Мотивы занятий физической культурой школьников




 

studopedia.ru ›…52397_motivi-zanyatiy-fizicheskoy…

Под мотивом понимают побуждение к какой–либо деятельности. Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим относят желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, в данном случае ученику безразлично, чем заниматься конкретно. К конкретным мотивам относятся желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта.

Под мотивом понимают побуждение к какой–либо деятельности. Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим относят желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, в данном случае уче­нику безразлично, чем заниматься конкретно. К конкретным мотивам относятся желание вы­полнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим - легкая атлетика и т.п.

Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь различную основу (причинную обусловленность). Те школьники, которые довольны уроками, посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья. Учащиеся, не удовлетворенные уроками, вынуждены ходить на них ради отметки, чтобы избе­жать возможных неприятностей из-за прогулов.

Мотивы, связанные с процессом деятельности, - это удовлетворение потребности в двигатель­ной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости и т.д.).

Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей лич­ности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении..

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отно­шение к осуществляемой деятельности, т.е. к учебе, поэтому так важно с началом обучения форми­ровать у учащегося мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к за­нятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий.

При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Возрастная периодизация психического развития. Значение периодизации психического развития в воспитании и обучения.

 

⇐ Предыдущая56789 10 11121314Следующая ⇒

 

   

В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых не­обходимо педагогу при обучении и воспитании личности. Каждый возраст характе­ризуется своей социальной ситуацией развития, своей ведущей деятельностью, возрастными новооб­разованиями. Переход от одной ведущей деятельности к другой означает собой смену возрастного периода.

С учетом выделенных критериев в отечественной психологии принята следующая возрастная периодизация, (см. таблицу).

Переход от одного периода развития к другому может протекать спокойно и критически. По­этому в развитии выделяют стабильные и критические периоды развития. Кризис начинается с негативистической фазы, когда отмирают новообразования предыдущей фазы. Поэтому ребенок стано­виться «трудновоспитуемым». Наиболее ярко проявляются кризисы трех лет и кризис подросткового возраста.

Каждый возраст сензитивен, т.е. благоприятен для развития определенных качеств: в дошколь­ном - этические нормы; в младшем школьном возрасте - умение учиться и овладение основами наук; в подростковом возрасте - ответственность и чувство долга и т.д.

Наиболее распространена в отечественной педагогике и психологии периодизация Д.Б. Эльконина.

Возрастной пе­риод Ведущая деятель­ность На что направлена познавательная деятельность Какая сфера пси­хики преимущест­венно развивается Новообразования воз­раста  
Младенческий (0-1,г.) Непосредственное эмоциональное общение На познание от­ношений Личностная (по­требности 0-мотивационная) Потребность в обще­нии. Эмоциональные отношения  
Раннее детство (1-3 г.) Предметно-манипулятивная деятельность На познание пред­мета Познавательные процессы Речь и наглядно-дей­ственное мышление  
Дошкольный возраст (3 — 7 лет) Ролевая игра На познание от­ношений Личностная (потребностно-мотивационная) Потребность в обще­ственно-значимой и общественно оцениваемой деятельности.  
Младший школьный воз­раст (7 — 11 лет) Учение На познание начал наук Интеллектуально-познавательная Произвольность. Внутренний план дей­ствия. Самоконтроль. Рефлексия.  
Подростковый возраст (11 — 15 лет) Деятельность об­щения в процессе обучения, организованной трудовой деятельности На познание сис­темы отношений в разных ситуациях Личностная (потребностно-мотивационная) Стремление к «взрос­лости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни  
Старший школьный воз­раст (15 — 17 лет) Учебно-профессиональная На познание про­фессий Познавательная Мировоззрение, про­фессиональные инте­ресы  
                   

Развитие человека не заканчивается в старшем школьном возрасте. Психика взрослых имеет свои закономерности развития и свои особенности. Исследование психофизиологических функций взрос­лого человека показало, что существуют 3 стадии:

 

Яндекс.Директ Нужна беседка для отдыха?belkraj.by Мужская обувь - Коллекция 2018wildberries.by Гостиная Афина – Выгода 859 руб!mebel-neman.by Акция! Саженцы Гортензии до −40%abekker.by

 

прогрессивная (повышение функционального уровня) — 18— 20 лет;

стабильная (стабилизация функционального уровня) — 20-35 лет;

• регрессивная (понижение функционального уровня) — 35-60 лет;

Активному долголетию человека способствует развитие его как социально активной личности, субъ­екта творческой деятельности, яркой индивидуальности. Период расцвета личности и профессиональных достижений человека называется периодом «акме» (от греч. - вершина, расцвет). А раздел психологии - «акмеология».

Раздел психологии, изучающий психологию пожилого возраста называется «геронтопсихология». О возрастных группах взрослых и пожилых людей трудно говорить «вообще». Специфика группы зависит не только от возраста, но и от индивидуальных различий. Социально-психологические свой­ства взрослых зависят от социально-профессионального положения, от деятельности, которой зани­мается или занимался человек. Развитие и совершенствование потенциальных возможностей человека предопреде­ляют семья и образ жизни.

В развитии личности взрослого человека ведущее значение имеют жизненные планы, ценностная ориентация, мотивация деятельности, взаимоотношения в семье и трудовом коллективе Важную роль в развитии психики взрослого населения играют культурные и социально-экономические условия общества.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете или явлении. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует само по себе. Оно сопровождает умственные и двигательные дейст­вия. Не случайно внимание называют процессом, обеспечивающим «рабочее состояние созна­ния».

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизволъное.

Непроизвольное внимание возникает при воздействии на органы чувств различного рода раздражи­телей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контра­стности. Эти раздражители и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И. П. Павлову рефлекс типа «Что та­кое?»).

Произвольное внимание возникает в результате волевых усилий человека. Особенно заметна роль волевых усилий, когда трудно сосредоточиться.

Послепроизволъное внимание возникает вначале благодаря волевым усилиям. Но когда появляется интерес, уже не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно удерживается само собой, т.е. непроизвольно.

На уроках физической культуры можно наблюдать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, то учащиеся устают от психического напряжения, что может привести школьников к потере интереса к занятию.

Активизация непроизвольного внимания наоборот ведет к переходу учебного занятия в акт развлечения, и решение задач урока становится невозможным.

Только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного внимания может обеспечить высокий уровень продуктивности занятий физической куль­турой. Так, при разучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активи­зировать непроизвольное внимание. Когда же школьники сами выполняют упражнения, или мысленно повто­ряют его, или осуществляют самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произволь­ного внимания.

У школьников разного возраста возможности управления вниманием различны.

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произ­вольного внимания у детей 7-8 лет - только 10—15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7—8 упражнений, даже если на это пла­нировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. Поэтому, работая со школьниками младших классов не нужно затягивать выполнение упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40—45 минут, но только при наличии интереса к выполняемой деятельности. Но все равно - отвлекаемость у них повышенная. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат дея­тельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий.

Старшеклассники могут длительно удерживать произвольное внимание и действуют сознательно. Они внимательно отно­сятся к любой информации (рассказ, показ упражнения). Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного мате­риала, то для старшеклассников важным становится содержание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: