Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Ритмика»
для обучающихся 6.5-10 лет
срок реализации программы 1 год
Составитель:
Лобанова А. С.,
педагог дополнительного образования
г. Ковров
2019г.
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач дополнительного образования – охрана здоровья детей. Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность всех государственных учебных учреждений. Данная программа направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни. Дети обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные и требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний.
На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Каждое занятие объединения «Ритмика» включает 4 этапа: общие теоретические понятия, разминка, общеразвивающие упражнения, танцы.
Цель: привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, культуру общения между собой и окружающими.
Задачи:
Обучающие:
- Укрепление психического и физического здоровья средствами ритмики в условиях дополнительного образования (формирование правильной осанки, походки; содействие профилактике плоскостопия; снижение психического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.).
- Совершенствование психомоторных способностей (развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей; развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой).
Развивающие:
- Развитие творческих и созидательных способностей детей (развитие мышления, воображения, познавательней активности, расширение кругозора).
Воспитательные:
- Поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой.
- Привить практические навыки для дальнейшего совершенствования в области хореографии и ритмики.
Ценностные ориентиры содержания программы:
Содержание объединения «Ритмика» направлено на творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Результаты изучения:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
· Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· Проявление положительных качеств личности и управления своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
· Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· Оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных
учебных действий:
- Обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий ритмикой;
- Организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- Планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
- Видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
- Оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
Предметными результатами является сформированность следующих умений.
· Планирование занятий ритмики в режиме дня;
· Представления ритмики как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
· Бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение техники безопасности к местам проведения;
· Объяснение в доступной форме правил выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправления их;
· Нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
· Выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами. В различных условиях.
Формы и методы проведения занятий:
Форма организации деятельности – групповая.
Методы - игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
Программа “Ритмика” модифицированная, художественной направленности, разработана на основе программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е. И. Мошковой.
Объём курса 72 ч из расчета 1 ч. в неделю. Рассчитана на 1 год обучения. Для обучающихся 6,5 – 10 лет.
Программа объединения «Ритмика» предполагает обучение детей начальной школы. Программа каждого последующего года обучения опирается на предыдущие с добавлением новых знаний и способов деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Результат | Критерии |
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты: уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка; чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения; уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4; отмечать в движении сильную долю такта; уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений. | Стремления и попытки использования элементов музыкальной грамотности в основном учебно-воспитательном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. |
2. Танцевальная азбука: знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца; усвоить правила постановки корпуса; уметь исполнять основные упражнения на середине зала; знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений. | Понимание танцевальных терминов, усвоение танцевальной азбуки. |
3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно). В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях. | Исполнение разных видов танцев. |
4. Творческая деятельность: раскрытие творческих способностей; развитие организованности и самостоятельности; иметь представления о танцах. | Положительная динамика детского отношения к творческой деятельности и росту успешности. Изменение характера познавательно-творческой деятельности в сторону повышения степени самостоятельности. |
Учебно-тематический план программы «Ритмика».
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе на: | Кол-во часов на сам. Работу | |
теорию | практику | ||||
1. | Вводное занятие. ТБ. | 0,5 | 0,5 | ||
2. | Разучивание поклона и элементов разминки. | - | |||
3. | Элементы музыкальной грамоты | ||||
4. | «Танцевальная азбука» | ||||
5. | Упражнения на развитие гибкости. | - | |||
6. | Общеразвивающие упражнения. | - | |||
7. | «Танец. Разновидности стилей» | ||||
8. | «Беседы по хореографическому искусству» | - | |||
9. | Творческая деятельность | - | |||
10. | Понятие расположения на сцене и рисунка в танце. | ||||
11. | Изучение элементов танца. | - | |||
12. | Постановка танца. | - | |||
Итого: | 6.5 | 65.5 |
Содержание программы
№ | Тема | Результат | УУД |
Введение. Что такое ритмика. Правила ТБ. | Осознать значение ритмики для здоровья. | Самоопределение: для чего мне нужно заниматься ритмикой. | |
Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса, разминка | Знать танцевальные правила и порядок разминки. | Развитие организационных умений. | |
3-4 | Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). | Уметь ритмично исполнять различные мелодии. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. | Уметь ориентироваться в пространстве. | ||
6-7 | Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс. | Знать позу исполнителя. | Умение расположить к себе. Умение правильно держать осанку при координации движения. |
8-9 | Танцы народов РФ, их особенности и костюмы. | Уметь распознавать танцы народов РФ. | Проявление интереса к истории народного творчества. |
Разновидности стилей танца, их особенности и костюмы | Уметь распознавать разные стили танца. | Проявление интереса к истории танца и стилистике. | |
Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. | Знать основные упражнения для рук в форме танцевальной зарядки. | Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития мелкой моторики, пластичности, общего развития. | |
12-13 | Ритмическая схема. Ритмическая игра. | Уметь составлять небольшие танцевальные комбинации. | Умение организовать работу и выполнять инструкцию. |
Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). | Знать упражнения с предметом. | Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения, для развития пластичности, общего развития. | |
Простейшие танцевальные элементы в форме игры. | Знать танцевальные элементы в форме игры. Составление простейших танцевальных элементов. | ||
Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима. | Знать понятие пантомима. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. | |
17-18 | Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. | Уметь пластично и мягко двигаться под музыку. | Умение правильно держать осанку при координации движения. |
19-20 | Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения. | Уметь правильно держать осанку при координации движения. | |
21-23 | Разучивание комбинации движений на координацию рук и ног. | Уметь правильно исполнять комбинацию движений на координацию. | |
24-25 | Отработка выученной комбинации. | Уметь синхронно и без подсказок исполнять выученную комбинацию движений. | Умение работать в команде как одно целое. |
26-28 | Разучивание движений на изоляцию рук, ног, головы. | Уметь изолировать один участок тела от всего корпуса. | Умение переключать внимание с одного участка тела на другой. |
29-31 | Комбинация на изоляцию верхней части корпуса. | Уметь изолировать верхнюю половину корпуса. | Развитие пластичности корпуса. |
Упражнения для профилактики плоскостопия. | Знать основные упражнения профилактики плоскостопия. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. | |
Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. | Уметь правильно дышать, следить за осанкой. | Развитие организационных умений, связанных с самостоятельным выполнением упражнения для укрепления здоровья. | |
Упражнения для суставов. Разминка «Буратино». | Уметь проводить небольшую профилактику для суставов. | ||
Упражнения на расслабление мышц. | Знать упражнения для расслабления мышц. | ||
Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри». | Знать различные игры, связанные с этюдной работой. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. | |
Музыкальные, танцевальные темпы. | Уметь определять медленный, быстрый, умеренный темп. | Умение слышать музыку, определять ритм. | |
38-40 | Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница». | Знать новые танцевальные элементы. | Умение применить полученные знания в творческой деятельности. |
Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. | Уметь определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движения. | Умение слышать музыку, определять ритм. Умение применять полученные знания для создания танцевальных образов. | |
43-46 | Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы. | Знать основные выразительные средствами музыки и танца. | Осознание выразительных средств музыки и танца для передачи настроения. |
Правила танцевального этикета. | Знать основные правила танцевального этикета. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. | |
48-50 | Аэробика. | Уметь выполнять комплекс упражнений. | Развитие организационных умений, связанных с самостоятельным выполнением упражнения для укрепления здоровья. |
51-55 | Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце. | Уметь определять музыкальные понятия. | Иметь представление о музыкальных понятиях. |
56-57 | Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. | Уметь распознавать виды музыки на слух. | Осознание необходимости развития музыкального слуха для творческой деятельности. |
Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. | Уметь распознавать ритмический рисунок. | ||
59-61 | Ритмические упражнения. | Уметь ритмично исполнять различные упражнения. | |
62-66 | Гимнастика Parter. | Уметь выполнять партерную гимнастику. | Умение договариваться, уважительно относиться к партнеру. |
67-72 | Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка. | Уметь выполнять основные фигуры в танце. | Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. |
Уровни воспитательных результатов
Проектная деятельность | Воспитательные результаты | ||
Приобретение обучающимися социальных знаний (1 уровень) | Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) | |
Воспитание художественно-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его танцевальных и музыкальных способностей в процессе саморазвития. | -первоначальные знания, умения и навыки, необходимые в художественно-творческой деятельности; - первоначальные навыки творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | - первоначальный опыт организации самостоятельной творческой деятельности; - первоначальный опыт участия в коллективных мероприятиях (умения выражать себя в различных доступных для ребёнка видах творческой деятельности) | - мотивация к самореализации в самостоятельном творческом поиске; - личный опыт участия в художественных, оздоровительных и социально-образовательных проектах обучающихся в окружающем социуме. |