Основные функции:
1) надзор за соблюдением правил дорожного движения;
2) регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов на местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
3) участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
4) организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автотранспортных средств, а также автотранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП;
5) осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
6) проведение дознания по делам о преступлениях, посягающих на безопасность дорожного движения, и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
7) осуществление сопровождения транспортных средств;
8) выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения;
Патрульно-постовая служба полиции:
Основные задачи:
1. Обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
2. Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования.
3. Выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда.
4. Оказание содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в исполнении возложенных на нее обязанностей.
операций.
Отделение по работе с личным составом:
Одним из направлений в работе с личным составом является организации воспитательной работы, обучение личного состава в системе служебно-боевой подготовки, направленное на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
|
В своей деятельности отделение руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Отделение по работе с личным составом выполняет работу по подбору, расстановке, профессиональной подготовке и воспитанию кадров. Структура и численность отделения определяется штатным расписанием.
В ходе прохождения практики мною была изучена правовая база следственных органов. Следователи в своей деятельности руководствуется:
- Конституцией РФ от 12 декабря 1993г.;
- Уголовно-процессуальным кодексом РФ;
- Уголовным кодексом РФ;
- Федеральным Законом РФ «О полиции» от 07.02 2011 года № 3-ФЗ;
- Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ
Основными функциями полиции:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5)производство по делам об административных правонарушениях, исполнение
|
административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области
оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области
частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11)государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Согласно ст.38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
|
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч.4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения выявленных недостатков, объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых;
Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК России).
С этой целью следователь вправе по находящимся в его производстве делам вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие, предусмотренные законом следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, могущих по делу установить фактические данные; требовать производства ревизий и документальных проверок (ст. 86 УПК РФ); на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком (ст. ст. 42, 44, 54 УПК РФ); задерживать лиц по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ); привлекать лиц в качестве обвиняемых (ст. 171 УПК РФ); применять к ним меры пресечения (ст. 97 УПК РФ); приостановить производство по делу (ст. 208 УПК РФ); направить дело через прокурора в суд (ч.6 ст. 220 УПК РФ).
Следователь вправе прекратить уголовное преследование своим постановлением при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24 - 28 УПК РФ. Следователь обязан устанавливать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (ст. 73 УПК России), которые должны быть исследованы следователем всесторонне, полно и объективно.
Следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, принимать меры к их устранению. Как участник уголовного процесса следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью. В соответствии с законом, при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда предусмотрено законом согласие и получение санкции от прокурора или постановления суда, и несёт полную ответственность за их законное и своевременное выполнение, то есть за ход и результаты расследования.
Обладая процессуальной самостоятельностью и независимостью, следователь принимает по делу решения по своему внутреннему убеждению, основанному на оценке материалов дела. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
УПК Российской Федерации закрепил, что свои полномочия в уголовном процессе следователь осуществляет, независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, и в строгом соответствии с законом. Воздействие в какой бы то и было форме на следователя с целью воспрепятствования объективному расследованию по уголовному делу влечёт установленную законом ответственность.
Проблема, связанная с процессуальной самостоятельностью следователя, при исследовании, как правило, сводится к его взаимоотношениям с прокурором и начальником следственного отдела. Определенные трудности практического характера обусловлены тем, что процессуальное руководство деятельностью следователя параллельно с прокурорским надзором осуществляет и начальник следственного отдела. В значительной мере полномочия начальника следственного отдела совпадают с полномочиями прокурора, но они меньше по объему. Среди практических работников и научных работников обсуждался вопрос о возможности расширения процессуальных полномочий начальника следственного отдела. УПК России восполнил в себе указанную проблему. Так, полномочия начальника следственного отдела (ст. 39 УПК России) дополнились содержанием: «отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия» (п. 2 ч.1 ст. 39), а также «вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя» (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК).
При расследовании преступлений взаимодействие следователя с органом дознания чаще всего происходит в следующих формах:
-принятие мер по охране места происшествия и задержанию преступника;
-выполнение органом дознания поручений следователя по проведению отдельных следственных действий и проверке данных, необходимых
для установления истины по делу;
-оказание органом дознания помощи следователю при осуществлении последним следственных действий и розыскных мероприятий;
-взаимная информация о данных, полученных в ходе расследования
или в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий и других
действий;
-согласование работы следователя и органа дознания при планировании расследования.
Одной из эффективных форм взаимодействия следователя и органов дознания является создание следственно-оперативных групп, в состав которых входят следователи и оперативные работники. Правовой основой взаимодействия следователей и органов дознания являются нормы ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ «О полиции».
За время прохождения практики я ознакомилась с работой следователя в ходе производства по уголовному делу, научилась оформлять процессуальные документы. Мною были изучены такие федеральные законы, как ФЗ «О полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011 г., ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342-ФЗ от 30.11.2011, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.1995г, статьи УПК РФ регламентирующие деятельность следователя и другие нормативно-правовые акты, имеющие непосредственное отношение к работе сотрудника отдела полиции, которые:
• конкретизируют порядок выполнения указанных выше действий следователя;
• устанавливают необходимые для этого юридические процедуры;
• устанавливают сроки выполнения процессуальных действий;
• определяют форму и содержание процессуальных документов, в которых отражается ход и результаты соответствующих процессуальных действий, осуществляемых в ходе производства по уголовному делу;
• устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в производстве по уголовному делу;
• устанавливают порядок обжалования действий и решений следователя и многие вопросы организации производства по уголовному делу.
В процессе прохождения производственной практики в следственном отделе ОП № 2 я принимала участие в расследовании уголовных дел, которые находились в производстве у следователя. Присутствовала при проведении таких следственных действий как: осмотр места происшествия; допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого; обыск; выемка; предъявления предметов для опознания и другие следственные действия. Ознакомилась с порядком проведения неотложных следственных действий.
Под непосредственным руководством дознавателя я производила допросы свидетелей, составляла проекты допроса, осматривала вещественные доказательства, проекты постановления о приостановлении предварительного следствия, поручения о производстве отдельных следственных действий, постановления о принятии уголовного дела к своему производству, постановление об установлении срока предварительного расследования. За время прохождения практики я ознакомился с различными категориями дел, такими как: кража; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; умышленное причинение легкого вреда здоровью; побои; грабеж; мошенничество. Увидел на практике, какие следственные действия производятся по тем или иным категориям дел.
Заключение
Следователь - процессуально самостоятельный орган расследования, участник уголовно-процессуальной деятельности. Ему предоставлены широкие полномочия, которые необходимо рассматривать в неразрывной связи с целями, назначением и принципами уголовного процесса, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального законодательства, соблюдение которых определяет реализацию, предоставленных следователю прав и возложенных на него обязанностей.
Предварительное расследование как стадия уголовного процесса представляет собой, прежде всего, регулируемую законом деятельность следователя по установлению и процессуальному закреплению доказательств, в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, изобличения виновных и привлечения их к уголовной ответственности. Эта деятельность следователя осуществляется под надзором прокурора, процессуальным контролем суда (судьи), начальника следственного отдела и направлена на пресечение и предупреждение преступлений, выяснение и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений.
Следователь не подменяет суд, прекращая уголовное дело по не реабилитирующим основаниям. Однако по причинам практического характера должен быть усилен контроль со стороны прокурора за прекращением дел по любым основаниям. В УПК Российской Федерации следует, на мой взгляд, внести дополнения: систематизировать, более полно и чётко регламентировать его права и обязанности.
Основные причины нарушения законности следователями - слабый, неэффективный и разобщённый организационный и процессуальный контроль со стороны начальников следственных подразделений и надзор со стороны прокурора. Необходимо изменить ту обстановку, которая сложилась в настоящее время, устранить несовершенство ведомственного процессуального контроля за деятельностью следователя, повысить роль прокурорского надзора в стадии предварительного расследования.
В современных условиях борьба с преступностью даёт ощутимые результаты там, где следователь действует, не изолировано, а в тесном сотрудничестве с оперативными работниками различных органов дознания. Задачу быстрого и полного раскрытия преступлений в подавляющем большинстве случаев следователь может выполнить только тогда, когда он взаимодействует с органами дознания. Существующая система взаимодействия между следователем и органами дознания не достаточно эффективна, является одной из слабейших позиций в организации борьбы с преступностью, не отвечает в полной мере требованиям сегодняшнего дня. Назрела необходимость нормативного регулирования организационных форм, условий и содержания взаимодействия следователя и органов дознания. В законе должны быть заложены основы нормативного регулирования тактики взаимодействия. При этом, определяющим критерием следственной и оперативной работы должно быть строгое соблюдение законности, при сохранении ведущей роли следователя.
Функция производства предварительного следствия уже приобрела достаточно самостоятельный характер. И многие проблемы можно решить, если последовательно реализовать идею о создании единого органа, осуществляющего предварительное расследование - Федеральной службы расследований. Надо установить единый порядок расследования преступлений и сосредоточить эту работу во вневедомственном органе, потому что реальная угроза самостоятельности следователя в настоящее время исходит от места следователя в системе правоохранительных органов. Нужна комплексная программа, предусматривающая значительные финансовые затраты, кардинальное техническое и информационное переоснащение следствия.
Реформа системы предварительного следствия актуальна и неизбежна - состояние законности и правопорядка в стране ухудшается, количество преступлений растёт, а загруженность следователей стала такой, что они со своей работой порой уже не справляются. Идёт настойчивый поиск наиболее рациональных форм производства по расследованию и раскрытию преступлений, обеспечения следователям всей системы правоохранительных органов условий для успешного осуществления возложенных на них полномочий.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что роль предварительного следствия весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.