Оценка деятельности исполнительных органов власти в управлении финансами (казначейство).




Ниже представлены статистические данные по работе Федерального казначейства в 2003-2005 годах.

В соответствии с федеральным законом “О федеральном бюджете на 2003 год” общий объем финансовой помощи бюджетам других уровней в 2003 году составлял 711,4 млрд. рублей, или 30,3% общих расходов федерального бюджета. Характерной особенностью федерального закона являлось включение в состав финансовой помощи бюджетам других уровней средств, передаваемых государственным внебюджетным фондам, в объеме 416,9 млрд. рублей, что составляет 58,6% общего объема финансовой помощи. Без учета этих средств объем финансовой помощи составлял бы 294,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с утвержденными показателями федерального бюджета на 2002 год на 10,9%, в реальном выражении расходы на оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации снизились на 2,8%. Уменьшилась также доля данных расходов к ВВП на 0,15 процентного пункта.

Основным видом оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации являлись средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее - ФФПР) в объеме 173,2 млрд. рублей, что составляли 65% от общего объема средств, предусмотренных на оказание финансовой помощи (257,1 млрд. рублей).

В федеральном законе размер Фонда компенсаций составляет 47 млрд. рублей (27,1% от общих расходов на финансовую помощь бюджетам других уровней). Финансовая помощь субъектам Российской Федерации на реализацию федеральных программ развития регионов была осуществлена в рамках Фонда регионального развития, размер которого составлял 24,4 млрд. рублей, или 8,3% от общей суммы финансовой помощи бюджетам других уровней (294,5 млрд. рублей без учета средств, передаваемых государственным внебюджетным фондам). В 2003 году было предусмотрено выделение дотаций и субвенций бюджетам закрытых административно-территориальных образований, городов Байконур, Сочи и ряда субъектов Российской Федерации в размере 30,5 млрд. рублей. [10]

В соответствии с федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год” общий объем финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы в 2004 году составлял 810,6 млрд. рублей, или 30,5 % общих расходов федерального бюджета и по сравнению с утвержденным объемом на 2003 год увеличился на 96,0 млрд. рублей, или на 13,4 % в номинальном выражении и на 3,3 % в реальном выражении. Объем финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы без учета средств, передаваемых государственным внебюджетным фондам (499,6 млрд. рублей), составлял в 2004 году 311,0 млрд. рублей и увеличился по сравнению с утвержденными показателями федерального бюджета на 2003 год на 13,3 млрд. рублей, или на 4,5 % в номинальном выражении. В реальном выражении расходы на оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации снизились на 4,8 %. Уменьшилась также на 0,25 процентного пункта доля данных расходов в ВВП.

Основным направлением оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в 2004 году оставались средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее - ФФПР) в объеме 175,8 млрд. рублей, или 14 % от налоговых доходов федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, мобилизованных Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Объем средств ФФПР в 2004 году в реальном выражении снизился на 7,5 % по сравнению с уровнем 2003 года, его удельный вес в общей сумме финансовой помощи бюджетам других уровней в сравнении с 2003 годом уменьшился на 1,7 процентного пункта.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерациииз ФФРП составляли в 2004 году 164,4 млрд. рублей с номинальным ростом на 1,6 % к уровню 2003 года, однако в реальном выражении это ниже, чем было предусмотрено в 2003 году, на 7,4 %.

Субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области были предусмотрены в федеральном законе на уровне 2003 года в сумме 2,6 млрд. рублей, что не учитывало уровень инфляции.

Фонд компенсаций был предусмотрен в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2004 год» в объеме 49,4 млрд. рублей (15,1 % от общих расходов на финансовую помощь субъектам Российской Федерации), чтов реальном выражении на 4,2 % ниже уровня 2003 года.

Финансовая помощь субъектам Российской Федерации на реализацию федеральных программ развития регионов осуществлялась в рамках Фонда регионального развития (далее – ФРР), размер которого в 2004 году предусматривается в объеме 25,1 млрд. рублей (8,2 % от общей суммы финансовой помощи), что в реальном выражении на 8,9 % ниже уровня 2003 года.

Анализ результатов контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой, показал, что общий объем финансовых нарушений, включая нецелевое использование средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, составил 150,7 млрд. рублей, что повлекло за собой ущерб государству в сумме 75,1 млрд. рублей. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 2,3 млрд. рублей. Иные финансовые нарушения составили 73,3 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2005 года возмещено в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации более 34,0 млрд. рублей, из которых возмещено в федеральный бюджет 33,95 млрд. рублей, или 99,8 %. [11]

Необходимо отметить, что начиная с 2001 года наблюдается определенная стабилизация объемов выявляемого нецелевого использования бюджетных средств. Стабилизация произошла в результате введения в действие с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации и перехода кассового исполнения федерального бюджета из банковской системы в систему органов федерального казначейства, а также достаточно эффективных совместных усилий Счетной палаты, Правительства Российской Федерации и Минфина России в сфере обеспечения надлежащего государственного финансового контроля.

Структура финансовых нарушений в разрезе их видов представлена в таблице Приложения 4.

Расходы федерального бюджета на 2005 год по разделу “Межбюджетные трансферты” предусматривались в объеме 938,9 млрд. рублей, или 30,8% всех расходов бюджета. При этом расходы на межбюджетные трансферты, направленные в 2005 году консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставлялись в объеме 424,7 млрд. рублей, что на 12,2% выше утвержденного уровня 2004 года в номинальном выражении и на 2,7% в реальном выражении.

В Бюджетном послании ставилась задача повышения предсказуемости формирования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в сочетании с упрощением методики распределения средств этого фонда и подчеркивалось, что регионы не должны пострадать в результате проводимых преобразований в сфере межбюджетных отношений. Вместе с тем, по данным социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год, дифференциация между субъектами Российской Федерации по ряду социально-экономических показателей увеличится. Предложенный в законе порядок формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в 2005 году не предусматривал исчерпывающих мер по созданию условий для снижения различий и повышения качества социально-экономического развития регионов и обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в условиях реализации реформы федеративных отношений.


Список литературы:

 

1. Булатов А.С. Экономика - М. БЕК 1997

2. Дробзина Л.А. Финансы – денежное обращение – кредит - М. Финансы 1997

3. Мамедов О.Ю., Современная экономика - Ростов-на-Дону: Феникс 1998

4. Мовсесян А., Современные тенденции развития мировой финансовой системы //Банковское дело в Москве 2000 №10

5. Родионова В. М., Бюджетная реформа: содержание и проблемы //Финансы 1994 №8

6. Строев Е.Н. О новых ориентирах экономической политики //Вопросы экономики 1998 №5

7. Финансы под ред. Дробозиной Л.А. - М. ЮНИТИ 2000

8. Финансы предприятий под ред. Колчиной Н.В. - М. ЮНИТИ 1998



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: