studopedia.ru ›…52397_motivi-zanyatiy-fizicheskoy…
Под мотивом понимают побуждение к какой–либо деятельности. Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим относят желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, в данном случае ученику безразлично, чем заниматься конкретно. К конкретным мотивам относятся желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта.
Под мотивом понимают побуждение к какой–либо деятельности. Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим относят желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, в данном случае ученику безразлично, чем заниматься конкретно. К конкретным мотивам относятся желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим - легкая атлетика и т.п.
Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь различную основу (причинную обусловленность). Те школьники, которые довольны уроками, посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья. Учащиеся, не удовлетворенные уроками, вынуждены ходить на них ради отметки, чтобы избежать возможных неприятностей из-за прогулов.
Мотивы, связанные с процессом деятельности, - это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости и т.д.).
Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении..
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности, т.е. к учебе, поэтому так важно с началом обучения формировать у учащегося мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий.
При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Возрастная периодизация психического развития. Значение периодизации психического развития в воспитании и обучения.
⇐ Предыдущая56789 10 11121314Следующая ⇒
В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании личности. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, своей ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями. Переход от одной ведущей деятельности к другой означает собой смену возрастного периода.
С учетом выделенных критериев в отечественной психологии принята следующая возрастная периодизация, (см. таблицу).
Переход от одного периода развития к другому может протекать спокойно и критически. Поэтому в развитии выделяют стабильные и критические периоды развития. Кризис начинается с негативистической фазы, когда отмирают новообразования предыдущей фазы. Поэтому ребенок становиться «трудновоспитуемым». Наиболее ярко проявляются кризисы трех лет и кризис подросткового возраста.
Каждый возраст сензитивен, т.е. благоприятен для развития определенных качеств: в дошкольном - этические нормы; в младшем школьном возрасте - умение учиться и овладение основами наук; в подростковом возрасте - ответственность и чувство долга и т.д.
Наиболее распространена в отечественной педагогике и психологии периодизация Д.Б. Эльконина.
Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста | |||||
Младенческий (0-1,г.) | Непосредственное эмоциональное общение | На познание отношений | Личностная (потребности 0-мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения | |||||
Раннее детство (1-3 г.) | Предметно-манипулятивная деятельность | На познание предмета | Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление | |||||
Дошкольный возраст (3 — 7 лет) | Ролевая игра | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общественно-значимой и общественно оцениваемой деятельности. | |||||
Младший школьный возраст (7 — 11 лет) | Учение | На познание начал наук | Интеллектуально-познавательная | Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. | |||||
Подростковый возраст (11 — 15 лет) | Деятельность общения в процессе обучения, организованной трудовой деятельности | На познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно-мотивационная) | Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни | |||||
Старший школьный возраст (15 — 17 лет) | Учебно-профессиональная | На познание профессий | Познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы | |||||
Развитие человека не заканчивается в старшем школьном возрасте. Психика взрослых имеет свои закономерности развития и свои особенности. Исследование психофизиологических функций взрослого человека показало, что существуют 3 стадии:
Яндекс.Директ Нужна беседка для отдыха?belkraj.by
Мужская обувь - Коллекция 2018wildberries.by
Гостиная Афина – Выгода 859 руб!mebel-neman.by
Акция! Саженцы Гортензии до −40%abekker.by
• прогрессивная (повышение функционального уровня) — 18— 20 лет;
• стабильная (стабилизация функционального уровня) — 20-35 лет;
• регрессивная (понижение функционального уровня) — 35-60 лет;
Активному долголетию человека способствует развитие его как социально активной личности, субъекта творческой деятельности, яркой индивидуальности. Период расцвета личности и профессиональных достижений человека называется периодом «акме» (от греч. - вершина, расцвет). А раздел психологии - «акмеология».
Раздел психологии, изучающий психологию пожилого возраста называется «геронтопсихология». О возрастных группах взрослых и пожилых людей трудно говорить «вообще». Специфика группы зависит не только от возраста, но и от индивидуальных различий. Социально-психологические свойства взрослых зависят от социально-профессионального положения, от деятельности, которой занимается или занимался человек. Развитие и совершенствование потенциальных возможностей человека предопределяют семья и образ жизни.
В развитии личности взрослого человека ведущее значение имеют жизненные планы, ценностная ориентация, мотивация деятельности, взаимоотношения в семье и трудовом коллективе Важную роль в развитии психики взрослого населения играют культурные и социально-экономические условия общества.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете или явлении. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует само по себе. Оно сопровождает умственные и двигательные действия. Не случайно внимание называют процессом, обеспечивающим «рабочее состояние сознания».
В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизволъное.
Непроизвольное внимание возникает при воздействии на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контрастности. Эти раздражители и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И. П. Павлову рефлекс типа «Что такое?»).
Произвольное внимание возникает в результате волевых усилий человека. Особенно заметна роль волевых усилий, когда трудно сосредоточиться.
Послепроизволъное внимание возникает вначале благодаря волевым усилиям. Но когда появляется интерес, уже не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно удерживается само собой, т.е. непроизвольно.
На уроках физической культуры можно наблюдать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, то учащиеся устают от психического напряжения, что может привести школьников к потере интереса к занятию.
Активизация непроизвольного внимания наоборот ведет к переходу учебного занятия в акт развлечения, и решение задач урока становится невозможным.
Только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного внимания может обеспечить высокий уровень продуктивности занятий физической культурой. Так, при разучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активизировать непроизвольное внимание. Когда же школьники сами выполняют упражнения, или мысленно повторяют его, или осуществляют самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного внимания.
У школьников разного возраста возможности управления вниманием различны.
В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у детей 7-8 лет - только 10—15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7—8 упражнений, даже если на это планировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. Поэтому, работая со школьниками младших классов не нужно затягивать выполнение упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.
Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40—45 минут, но только при наличии интереса к выполняемой деятельности. Но все равно - отвлекаемость у них повышенная. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий.
Старшеклассники могут длительно удерживать произвольное внимание и действуют сознательно. Они внимательно относятся к любой информации (рассказ, показ упражнения). Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важным становится содержание.