Обнаружен почти христианин




Мэтью Мид

 

Предисловие

 

Книга «Обнаружен почти христианин» — это редкое сокровище. Она раскрывает силу и жар пуританской духовности так ярко, как никакая другая работа, известная мне. Она содержит мощную идею, которую люди стремятся услышать, но в этом веке дешёвой благодати и неглубокого обращения, практически, никогда не слышат.

Если вам удалось достать эту книгу, возможно, у вас возникнет искушение сразу же отнести её к разряду анахронизмов, вещей кардинально устаревших. Словарный состав — классически пуританский. Даже само выражение «Обнаружен почти христианин» звучит несколько причудливо. И это неудивительно. Мы живём в такое время, когда многое из того, что звучит в виде евангельской проповеди, в действительности воспитывает поверхностность.

Даже если язык книги покажется вам устаревшим, знайте, что её содержание — не таково. Вызов, который бросает Мэтью Мид неискренним верующим, сейчас так же актуален, как и тогда, когда он писал свою работу в 1661 году. Эта книга представляет собой не просто предмет старины, она — необходимое средство борьбы с поверхностностью и легкомыслием, которые характеризуют современное христианство. Она резко противостоит современной тенденции принимать как брата или сестру по вере любого, кто называет имя Христа. Это звучит тревожно, хотя, однако, немногие осмеливаются хотя бы прошептать об этой тревоге.

Фактически, книга «Обнаружен почти христианин» приводит ошеломляющие доказательства того, как далеко ушла современная церковь от своего первоначального наследия. Христиане двадцатого века, свыкшиеся с принятием похоти, мирского и компромиссов, как части нормального христианского опыта, конечно же, будут шокированы предупреждениями Мида. Мы не привыкли слышать правду в такой прямой и последовательной форме. Мэтью Мид не был дипломатом. Он — настоящий проповедник, который говорит с пророческой точностью.

Будьте осторожны: это — не бальзам для эмоций; это — пища для души. Люди, ищущие очередной успокаивающий курс обучения, не будут удовлетворены этой книгой. Пришедшие ко Христу только для того, чтобы получать блага от Него, не найдут ободрения здесь. И наоборот, истинные верующие, которые желают углубить свои отношения с Ним, пусть даже имеющие проблемы, но борющиеся с ними, открытые к порицанию и наставлению, найдут достаточно пищи на этих страницах.

В Мэтью Миде я обнаружил родственный дух. Хотя он служил более трёхсот лет назад, я чувствую, как будто знаю его. Я понимаю чувствования, двигавшие им; у меня те же чувства. Я разделяю его разочарование в тех людях, которые исповедуют, что знают Христа, но остаются равнодушными или апатичными к духовным вопросам (см. Титу 1:16). Я чувствую его рвение к истине, сдерживаемое только страхом, рожденным от осознания того, что это вопросы вечной важности, и кто-то может неверно понимать их.

Чтобы быть уверенным в том, что никто не запутается, Мид выбрал уникальную форму презентации. Как юрист, разбирающий дело, он приводит почти христианина на суд. Пункт за пунктом, ясно и чётко, как первоклассный прокурор, Мид, раскрывает вину тех, кто только на словах служит Христу, кто не повинуется Ему. Аргументы Мида сокрушают и, в конце концов, приговор ясен: почти христианин осуждён.

Так же, кстати, и все мы. Только самый чёрствый читатель не почувствует хотя бы некоторую степень приговора. Мид очень тщательно разбирает это дело. Его разоблачение почти христианина срывает покрывало с искусных форм лицемерия, которые таятся в сердце каждого из нас.

Мид осознавал, что слабые и борющиеся с проблемами христиане прочтут его слова и спросят, как простодушные ученики в горнице: «Не я ли это?» Но он явно боялся, что некоторые слабые верующие могут быть задеты и смущены его обвинениями. «Евангелие говорит это не для того, чтобы ранить верующих, — пишет он, — но чтобы разбудить грешников и номинальных верующих». Мид признавал строгость этой темы, проявляя определённое опасение. Он хотел, чтобы его работа «трости надломленной не переломила, и льна курящегося не угасила».

И, все-таки, самое большое опасение касалось тех некоторых лжехристиан, которые могли найти утешение в обетованиях и поддержке Евангелия. Выбирая между утешением лжеверующих и огорчением тех, кто слаб, Мид верил, что последнее предпочтительнее. Он понимал ценность самоанализа, упражнения, которое современные психологи-евангелисты, по-видимому, вообще решили отбросить.

Самоанализ — понятие библейское. Апостол Павел писал: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Коринфянам 13:5).

Это и является темой данной книги. Не читайте её, если вы не желаете подвергнуть себя самой тщательной ревизии.

Если вы, всё же, решили прочитать её, то подходите к этому молитвенно и добросовестно. Вы находитесь в начале самого творческого духовного путешествия, в которое поведёт вас эта книга.

 

Джон МакАртур

 

К собранию

 

Собранию церкви Святой Гробницы, слушателям этих проповедей: благодать и мир да приумножатся.

Возлюбленные, значение провидения, которое призвало меня использовать мой талант среди вас, будет лучше всего воспринято и понято по влиянию, которое оно оказало на ваши души. Естественное увеличение благодати и святости в сердце и жизни может только доказать, что оно было по милости. Если это не плод Слова, тогда это становится судом. Слово Божье шагает вместе с жизнью и смертью, спасением или осуждением на вечные муки и приносит либо то, либо другое в каждую душу, которая слышит Его. Ради мира этого я бы не стал делать так (если бы в моей власти было выбирать), чтобы мои усилия, которые должны были быть направлены на поддержание ваших бессмертных душ для славы вечности и для достижения вашего мира сейчас, служили смерти и осуждению в великий день Иисуса Христа. И, всё-таки, Бог знает, что это обычный результат самых простых и сильных проповедей Евангелия. «Вода из святилища» не всегда исцеляет там, куда она попадает, ибо существуют «болота его и лужи его, которые...будут оставлены для соли» (Изекииля 47:11). Это же самое слово в другом месте Писания переведено как «солончатую»: Он превращает «землю плодородную в солончатую» (Псалом 106:34), так что приговор, вынесенный этим болотам и лужам, состоит в том, что проклятие земли «солоичатой» будет над ними, несмотря на то, что «вода для них течёт из святилища».

Можно с уверенностью сказать, что Евангелие, так же как и закон, убивает; или как сказано в Послании Иуды о тех деревьях: «Дважды умершие, исторгнутые» (1:12). Да, то, что само по себе является величайшей милостью, из-за вмешательства человеческих похотей и действенности этого проклятого греха неверия превращается в великое осуждение так же, как из самого дорогого и самого благородного вина получается самый едкий уксус. Сам наш Господь Христос — избранная милость, с помощью которой Бог в Своей сущности мог благословить весь погибающий мир; Чей приход, когда Он Сам принёс свидетельство, был поручением вечной жизни и блаженства погибшим и проклятым сынам Адама; и, всё же, существовало очень много людей, для которых Он был «камнем преткновения и скалою соблазна»; «петлею и сетью» был он также и для обоих домов Израилевых — единственного на то время народа, исповедующего Бога в мире! А не является ли Он камнем преткновения в служении Евангелия для многих верующих и сегодня, камнем, из-за которого они падают и разбиваются? Когда Он говорил: «И блажен, кто не соблазнится о Мне», то просто предполагал, что большинство людей могут соблазниться как о Его личности, так и об учении.

Замысел Христа и Евангелия не были таковыми, но происходит именно так, чтобы пройти через развращённость людских сердец, так как они выдают свой свет за свет Христа и выступают против той жизни и благодати, за которую Господь Иисус, Своей Кровью, так дорого заплатил и которая через проповедь Евангелия так свободно предлагается; намеренный отказ от Евангелия удвоит наше осуждение, а принятие его обезопасит наше вечное спасение.

О, подумайте, это одна из наиболее серьёзных проблем: как мы ведём себя, веря в Евангелие, и с какими желаниями и расположением сердца принимается время благодати для души. Примите это во внимание, чтобы оценить, ближе ли мы к небесам или к аду, ко спасению или к погибели в каждом таинстве, в котором участвуем. Не хвалитесь поэтому привилегиями, которыми наслаждаетесь, игнорируя важные обязанности, исполнение которых от вас требуется. Помните случай с Капернаумом и трепещите. Многие попадают в ад воротами рая; среди них больше тех, кто провозглашает Христа формально, чем тех, кто действительно близок ко Христу.

Возлюбленные, я знаю, что проповедь Евангелия обратила вас к провозглашению; но я боюсь, что только немногие из вас приведены ею к истинной близости с Господом Христом для спасения. Я умоляю вас терпеливо отнестись к моей ревности, ибо она — плод нежной любви к вашим бесценным душам. Большинство людей, по их собственному мнению, являются хорошими христианами, но вы знаете, что закон не позволяет никому быть свидетелем по своему собственному делу, потому что привязанности обычно хитрее сознания, и себялюбие обманывает истину в пользу своих собственных интересов.

Сердце человеческое — самый великий самозванец и обманщик в мире. Сам Бог утверждает это: «Лукаво сердце человеческое более всего» (Иеремии 17:9). О некоторых из обманов вы прочтёте в этом трактате, который покажет вам, что всякая благодать имеет противника, и что там, где нет искреннего обращения, может быть самое высокое исповедание.

Цель этого трактата — не сломать надломленный тростник, не угасить лён курящийся; не смутить слабого верующего, но разбудить номинальных христиан. Я не опечалю сердец тех, кого Бог не хочет опечалить; хотя тяжело раскрывать опасное состояние и положение лицемеров-исповедников, чтобы слабый христианин не подумал, что здесь пишется о нём. И поэтому, когда я проповедовал об искренности, в поддержку и ободрение таких людей, я думал напечатать свою проповедь вместе с этой работой. Но кто может быть хозяином своих целей? То есть, Господь на каждый день приготовил мне такое большое количество планов, что ваше доброе принятие данного труда сделает меня за это должником.

Посвящение этого трактата принадлежит вам по двум причинам: трактат не был бы написан, если бы любовь к душам вашим не была тому причиной, и вероятность того, что всё это будет напечатано, была бы меньше, если бы ваше настоятельное желание не способствовало этому. И поэтому, как бы этот труд ни воспринимался в мире, я, всё же, надеюсь, что вы по доброму примете его.

 

Мэтью Мид

 

К читателю

 

Дорогой читатель, я знаю, как привычно людям подниматься на общественную сцену с вышеуказанными извинениями за слабость и недостойность своих трудов, что является доказательством того, что их желания (либо ради выгоды других, либо ради собственной выгоды, или и того, и другого) простираются дальше границ их возможностей, и они сильно желают вверить себя критической оценке мира в лучшем виде, чем обычная моральная неустойчивость может позволить это. Что касается меня, я могу честно сказать вместе с Гедеоном: «Вот, и племя моё в колене Манассиином самое бедное», и мой талант самый маленький, «и я в доме отца моего младший»; и поэтому, это появление на публике не является результатом моего собственного выбора, который касался бы другой темы, а не той, о которой я говорю сейчас. В некотором смысле, тема моего выбора была бы более обязанная миру или более подходящая для общего восприятия. Я не имею большого желания писать эту книгу, ибо не чувствую достаточно сил в тех вопросах, которые волнуют нас здесь, но если бы я не написал эту книгу, то это было бы не лучше, чем «сеяние в плоть», и урожай такового посева будет «в тлении».

В этой работе вам предлагаются самые грустные размышления, которые только можно представить, а именно: о том, как далеко человек может пройти путь в исповедании религии* (Здесь и дальше слова «религия» и «религиозный» используются в значении «вера» и «верующий» (прим. перев.)) и, всё же, после всего этого, не получить спасения; как много он может пробежать и, всё же, бежать не настолько быстро, чтобы достигнуть. Это, по-моему, грустно, но не столько грустно, сколько истинно; ибо Сам Господь Христос ясно подтверждает это: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Луки 13:24).

Моя цель и намерение состоят в том, чтобы разбудить формальных, спящих исповедников и обнаружить скрытых лицемеров. Но я боюсь, что слабые верующие будут обескуражены этим. Трудно показать, как низко дитя Божье может впасть в грех и, всё же, иметь истинную благодать, даже не предполагая этого. И точно так же трудно показать, как высоко может подняться лицемер в исповедании и не иметь благодати, вследствие чего он может потерять надежду. Я очень старался избежать этого, показывая, что, хотя человек иногда и продвигается так далеко, он, всё же, останется только почти христианином, другой же человек может пасть, но несмотря ни на что, будет истинным христианином. Поэтому, не судите о вашем состоянии лишь по одной черте лжеисповедника, которую вы обнаружите в себе, но прочитайте всё и только потом делайте вывод; ибо я был очень осторожен, чтобы не выбросить собакам хлеб, предназначенный детям, а также, чтобы не использовать кнут для собак против детей, дабы не напугать их.

Однако, я хотел бы, чтобы эта книга попала в руки только тех, кого она, главным образом, касается, кто, имея имя, которое даёт жизнь, всё же, мёртв, будучи занят формой благочестия, при этом совершенно не зная его силы. Именно эти темы рассматриваются в данном трактате, и пусть Господь благословит эту книгу Своим благословением, куда бы она ни попала, дабы она могла стать пробуждающим словом для всех, и особенно для того поколения распутных исповедников, которыми преизобилует этот мир; которые, если и продолжают ходить в церковь, преклоняют колени, произносят несколько молитв и когда всё хорошо, принимают участие в таинствах — думают, что сделали достаточно, чтобы попасть на небеса и, вследствие этого, оценивают своё состояние как безопасное; они уверены в своём спасении, хотя в сердцах их находится ад грехов и на их устах яд аспидов; разум их плотский и не обращённый, и разговоры непристойные и неосвящённые. Если же жизнь вечную так легко приобрести и если она стоит так дёшево, то почему Господь Христос говорит: «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их»? (Матфея 7:14). И зачем нужно было апостолу приводить нас в недоумение таким «ненужным» предписанием прилагать усилия, чтобы быть уверенными в своём призвании и избрании? Конечно же, спасение — не такое уж лёгкое дело, как многие представляют его; и вы ясно увидите это в дальнейшем рассуждении.

 

Пять важных обязанностей

 

Я недостаточно обширно осветил вопрос применения, поэтому позвольте мне представить пять важных обязанностей.

1. Будьте осторожны, не успокаивайтесь лишь в форме благочестия, как если бы сами обязанности (ex opere operato) могли даровать благодать. Безжизненная формальность всё больше и больше ценится в мире, как «часть каба голубиного помёта» (4 Царств 6:25) продавался в голодающей Самарии по очень высокой цене. Увы! Исповедание благочестия — это всего лишь песчаное основание, чтобы строить на нём надежду бессмертной души для вечности. Помните, Господь Иисус Христос назвал безрассудным строителем того, кто основал свой дом на песке, и грустное событие доказало, что он был именно таковым «и он упал, и было падение его великое». Поэтому положите своё основание верою на скале Иисусе Христе; смотрите на Христа через всё и полагайтесь на Христа во всём.

2. Трудитесь, чтобы увидеть совершенство в силе благочестия и красоту в жизни Христа. Если средства благодати имеют миловидность, то, конечно же, сама благодать имеет гораздо больше; ибо высокие качества средств заключаются в том, что они подходят и полезны до конца. Форма же благочестия не имеет этих ценных качеств в самой себе, если она не назидает и не становится полезной для души в силе и практике благочестия. Жизнь святости является единственной совершенной жизнью; это жизнь святых и ангелов на небесах; более того, это жизнь Самого Бога. Как великим доказательством низости и распутства греха является то, что грешники стремятся спрятать его, так и великим доказательством совершенства благочестия является то, что многие претендуют на него. Сам лицемер поддерживает идею религии, хотя лицемер хуже всего выглядит именно тогда, когда он стремится преподнести себя в лучшем свете.

3. Смотрите на грядущие события, как на самую великую реальность; ибо если во что-то не веришь, то это влияет на желания*(Это слово также переводится как «привязанность сердца» (прим. перев.))больше, как если бы оно вообще не существовало. И это является самой великой причиной, почему большинство людей позволяют своим желаниям идти за миром, ставя творение на место Бога в своём сердце.

Большинство людей оценивают реальность вещей по тому, что они видят и что могут ощутить своими чувствами; и поэтому выбор того никуда не годного Кардинала**(Под Кардиналом может пониматься либо плоть, либо автор имеет ввиду какого-то литературного героя (прим. перев.)) становится их выбором; Кардинал не оставит свою часть в Париже, чтобы получить часть в небесах. Конечно же, каким бы ни был его интерес в первой части, он мало заинтересован в последней. Алчность с таким же успехом может быть названа идолопоклонством, когда она выбирает мир своим богом.

О, представьте себе, что вечность — это не мечта! Ад и черви, которые не умирают, — это не тщеславный образ! Небеса — не вымышленный элизий. Это величайшая реальность, которую можно только представить в этих вещах. Хотя они духовны и не поддаются восприятию чувствами, всё же, они реальны и воспринимаются верой. Смотрите поэтому «не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Коринфянам 4:18).

4. Установите высокую цену вашей душе. Мы легко расстаёмся с тем, что мы с лёгкостью хвалим. Многие люди продают свою душу по цене, которую назначил нечестивый Исав за своё первородство — «одну снедь»; более того, они продают свою душу «за то, что» в смысле Духа Святого — «не хлеб». О, считайте душу свою самой дорогой и бесценной драгоценностью в мире! Это самый прекрасный кусочек Божьего творения в целом мире! Это то, что несёт образ Божий, и то, что было куплено Кровью Сына Божьего. Разве мы не должны установить цену ей, считать её драгоценной?

Апостол Пётр говорит о трёх драгоценных вещах:

1. Драгоценном Христе.

2. Драгоценных обетованиях.

3. Драгоценной вере.

Итак, драгоценность всего вышеперечисленного заключается в его полезности для души. Христос драгоценен, будучи Искупителем драгоценных душ. Обетования драгоценны, так как говорят о драгоценном Христе для драгоценных душ. Вера драгоценна, потому что сближает драгоценные души с драгоценным Христом, так как о Нём говорится в драгоценных обетованиях. Но будьте осторожны, чтобы не переоценить что-то другое и не недооценить ваши души. Следует ли любить свою плоть и пренебрегать своей душой? Будете ли вы одевать и нежить своё тело, при этом не заботясь о своей душе? Тогда это подобно человеку, который должен накормить свою собаку и заставить голодать своё дитя. «Пища для чрева, и чрево для нищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1 Коринфянам 6:13). О, не допускайте того, чтобы эта нетвёрдая и погибающая оболочка занимала всё ваше время и заботу, как будто жизнь и спасение вашей души не стоят и немногих усилий!

5. Размышляйте много о строгости и неожиданности судного дня, через который вы и я должны пройти в вечное состояние; в который Бог, беспристрастный Судья, потребует от нас отчёт обо всех талантах и обо всём, что Он доверил нам. Мы должны будем отчитаться за время: как мы проводили его; за имущество: как мы использовали его; за силу: как мы распределяли её; за времена печали и удачи: как мы вели себя тогда; за отношения, в которых мы находились здесь: как мы строили их; за времена и средства благодати: как они береглись. И посмотрите: что мы сеяли здесь, то и пожнём там.

Читатель, эти вещи заслуживают самого большого внимания, хотя большинство людей меньше всего думает о них. Поразмыслите над тем, что такое дух атеизма (если мы можем судить о дереве по его плодам и о принципе по практике), которым заполнены сердца большинства людей: они живут так, словно не нужно служить Богу, искать Христа, умерщвлять плоть, отвергать себя, верить Писанию, помнить о судном дне, бояться ада, желать небес, ценить душу; они отдают себя ещё худшим вещам, чем животное сладострастие, — они «делают всякую нечистоту с ненасытимостью», живя в мире без Бога! Одной мысли об этом достаточно для того, чтобы разбить наше сердце, если бы мы имели, по крайней мере, святой нрав Давида, который видел грех и горевал, потому что люди не соблюдали Божьи законы.

Предотвращение и исправление этого уничтожающего душу дурного нрава не является единственной причиной написания этого трактата, который вы сейчас держите в руках. Хотя главная добродетель этого рецепта заключается в его чудесной пользе: способности смягчать и лечить разрастающееся высокомерие лицемеров, трактат может послужить также с Божьим благословением как пластырь для чумной болячки неосвящённости, если его приложить вовремя с серьезными размышлениями и если внимательно следить за ним постоянными молитвами.

Читатель, не ожидай найти здесь ничего любопытного или причудливого, ибо тогда получится, что я обману тебя; но если у тебя есть критерий для оценки собственного состояния, возможно, это поможет тебе. Если ты либо не знаешь ничего об исповедании, либо являешься лицемером, который прикрывается исповеданием, тогда читай и трепещи; ибо ты — человек, о котором говорится здесь.

Но если Царство Божье пришло в силе в твою душу, если Христос запечатлён в тебе, если сердце праведно и искренне пред Богом, тогда читай и радуйся.

Я боюсь, что преступил границы послания. Всемогущий Бог, прерогатива Которого учить, извлекать пользу из устной или письменной речи, благослови этот труд, чтобы он был для читателя как облако дождя для сухой земли, роняющее капли на его душу; чтобы шерсть овечки оросилась небесной росой, дабы овечка могла «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа», в Котором я — ваш друг и слуга.

 

Мэтью Muд, Лондон, октябрь, 1661.

 

Введение

 

В главе 26 Деяний Апостолов рассматриваются объяснения Павла и его защитная речь как подсудимого. Павел защищает себя перед «слепыми» иудеями, которые так злобно обвиняли его перед Агриппой, Фестом, Вереником и советом. В своей защите он акцептирует внимание, в основном, на трёх моментах:

1. образ его жизни до обращения;

2. образ его обращения;

3. образ его жизни после обращения.

О своей жизни до обращения Павел рассказывает в Деяниях 26:4-13. О том, как Бог работал над ним, чтобы обратить, он говорит в Деяниях 26:13-18. А о своей жизни после обращения Павел повествует в Деяниях 26:19-23. До обращения Павел был фарисеем. Его обращение произошло удивительным образом. Его жизнь после обращения была замечательной.

До обращения Павел преследовал Евангелие, которое проповедовали другие; после обращения он сам стал проповедовать Евангелие, которое прежде преследовал.

Когда он был гонителем Евангелия, иудеи любили его; но теперь, когда, по милости Божьей, он сам стал проповедником Евангелия, иудеи возненавидели его и желали его убить.

Когда он был против Христа, многие были за него; но теперь, когда он стал за Христа, все повернулись против него. Тот факт, что он был врагом Иисуса, приобретал для него друзей; но когда Павел пришёл к познанию Иисуса, друзья стали врагами. Самое главное обвинение, которое они выдвинули против Павла, заключалось в том, что из великого противника Христа он стал Его великим последователем. Бог изменил его, и это приводило их в ярость — как будто они стали хуже из-за того, что Бог сделал его лучше. Бог благодатью Своей работал над ним, и, по-видимому, они завидовали ему из-за этой благодати Божьей. Он не говорил о государственной измене, не призывал к восстанию; единственное, что он проповедовал — это покаяние, веру во Христа и воскресение. Поэтому в нём и «усомнились»

Краткая защитная речь Павла, а также его заявления, изложенные в 26 главе Деяний Апостолов, по-разному повлияли на судей.

Фест, вероятно, осудил Павла (стих 24). Агриппа, кажется, был убеждён Павлом (стих 28). Все остальные судьи, по-видимому, оправдали его (стихи 30-31). Фест считал, что Павел вне себя. Агриппа был почти убеждён сделаться таким же, как и Павел.

Фест считал его сумасшедшим, так как не понимал учения о Христе и воскресении: «Большая учёность доводит тебя до сумасшествия». Агриппа находился под таким сильным влиянием защитной речи Павла, что сам был почти готов принять его принцип. Павел настолько эффективно выступил в защиту своей религии, что Агриппа, похоже, был близок к обращению: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться христианином».

«Не много». (В английском переводе Библии «почти» (прим. перев.)). Среди людей сведущих эти слова вызывают некоторые споры. Я не буду обременять вас различными мнениями о них, например, высказанными Валлом, Симплицием, Безе, Эразмом и другими. Я беру слова в том виде, в каком мы читаем их, и они показывают, как сильно подействовали слова, какую силу оказали убеждения Павла на сознание Агриппы. И хотя он не обратился, всё-таки он не мог не убедиться; сознание его было задето, хотя сердце так и не обновилось.

ПРИМЕЧАНИЕ. Действительно, это так: религии присущи элементы, содержащие сами в себе доказательства, которые доходят даже до сознания нечестивых людей.

«Не убеждаешь меня». Это — еврейское слово, оно выражает и suadere и persuadere: либо использовать аргументы, чтобы одержать победу, либо одержать победу с помощью используемых доказательств. Здесь оно используется в последнем значении, дабы показать, что Павел оказал на Агриппу такое влияние, что тот практически исповедал христианство: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться христианином».

«Христианин». Надеюсь, что нет необходимости рассказывать вам, кто такие христиане, хотя я убеждён, что существует много людей, которые называются христианами и не знают, кто такие христиане; или, если и знают, то не понимают, что значит быть христианином. Христианин — это ученик Иисуса Христа, тот, кто верует в Христа и следует за Ним. Как те, кто являются сторонниками доктрин Арминия, называются арминианцами, а те, кто следует доктринам Лютера, называются лютеранами, так и те, кто являются сторонниками и последователями доктрин Иисуса Христа, называются христианами.

Это слово используется как более широко, так и более строго. Более широко, так как все, кто исповедуют Христа, пришедшего во плоти, называются христианами в противоположность язычникам, которые не знают Христа; в противоположность бедным слепым иудеям, которые не имеют Христа, и магометанам, которые предпочитают Магомета Христу. Но здесь, в Писании, это слово имеет более строгое и узкое значение. Оно используется для обозначения только истинных учеников и последователей Христа. «Ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (Деяния 11:26). «А если [пострадал] как христианин, то не стыдись», — так написано о тех, кто являются членами Тела Христова или учениками Христа (1 Петра 4:16). В данном тексте также упомянуто: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться христианином».

Это слово используется в Новом Завете только в этих трёх местах, и в каждом из них оно имеет то значение, о котором мы говорили выше.

Итальянцы используют слово христианин с отрицательным значением, как упрёк, и обычно злоупотребляют им для обозначения дурака. Но если, как сказал апостол, проповедь Христа — безумие для мира, то неудивительно, что ученики Христа тоже являются для мира безумцами. И это истинно так, если рассудить здраво, кем они есть, так как благочестие — тайна. Кто хочет жить, должен умереть; кто хочет быть насыщенным, должен быть голодным; кто хочет быть найденным, должен потеряться; кто хочет иметь всё, не должен иметь ничего; кто хочет увидеть свет, должен быть слепым; кто хочет быть искупленным, должен быть осуждённым; так же и тот, кто хочет быть христианином, должен быть безумным: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым». Истинный христианин — безумец для мира, но достаточно мудрый для спасения.

Я кратко объяснил вам смысл и значение слов. Текст не требует деления, и всё же жаль, что слово «почти» не должно отделяться от слова «христианин». В таком делении, конечно же, немного пользы (так как в тексте они связаны), пока я не могу разделить их в вашем сердце. Это было бы благословенное деление, если бы возможно было отделить слово «почти» от слова «христианин», чтобы вы могли быть не только propemodum, но и admodum: не только почти, но и совсем христианами. (Далее в тексте мы используем вместо фразы «совсем христианин» фразу «истинный христианин» (прим. перев.)). Это Божье дело — влиять на данный процесс, но наша обязанность — стремиться к цели. О, да поможет мне Бог справиться с этой темой, чтобы и вы в заключение могли сказать: «Ты убедил меня стать не почти, но совсем христианином!» Примечание, которое я хотел бы представить для рассмотрения, следующее:

ДОКТРИНА. В мире живёт очень много людей, которые являются почти — и всё же только почти христианами.

Многие находятся рядом с небесами и, всё же, никогда не приближаются ближе. Многие достигли некоторой доли спасения, но никогда не насладятся полным спасением. Они находятся в поле зрения небес, и, всё же, они никогда не увидят Бога.

В Священном Писании есть два грустных выражения, которые я не могу не упомянуть здесь. Первое говорит об истинно праведном человеке. Второе — о том, кто кажется праведным.

Об истинно праведном сказано, что он будет «едва спасён»; а о том, кто кажется праведным, - что он будет «почти спасён»: «Недалеко ты от Царствия Божия» (Марка 12:34).

Праведный будет «едва» спасён, то есть, через большие трудности. Он дойдёт до небес, пройдя через многие страхи ада. Лицемер будет спасён «почти», то есть, он отправится в ад, имея искренние надежды попасть на небеса.

В результате этих очень серьёзных размышлений возникает две мысли. Первая: как часто верующий может ошибаться и как низко он может падать, и, тем не менее, иметь истинную благодать. Вторая: насколько близко может приблизиться лицемер до небес — как высоко он может добраться — и, всё же, не иметь благодати.

Святой может быть брошен почти до самого ада и, всё же, он никогда не отправится туда, а лицемер может быть вознесён почти до самых небес и, всё же, никогда не попадёт туда. Святой может почти погибнуть и, всё же, спастись в вечности; лицемер же может почти спастись и, всё же, в итоге погибнуть. Ибо святой и в худшем случае — истинно верующий, а лицемер и в самом лучшем положении — грешник.

 

Три вещи, которые помогут слабым верующим

 

До того, как я перейду к разбору самой доктрины, я должен высказать три вещи, которые могут быть очень полезны для укрепления слабых верующих, чтобы они не были обескуражены и не пошатнулись из-за этого учения.

1. В этом учении нет ничего, что было бы камнем преткновения или что могло бы привести в уныние слабых христиан. Евангелие говорит об этих темах не раненым верующим, но пробудившимся грешникам и номинальным верующим.

Как не существует никого более нерасположенного к применению обетований и утешений Евангелия к себе, чем слабые христиане, для которых они и даны, так и нет никого, кто был бы более готов применить угрозы и самые суровые вещи к себе, чем те, для которых это никогда и не предназначалось. Как ученики Христа, когда Христос сказал им: «Один из вас предаст Меня», так и те, кто были невинны, подозревали себя, и поэтому спрашивали: «Не я ли, Господи?» Так слабые христиане, когда слышат упрёки в адрес грешников, или как обличают лицемеров в их словах, немедленно спрашивают: «Не я ли?»

Ошибка лицемера заключается в том, что он, подвергаясь различным испытаниям мира, не обращает внимания на них; а ошибка слабого христианина состоит в том, что он делает мрачные выводы из формулировок тех высказываний, которые его вовсе не касаются.

Действительно, великая польза такой теории для всех верующих состоит в следующем.

Чтобы все верующие обратили внимание на своё положение: на каком основании они стоят, и убедились, что основание их надежды заложено так, что они строят не на песке, но на скале.

Такая теория помогает нам ещё больше восхищаться особой любовью Божьей, которая вывела нас на путь вечный, в то время когда так много людей сходят с этого пути. Она дала силы нашей душе прийти к истинному обращению, тогда как много людей недостойно исповедуют Христа.

Эта любовь побуждает нас к исполнению великолепной обязанности — к самоанализу, дабы мы могли быть искренними пред Богом.

Она влечёт нашу душу к ещё большему прилежанию, чтобы та могла не только верить, но и выстоять в вере до самого конца.

Эти обязанности и подобные им делают эту теорию полезной для всех верующих; но нельзя использовать её как камень преткновения на пути к миру и спокойствию.

Цель моей проповеди на эту тему не состоит в том, чтобы огорчить души тех, кого Христос не хочет огорчить. Я бы принёс воды, но не для того, чтобы угасить лён курящийся, но для того, чтобы погасить тот ложный огонь, который зажжён самим грешником. Все дни свои он ходит при свете, но он должен, в конце концов, повергнуться в печаль. Моя цель — понизить горы уверенности грешников, а не ослабить руку веры верующего; разбудить и привести к безопасности грешников, а не обескуражить слабых верующих.

2. Я бы предположил следующее: многие проходят много, очень много, на пути в небеса и, всё же, отпадают; но та душа, которая имеет хотя бы толику истинной благодати, никогда не отпадёт: «Но праведник будет крепко держаться пути своего» (Иова 17:9).

Некоторые могут делать много, считая выполняемую работу своей обязанностью, как я далее покажу, и, всё же, отпасть, но та душа, которая выполняет свои обязанности хотя бы с самой маленькой долей искренности, никогда не погибнет, ибо Он спасает того, «...кто ходит непорочно...в сердце своём» (Псалом 14:2).

Самая маленькая доля истинной благодати спасает точно так же, как и самая большая. Она спасает, только не настолько легко. Самая маленькая доля благодати даёт полную часть в Крови Христа, посредством чего мы очищаемся, и полную часть в силе и власти Христа, посредством чего мы, конечно же, будем сохранены.

Христос сохраняет веру в душе, и вера сохраняет душу во Христе. Так и Бог сохраняет нас Своей властью через веру во спасение.

3. Я бы предположил следующее: подозреваю, что те, кто может слушать такие истины, как эта, без серьёзного размышления и самоанализа, находятся не в лучшем состоянии.

Вы скажете, что человек, который никогда не подсчитывает свои счета и не просматривает свои бухгалтерские книги, близок к банкротству. Так же и я могу думать, что тот человек, который никогда не исследует и не рассматривает своё сердце, является лицемером. Я больше всего сомневаюсь в состоянии такого человека, который вступает на путь исполнения обязанностей без какого-либо беспокойства или сомнения в своём положении.

Когда мы видим больного человека, не способного здраво мыслить, мы делаем вывод, что над ним нависла смерть. Так же и тогда, когда грешники не могут рассуждать о своём духовном состоянии, ясно, что они мертвы в грехе. Знамение вечной смерти нависло над ними. Я хотел бы, чтобы вы помнили то, что я предположил, когда мы будем рассматривать эту тему. А сейчас я расскажу обо всём более детально.

ДОКТРИНА. В мире существует много людей, к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: