Лекция 5 «Характеристика розничной торговли»
Вопросы:
1 - Розничная торговля: понятие, назначение, цели, задачи, виды
2 - Состояние и перспективы развития розничной торговли
3 - Розничная торговая сеть: понятие, виды и их характеристика
4 - Классификация предприятий розничной торговли
Вопрос 1. Розничная торговля: понятие, назначение, цели, задачи, виды
Розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ГОСТ Р 51303–2013).
Основное назначение розничной торговли — услуга, направленная на реализуемые товары и физиологические потребности индивидуальных потребителей.
Главной целью розничной торговли является разработка адекватного в рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителей, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом. Для достижения этой цели необходимо решение определенных задач:
• обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации;
• всемерное обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров;
• формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров;
• восстановление финансового контроля над торговым оборотом на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота;
• укрепление нормативной правовой базы развития торговли.
В зависимости от устройства, особенностей торгового обслуживания покупателей различают следующие формы и виды розничной торговли (ГОСТ Р 51303–2013): торговля по образцам, развозная, разносная, посылочная, электронная, электронная процедура торговли, электронная торговая площадка, интернет-торговля, комиссионная, кооперативная, межрегиональная, бартерная, фирменная, конкурсная, биржевая, торговля с использованием автоматов и ярмарка.
Торговля по образцам — форма розничной торговли, осуществляемая по договору розничной купли-продажи, который заключается на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.
Развозная торговля — форма мелкорозничной торговли, осуществляемая вне стационарной торговой сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.
Развозная торговля включает в себя автофургоны, автоцистерны, автомагазины, магазины-вагоны, магазины-суда и обслуживает покупателей там, где нет возможности создать стационарные торговые предприятия. Имеет большое значение в сельской местности в период интенсивных сельскохозяйственных работ в поле, на линиях железной дороги, речных и морских путях, в районах Крайнего Севера.
Разносная торговля — форма мелкорозничной торговли, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, дома или на улице. К разносной торговле относят торговлю с рук, ручных тележек, через прилавки, из корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров. Ее ведут в местах отдыха, на вокзалах, в поездах, самолетах, на рынках, стадионах.
Посылочная торговля — вид дистанционной торговли, характеризующийся выбором товаров с помощью каталогов и иных информационных источников, в том числе в организациях почтовой связи, и доставкой товаров с использованием посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений.
Электронная торговля — форма торговли, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных процедур.
Электронная процедура торговли — правила и порядок совершения электронных операций, связанных с электронной торговлей.
Электронная торговая площадка — комплекс информационных и технических решений, обеспечивающий взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки.
Интернет-торговля — форма электронной торговли, при которой ознакомление покупателя с товаром и условиями продажи, а также сообщение продавцу о намерении купить товар происходит посредством информационно-коммуникационной сети Интернет.
Комиссионная торговля — форма торговли, осуществляемая на основании заключенных договоров комиссии и других договоров.
Кооперативная торговля — форма торговли, осуществляемая потребительскими обществами и союзами.
Межрегиональная торговля — форма торговли, осуществляемая торговыми организациями, официально зарегистрированными в различных субъектах РФ.
Бартерная торговля — форма торговли, основанная на выполнении товарообменных хозяйственных операций между хозяйствующими субъектами и предусматривающая расчет за реализованные товары в иной, чем в денежной, форме.
Фирменная торговля — форма торговли, характеризующаяся продажей товаров под одним или несколькими товарными знаками на предприятиях торговли, одним из учредителей, которых является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — изготовитель данных товаров.
Конкурсная торговля (торги, тендер) — форма торговли, характеризующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с победителем, предложившим условия, наиболее полно отвечающие требованиям организаторов конкурса (тендера).
Биржевая торговля — форма оптовой торговли, характеризующаяся заключением на биржевых торгах договора купли-продажи в заранее определенном месте и определенное время по установленным биржей правилам.
Торговля с использованием автоматов — форма розничной торговли, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов.
Ярмарка – форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.