Тема 7: Инфляция и инфляционные процессы.




  1. Понятие инфляции.
  2. Причины инфляции.
  3. Типы и виды инфляции.
  4. Инфляция и кривая Филлипса.
  5. Соотношение потерь и результатов в борьбе с инфляцией. Антиинфляционное регулирование.
  6. Инфляция и процентные ставки. Эффект Фишера.
  7. Социальные последствия инфляции.

 

I.

Инфляция– это одна из самых тяжелых болезней экономики XX-XXI веков. Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, сопровождающие их обесценивание, ростом цен и падением реальной зарплаты. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает их разрушать. В период инфляции происходит обесценивание денег по отношению к товару, золоту, иностранной валюте. Инфляция наносит экономике огромны ущерб, приводя в расстройство товарооборот страны из-за нарушения закона денежного обращения, ведет к деформации потребительского спроса, искажает нормальную структуру соотношения спроса и предложения и вызывает расстройство денежной системы, подрывает стимулы в денежных накоплениях.

Существует мнение, что инфляция также способствует экономическому росту: открытая инфляция, порождая непрерывный рост цен, стимулирует оживление на торговых рынках, повышает деловую активность, расширяет производство и занятость, и рост спроса на акции.

Современная инфляция имеет особенности, а именно, на сегодняшний день, она носит уже не локальный, а мировой характер. Скорость инфляционного процесса в разных странах различна и определена внутренними факторами, зависящими от фазы экономического цикла, от степени вмешательства государства в экономику и в целом инфляция носит не эпизодический, а хронический характер. Инфляция – это весьма распространённый экономический недуг, однако справится с ним можно, о чём свидетельствует мировая практика.

II.

Инфляция - явление денежное зарождающееся на денежном рынке и именно там, в деформациях денежного обращения и следует искать ее причины. Это происходит тогда, когда имеет место необоснованная денежная единица.

Причины инфляции:

1) Неправильная ДКП центра банка, которая влечет за собой появление в обращении избыточной денежной массы не обеспеченной товарами.

2) 2)Бюджетный дефицит ведет к неминуемой инфляции. Если этот дефицит покрывается по средством мониторизации, то результатом является ускорение темпов инфляции. При долговом финансировании дефицитного и бюджетного дефицита угроза не устраняется, а лишь создает временную отсрочку.

3) милитаризация экономики.

Милитаризация экономики ведет к следующим инфляционным эффектам:

1. Чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса ведет к постоянному напряжению в расходной части госбюджета, результатом является рост бюджетного дефицита, который ведёт к инфляции.

2. Милитаризация экономики ведет к неоптимальному распределению ресурсов; возникают диспропорции, что затрудняет развитие гражданского производства, а это отрицательно сказывается на объеме и динамике товарного предложения и усугубляет не равновесие рынков в пользу спроса.

3. Военная экономика поглощает материальные и интеллектуальные ресурсы, которые могли бы быть использованы в выпуске потребительских товаров. Занятые в оборонном секторе на потребительском рынке, выступают исключительно в роли потребителей. Сами они не производят потребительские продукты, но предъявляют на них спрос, что усугубляет не равновесие рынков в пользу спроса.

4. На интенсивность инфляционного процесса влияет монополизация рынка. Монополии разумеется сами по себе не имеют отношение к зарождению инфляции, но они способствуют ее усилению. Практика свидетельствует о том что в экономике с высокой степенью монополизации рынка, инфляция развивается быстрее. Сокращение объемов производства монополиями негативно влияет на соотношение совокупного спроса и предложения. Монополистические структуры разрушают механизм рынка, снижают эластичность предложения по цене, затягивают реакцию производства на колебания инфляционного спроса. Разумеется, монополии сами по себе, не имеют отношения к зарождению инфляции, но они способствуют её усилению.

5. Внешнеэкономические факторы. Они создают не малую инфляционную угрозу. Речь идет о переносе инфляции по каналам мировой торговли, когда рост цен на сырье придает новый импульс инфляции.

 

Когда растут цены на энергоносители, это придаёт импульс инфляции предложения. Инфляция, в принципе, не устранима, поскольку современная экономика инфляционна по своему устройству. Однако справиться с ней можно, о чем свидетельствует мировая практика.

 

III.

 

Различают два типа инфляции: открытая и подавленная.

Открытая проявляется в росте цен, а подавленная в исчезновении товаров с прилавков.

Подавленная инфляция возникает, если макроэкономическое равновесие сопровождается всеобщим государственным контролем цен. Это случается, когда государство, пытаясь сдержать инфляцию, например, временно замораживает цены и доходы, устанавливая их временные пределы роста. Вместо того чтобы систематически заниматься профилактикой инфляции она пытается подавить её проявление. Можно сказать, что проявление подавленной инфляции связано с неизбежным возникновением разрыва между административно установленными ценами и более высокими рыночными. Товары исчезают с прилавков и начинается их перемещение из официальной экономики в теневую, где они продаются по ценам, близким к рыночным. Появляется дефицит товаров и как следствие спекуляция.

Виды открытой инфляции:

· Умеренная – цены растут до 10 % в год, стоимость денег сохраняется;

· Галапирующая – цены растут до 200 % в год;

· Гиперинфляция – цены растут астрономически на тысячу и более процентов.

 

Уровень инфляции рассчитывается по формуле:

 

П - темп роста;

Птек - уровень цен в текущем году;

Пбаз - уровень цен в базисном году.

 

IV.

Взаимосвязь между фактическим уровнем инфляции и инфляциооными ожиданиями, а также между инфляцией и безработицей можно представить с помощью уравнения краткосрочной кривой Филипса:

- фактический темп инфляции;

- ожидаемый темп инфляции;

U – фактический уровень безработицы;

- естественный уровень безработицы;

β – это параметр, показывающий, как сильно инфляция реагирует на циклическую безработицу;

e- шоковые изменения предложения.

 

Из уравнения видно, что инфляция π зависит от трех факторов:

1) Ожидаемая инфляция. Поскольку люди строят свои ожидания, основываясь уже на наблюдаемой инфляции, то ожидаемый темп инфляции во многом зависит от прошлой инфляции, которая была в прошлом году или месяце. Прошлая инфляция влияет на наши ожидания, а они влияют на зарплаты и цены.

2) Отклонение фактического уровня безработицы от естественного. От циклической безработицы. Низкая безработица ведёт к повышению инфляции. Это воздействие отражает инфляцию спроса, так как высокий уровень дохода, обеспечивает высокий спрос, что вызывает рост цен.

3) Рост цен на энергоносители придаёт е знак «+», т. е. увеличивает темп инфляции в стране и наоборот, снижение цен на нефть, снижается темп инфляции и в уравнение ставится знак «-».

Данное уравнение учитывает совокупное влияние инфляционных ожиданий, инфляция спроса и инфляция предложения.

Уравнение кривой Филипса отражает обратную зависимость между инфляцией и безработицей. Обратная зависимость между инфляцией и безработицей описывает краткосрочная кривая Филипса.

В любой момент времени, правительство, контролирующее совокупный спрос, может на кривой Филипса в краткосрочном периоде, выбрать желаемую комбинацию инфляции и безработицы и корректировать развитие экономики с помощью инструментов БКП, БМП, внешнеторговой политики с целью достижения намеченных параметров. Выбор между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде. По мере адаптации к растущей инфляции, кривая Филипса в долгосрочном периоде превращается в вертикальную прямую.

 

 

Это означает, что в долгосрочном периоде безработица возвращается к своему естественному уровню, реальный объем выпуска тоже возвращается и достигается при любом уровне цен, т.е. делима между инфляцией и безработицей в долгосрочном периоде отсутствует. В долгосрочном периоде не имеет значения, каков уровень инфляции. Уровень безработицы всегда возвращается к естественному уровню.

V.

Так как между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде существует обратная зависимость, то можно предположить, что любая попытка снизить инфляцию повлечет за собой рост фактического уровня безработицы, а рост безработицы, разумеется, вызовет снижение реального объема выпуска в экономике. Косвенная оценка этой «цены» - снижения инфляции через безработицу, определяется через коэффициент ущерба.

Коэффициент ущерба используется для оценки стоимости ликвидации инфляции через безработицу. Чем выше коэффициент, тем дешевле обходится ликвидация инфляции

SR=

Коэффициент ущерба ещё измеряют в терминах реального выпуска. В этом случае, числитель вместо изменения безработицы, ставится измерение ВНП, т е в числители разница между фактическим и потенциальным ВНП. Считается, что максимально допустимым соотношением является 1 к 5, т е снижение инфляции на 1 % не должно обходиться обществу дороже чем 5 % ВНП, более дорогая антиинфляционная политика не эффективна.

Целью антиинфляционной политика государства, является стабилизация денежного обращения, борьба с обесцениванием национальной валюты. Антиинфляционное регулирование - это бессрочное, повседневное обязанность государства, его постоянная функция. Задача государства состоим в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и умеренным. Обострение инфляции делает неизбежным применение радикальных антиинфляционных мер, которые болезненны в социальном отношении, потому что сопровождаются ростом безработицы и снижение уровня жизни. В настоящее время оформились 2 основных направления антиинфляционной программы стабилизации национальной экономики:

1) дефляционная политика;

2) политика доходов.

Дефляционная политика представляет собой антиинфляционную политику, направленную на сокращение совокупного спроса, при помощи инструментов ДКП и БМП. В период проведения дефляционной политики снижаются расходы, увеличиваются налоговые %- ые ставки, ставки по кредитам, ограничивается денежная масса в обращении. Регулятором результатом такой политики, является уменьшение совокупного спроса в экономике, это ведёт к снижению уровня цен. Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и зарплатами, путём полного их замораживания и установления верхних пределов роста. По социальным мотивам, этот вид антиинфляционной политики применяется редко, опыт показывает ограниченность этого метода в обуздании инфляции. Потому, как замедление роста цен, вызывает дефицит товаров, рост теневого сектора, но рост цен сдерживает лишь на определённое время, а с отмены ограничений, цены опять взлетают.

 

VI.

Известна такая макроэкономическая зависимость между темпами прироста денежной массы в экономики и увеличением темпа инфляции. Эта зависимость выражается соотношение 1 к 1, то есть увеличение темпа прироста денежной массы на 1 %, вызывает увеличение темпа инфляции тоже на 1 %. В свою очередь увеличение темпа инфляции на 1%, вызывает увеличение номинальной %-ой ставки тоже на 1%.Это соотношение называется эффектом Фишера. Взаимосвязь между номинальной %-ой ставкой и инфляцией, выражается в уравнении Фишера:

i - номинальная процентная ставка без учёта инфляции;

r - реальная процентная ставка с учётом инфляции;

- ожидаемый темп инфляции.

 

Социальные последствия инфляции:

Экономические последствия инфляции прямо или косвенно затрагивают все общества и отношения между странами. Последствия воспринимаются в первую очередь потребителями, покупателями, так как они должны подыгрывать определённому инфляции уровню цен. Реакция потребителей на инфляцию, в целом, негативна. Каждый из них воспринимает инфляционную волну по разному, потому что повышение общего уровня цен в экономике, не означает, что повышаются абсолютно все цены, некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, даже в период довольно быстрого роста инфляции. Кроме того, одни цены могут увеличиваться значительно, другие умеренно, а третье константа. Считается, что самыми уязвлёнными, последствиями инфляции, являются экономические субъекты с низкими или фиксированными доходами, поскольку они не могут компенсировать потери вызванные повышением цен. В периоде, когда экономика поражена инфляцией, в стране падает уровень жизни населения и если инфляция открытая, то под её удар попадают сбережения экономических субъектов, так как снижается их покупательная способность. Экономические агенты, которые успели вовремя вложить свои сбережения в золото, недвижимость, твёрдую валюту, пострадают от инфляции меньше. Однако, многие экономические субъекты в период инфляции могут получить значительные преимущества, таковыми являются экономические субъекты, которые конвертируют свою денежную наличность в твёрдую валюту других стран, спустя некоторое время возвращают в национальную валюту. Они находятся в выигрышном положении поскольку выигрывают…. В таком же выгодном положении находятся дебиторы.

Если в экономике имеет место подавленная инфляция, то это чревато более глубокими, тяжёлыми социальными последствиями. В условиях подавленной инфляции возникает дефицит товаров, что негативно сказывается на положении потребителя, растёт теневой сектор экономики и предотвратить это административным органом не под силу. В период инфляции, ухудшается благосостояние населения, так как в условиях быстрого роста цен, снижаются его текущие реальные доходы. При подавленной инфляции, падение уровня жизни более заметно, потому что индексация относится к денежным доходам и не влияет на дефицит товаров и услуг. На первый взгляд кажется, что в условиях открытой инфляции, положение потребителей наиболее благополучно, чем при подавленной инфляции, потому что отсутствует дефицит товаров и осуществляется индексация. В реальности же, благосостояние населения снижается всё равно, потому что противоинфляционные компенсации не успевают за ростом цен и редко бывают достаточными. Снижение текущих реальных доходов населения – неизбежно. Можно сказать, что инфляция, как открытая, так и закрытая, (подавленная) негативно сказывается на благосостоянии населения. Эффект инфляционного налогообложения в экономике с прогрессивной системой налогообложения, так же способствует падению уровня жизни населения. В период открытой инфляции, происходит углубление имущественного неравенства в обществе, так как постоянное подорожание экономических благ с неэластичным по цене спросом, оборачивается снижением жизненного уровня мало обеспеченных слоёв населения. Состоятельные люди могут не изменить своё потребление за счёт имеющихся сбережений. Стремление государства сгладить неравенство посредством антиинфляционных выплат малоимущим слоям населения, приводит к тому, что наибольшие потери реальных доходов несёт средний класс, который является самой массовой экономически активной частью современного общества. Негативные последствия инфляции отражаются не только на потребителях, но и на производителях. В период подавленной инфляции в условиях дефицита товара, происходит уравнительное распределение экономических благ, то есть вводится талонная или карточная система, а это приводит к ослабеванию стимулов к труду. В инфляционной экономике, цены перестают давать сигналы бизнес сектору об увеличении или уменьшении объёма производства. В результате имеют место отраслевые или региональные диспропорции. Быстрый рост цен отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий, так как из-за опережающего роста цен, старая, трудоёмкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. В период инфляции подрывает эффективность производства инфляционное налогообложение, которое изымает часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса.

 

 

Тема 8:

  1. Способы финансирования бюджетного дефицита.

 

I.

Бюджетно-налоговая политика - это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения, с целью обеспечения полной занятости, равновесия платёжного баланса и экономического роста. Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика ). Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых процентных ставок, а вторая это изменение государственных расходов. Различают два вида БНП: стимулирующая (фискальная экспансия) и сдерживающая (фискальная рестрикция).

Стимулирующая БНП в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада в экономике и предполагает увеличение государственных расходов и снижение налогов с целью стимулирования совокупного спроса.

Сдерживающая БНП имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики, и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов с целью увеличения сокращения совокупного спроса.

В краткосрочном периоде меры БНП сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов, инвестициями сбалансированного бюджета. Эффект мультипликатора в экономике состоит в том, что доход возрастает в большей мере, чем увеличиваются государственные расходы, инвестиции и снижаются налоги. Когда мультипликативный эффект прокатится по всей экономике, то каждый лей потраченный на новые государственные закупки и заказы будет стимулировать увеличение общих планируемых затрат и инвестиций на величину большую чем один лей, а уменьшение налогов на один лей приведет к росту равновесного дохода больше чем на 1 лей. Рассмотрим воздействие государственных расходов на объём выпуска в экономике, используя кейнсеанский крест. Он иллюстрирует равновесие экономики в краткосрочном периоде и изменение планируемых расходов сместит точку краткосрочного равновесия. Построим кейнсеанский крест:

Предположим, что государственные расходы возросли на величину дкр. В соответствии с эффектом мультипликатора при увеличении государственных расходов на величину увеличит реальные расăоды выпуска (Y) на величину большую чем , а именно на величину .

Например, MPC=0,75, рассмотрим :

Значит, что увеличение государственных расходов на ________________ поэтому, для того чтобы увеличить совокупный спрос на один миллион леев, государству не надо увеличивать государственные расходы на эту же сумму, а достаточно увеличить государственные расходы на 250 так как, 250*4 получится миллион. Если государство желает сократить совокупный спрос, тогда оно уменьшит государственные расходы. При сокращении государственных расходов кривая планируемых расходов сместится вниз, и процессы пойдут в обратном направлении. Действиям мультипликативного эффекта подвержены и налоги. Снижение налогов вполне приемлемое средство увеличения совокупного спроса, хотя и менее эффективное, чем увеличение государственных расходов.

, значит уменьшение налогов на один лей приводит к росту доходов Y на 3 лея. Мультипликаттивно эффекту подвержены и инвестиции, мультипликатор инвестиций рассчитывается аналогично мультипликатору государственных расходов.

Итак, мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Увеличение государственных расходов стимулирует AD - совокупный спрос и увеличивает равновесный уровень дохода и выпуска в экономике, но вместе с этим растет дефицит государственного бюджета и возникает дефицит государственного бюджета. Для сглаживания этого нежелательного фактора используют мультипликатор сбалансированного бюджета. В этом случае речь идет о сбалансировании изменений доходной и расходной частяей бюджета. То есть о сохранении равенства . Где - это все изменения доходов бюджета, а - расходов. Данный мультипликатор рассматривает случай финансирования дополнительных расходов , за счет дополнительных нало_________, в этом случае мультипликативный эффект в экономике отсутствует.

Мультипликатор сбалансированного бюджета:

Те есть, государственные расходы и налоги вырастут на одну величину то возрастет на величину повышения государственных расходов.

 

II.

БЕП непосредственно воздействует на AD, S, I, r. В краткосрочном периоде увеличение государственных расходов приведет к увеличению AD, рост которого вызовет увеличение объема выпуска и общего уровня цен.

Снижение налогов в кратком периоде приведет к аналогичному результату.

Снижение налогов увеличит располагаемый доход, потребление увеличится, но на величину меньшую, чем снижение налогов. На величину . Снизятся национальные сбережения на тот же объем, на который возрастет потребление. Сбережения сократятся, значит и предложение заемных средств тоже сократится, а значит процентная ставка возрастет и значит инвестиции умнньшатся. Таким образом, увеличение государственных расходов и сокращение налогов вытеснят инвестиции и увеличат процентную ставку. Это эффект вытеснения. В долгосрочном периоде объем выпуска константа. Величина государственных расходов и налогов задаются экономической политикой государства. Предположим, что государство проводит БНП, направленную на увеличение AD, и увеличило расходы на . После этого AD сразу увеличился на V, но объем выпуска фиксирован, поэтому увеличение государственных расходов ведет к вытеснению какого-либо другого элемента совокупного спроса. Этим элемом будут инвестиции. Потому что C - стабильный элемент совокупного спроса.

Эффект вытеснения:

Увеличение государственных расходов не сопровождается ростом налоговых поступлении, значит государственные сбережения сокращаются, что ведет к уменьшению национальных сбережений. Сбережения сокращаются, снижается предложение заемных средств, а это вызывает рост процентной ставки. Таким образом, последствия бюджетной экспансии в закрытой экономике можно выразить так:

Это последствия БНП в долгом и кратком периоде.

 

III.

Дискреционная фискальная политика - это целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение занятости, объемов производства и темпов инфляции. Недискреционная фискальная политика - это автоматическое изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, в результате циклических колебаний совокупного спроса. В периоды спада, при дискреционной фискальной политике, целенаправленно создается дефицит государственного бюджета вследствие увеличения государственных расходов и снижения налогов. А в периоды экономического подъема, целенаправленно создается бюджетный излишек за счет снижения государственных расходов и увеличения налогов.

При недискреционной фискальной политике, бюджетный дефицит или излишек возникает автоматически, в результате действия встроенных в экономику автоматических стабилизаторов. Встроенный автоматический стабилизатор - это экономический механизм, который включается без непосредственного вмешательства государства. Автоматически увеличатся чистые налог, поступления в бюджет, и снижаются в периоды экономического спада. В качестве таких автоматических стабилизаторов, в индустриально развитых странах, обычно, выступает прогрессивная процентная ставка, система государственных трансфертов, система участия в прибыли.

Степень встроенной стабильности в экономике зависит от величины циклических бюджетных дефицитов, и от величин излишков, которые выполняют роль автоматических амортизаторов колебаний совокупного спроса. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного БНП, относительно его потенциального уровня, а только ограничивают размах или амплитуду этих колебаний. Встроенные стабилизаторы в экономике, как правило сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики, а также направлены на достижение полной занятости ресурсов. Циклический дефицит государственного бюджета - это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных расходов, на фоне спада деловой активности. Профицит, вызван автоматическим увеличением налоговых поступлений в бюджет и уменьшением государственных расходов, на фоне подъема деловой активности. Так, на фазе подъема, налоговые поступления автоматически возрастают

...... на фазе спада налоги снижаются, в государственные расходы растут. Структурный дефицит государственного бюджета - это разность между расходами и доходами государственного бюджета в условиях полной занятости. Структурный излишек государственного бюджета - это разность между доходами и расходами, в условиях полной занятости. Циклический бюджетный дефицит = фактический - структурный. Структурный бюджетный дефицит рассчитывается путем подстановки в расчеты, вместо фактического объема производства Y, потенциальный Y*.

 

IV.

Существуют след способы финансирования бюджетного дефицита:

1) Кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) Выпуск займов и государственных облигаций;

3) Увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет.

1) В случаи монетизации бюджетного дефицита, возникает сеньораж. Сеньораж - это доход государства от печатания денег. Он возникает на фоне превышения денежной массы в обращении над темпом роста реального объёма выпуска, что приводит к росту среднего уровня цен в экономике. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства, через выросшие цены. В условия повышения уровня инфляции, возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков выплаты налогов. За время затягивания выплаты налогов, происходит обесценивание денег. В результате чего выигрывает налогоплательщик. В итоге, дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. Монетизация дефицита государственного бюджета может и не сопровождаться непосредственной денежной эмиссией, а осуществляться и в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центробанка, государственных предприятий, по льготным %-ым ставкам или в форме отсрочки платежей. Правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это даёт толчок к повышению общего уровня цен и инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются, в отношении предприятия и государственного сектора, то эти дефициты финансируются непосредственно Центробанком или накапливаются, увеличивая общий дефицит бюджета. Хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается условным. Долговое финансирование дефицита государственного бюджета, осуществляется посредством выпуска государственных займов (облигаций). Этот способ рассматривается не редко, как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита государственного бюджета. Однако, долговой способ финансирования не устраняет угрозу роста инфляции, а только создаёт временную отсрочку.

3) Проблема увеличения налогового поступления в государственном бюджете выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформе, которая нацелена на снижение и налоговых %-ых ставок и расширения базы налогообложения.

Ни один и способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью не инфляционным.

 

Тема 9:Модель IS-LM макроэкономического равновесия.

  1. Общая характеристика модели IS LM.
  2. Механизмы уравновешивания рынков товаров и услуг в краткосрочном периоде.
  3. Построение кривой IS.
  4. Рынок реальных денежных остатков и кривая LM.

 

I.

IS-LM - одна из ключевых макроэкономических моделей, которая используется для объяснения колебания экономической активности, выработки эффективной ДКП и БНП. Основной целью анализа экономики с помощью этой модели, является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. В результате рыночная %-ая ставка и её равновесная величина,отражает динамику экономических процессов,происходящих не только на денежном, но и на товарном рынке. Эта модель позволяет найти такие сочетания рыночной %-ой ставки r и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Эта модель является конкретизация модели AD-AS.

Модель IS-LM состоит из двух частей:

1) IS отражает рынок товаров и услуг. I инвестиции, S сбережения;

2) LM рынок денег. Где L - ликвидность и М - деньги.

Оба рынка уравновешивает %-ая ставка? которая влияет и на инвестиции и на деньги. Термин IS обозначает равенство инвестиций и сбережений, которое достигается на этой кривой. Термин LM отражает равенство спроса на деньги и их предложение. Эта модель показывает, как взаимодействие двух рынков определяет совокупный спрос, а так же показывает, что и в какой степени вызывает изменение совокупного спроса, а через него и совокупного дохода и выпуска в экономике. Уровень цен в этой модели константа, так как рассматривается краткосрочный период функционирования в экономике. А как известно в кратком периоде изменение в совокупном спросе воздействует на динамику объёма выпуска в экономике, но не на уровень цен.

Кривая IS это кривая равновесия на товарном рынке. Она представляет собой геометрическое место точек, характеризующих все комбинации %-ой ставки r и дохода Y, которая одновременно удовлетворяет тождеству дохода. функциям потребления и инвестициям чистого экспорта, то есть. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство I=S. Кривая IS используется с использование функций сбережения и инвестиции. Функция сбережений имеет положит наклон так как с ростом дохода, сбережения растут. Функция инвестиции имеет отрицательный наклон, так как рост сбережений сокращает %-ую ставку и увеличивает инвестиции. Можно сказать, что кривая IS отражает обратную зависимость между %-ой ставкой и уровнем дохода. Кривая LM - это кривая равновесия на денежном рынке. Она фиксирует все колебания Y - дохода и r -%-ой ставки, которые удовлетворяют функции спроса на деньги и заданной Центробанком величине денежного предложения. Кривая LM показывает, что, чем выше уровень дохода, тем выше %-ая ставка.

 

II.

Одним из строительных материалов модели IS-LM является кейнсианский крест.

Планируемый расход Е - это сумма, которую домашние хозяйства, фирмы и государства планируют потратить на товары и услуги. E= C+I+G (закрытая экономика)/ Графически функция планируемых расходов изображается, как функция потребления, которая сдвинута в верх на величину I+G, так как - это нестабильные компоненты совокупного спроса, а C – стабильный компонент. Кроме планируемых, существуют реальные расходы. Они могут отличаться от планируемых, если фирмам приходиться делать незапланированные инвестиции и товарно-материальны запасы, которые являются регулятором равновесия на рынке товаров и услуг. Экономика будет находиться в состоянии равновесия, если реальные расход Y будет равняться Е. Биссектриса угла начала координат будет прямой на которой Y = Е. Точка пересечения двух прямых- это точка макроэкономического равновесия. В этой точке доход равен планируемым расходам, планируемы и реальные расходы равны сбережениям => Y = E, Y=S. Получился кейнсианский крест который иллюстрирует достижения равновесия экономики в краткосрочном периоде. Если товаров произведено больше, чем реальная потребность в них, то происходит незапланированный рост запасов. Следовательно часть реализованной продукции уйдёт на товарно-материальный запас.

Рост запасов влечёт за собой снижение объёма производства и занятости, это будет происходить до тех пор, пока Y2 не переместиться в Y1, пока объём производства не достигнет точки макроэкономического равновесия.

Если объём производства на уровне Y3, будет расти объём производства и занятости, пока Y3 не перейдет в Y1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: