвидирующая преграды между культурами, становится не менее явственной, чем окружающий нас материальный мир (Юркова,Кузьмина,2007, С. 23-26).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: