Организация внимания учащихся на уроках физической культуры




 

⇐ Предыдущая7891011 12 13141516Следующая ⇒

 

   

Существуют различные способы поддержания устойчивого внимания на уроках физической куль­туры. Например:

- В течение всего урока поддерживать дисциплину - быстро выявляя зачинщиков нарушения;

- Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы;

- Ставя задачу, проверять, понята ли она учениками или нет.

При пояснении упражнений необходимо:

- Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса;.

- Не просто объяснять материал, а способствовать сознательному усвоению задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в этот процесс;

- Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.

При выполнении учениками учебного задания:

1. Выбирать оптимальный темп работы: низкий темп расхолажи­вает, рассредоточивает внимание, высокий — не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания;

2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рас­сеянность, приводит к неустойчивости внимания, а слишком малый объем — неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников;

3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока;

4. Подчеркивать важность выполняемых действий в жизнедеятельности;

5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении новые моменты. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.

6. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, воз­никшим, например, из-за боязни;

7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не терять время на поиск спор­тивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.);

Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой ра­боты, требующей внимания, постепенно увеличиваются.

Особую роль играет интерес к учебному заданию, положительное отношение учеников к уро­кам физической культуры в целом.

17. Восприятие. Виды восприятия на уроках физической культуры. Специализированные вос­приятия в спорте.

Восприятие - это психический процесс отражения в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Главная роль восприятия — получение информации из внешнего ми­ра и о самом себе. Благодаря восприятию человек ориентируется в пространстве, в ситуации, контро­лирует выполняемые действия, оценивает свои чувства и состояния окружающих.

Различают восприятие величины и формы предметов, их удаленность от наблюдателя, вос­приятие пространства, движения, времени и т.д.

 

Яндекс.Директ Гостиная Афина – Выгода 859 руб!mebel-neman.by Акции в гипермаркете «Корона»korona.by Не покупай теплицу!мирбт.бел аляска сапоги девочкам «Розетта»domatv.by

 

Наиболее важны для физической культуры восприятие удаленности и глубины объектов. Особое место занимает оно во время турпоходов и при ориентировании на ме­стности. Учителю физической культуры следует помнить, что некоторые условия восприятия могут искажать восприятие пространства. Например, дом на фоне неба кажется ближе, чем на фоне леса или горы, ярко освещенные предметы кажутся ближе. Важно отметить, что искажение восприятия глубины создает трудности при обучении детей нырянию, прыжкам с трамплина или с вышки.

Восприятие движения отражает в человеческом сознании изменение положения объектов и са­мого наблюдателя во времени и пространстве. Для физического воспитания роль этого вида вос­приятия особенно велика, так как образ физических упражнений возникает не только из отдельных поз, но и из смены их во времени и пространстве (имеет динамический характер).

Восприятие движения собственного тела связано с мышечно-двигательными, вестибулярными и тактильными ощущениями. Рецепторы, расположенные в сухожилиях, дают сигналы о напряжении мышц и об осуществляемых усилиях. Рецепторы, находящиеся в мышцах, сигнализируют о тонусе

мышц. Рецепторы суставных сумок и связок информируют о положении и перемещении частей тела в пространстве. Ощущения вращения, поворота, наклона, ускорения или замедления движений чело­век получает от вестибулярного аппарата, осязательные ощущения сигнализируют о прикосновении к какому-либо объекту, о перемещении по какой-либо поверхности.

Восприятие времени - это отражение в сознании длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Трудно переоценить его значение для физической культуры. Например, судить о длительности выполняемой работы легче, если учитывать объем сделанного или пройденный путь, сравнивать из­вестные данные с получаемыми. Не случайно в спорте, чтобы определить интенсивность работы спортсмена на дистанции и прогнозировать ее результаты, используют имеющиеся сведения о про­хождении дистанции другими участниками соревнования.

 

 

Особое место занимает восприятие темпа и ритма. Восприятие темпа отражает частоту смены движений, совершаемых в определенный период времени. Восприятие ритма — структуру периоди­чески повторяющегося во времени движения, соотношение между отдельными фазами движения. Темп больше характеризует циклические движения, а ритм — ациклические.

Специализированные восприятия в спорте.

Они возникают в конкретных условиях спортивной деятельности, которая вызывает у спортсмена возникновение и развитие специфических ощущений, свя­занных со специализацией. Специфика таких восприятий определяется особенно­стями вида спорта. В спортивной практике эти специализированные восприятия называют «чувст­вами».

Специализированные восприятия многочисленны и среди них, можно отметить:

«Чувство воды». Сложное и тонкое восприятие сопротивления воды. Свойственно пловцам, ко­торые называют его еще и как «чувство опоры».

«Чувство мяча». Возникает и совершенствуется у представителей всех спортивных игр с мячом. В каждом отдельном виде спорта имеет свою специфику.

«Чувство планки». Оно свойственно прыгунам в высоту с разбега и с шестом. Основано на дея­тельности двигательного и зрительного анализаторов, на ощущениях положения и движения тела в воздухе, зрительном восприятии стоек, планки (это очень важно) за мгновение до перелета через нее. Чувство планки дает спортсмену возможность предугадать движения, которые понадобятся ему уже в перелете и при приземлении.

«Чувство дистанции» в боксе и фехтовании. «Чувство времени», «чувство снега» и др.

В психологии спорта выделяют общие признаки, характерные для всех специализированных восприятии. К ним относятся следующие:

1) специализация различительной функции одного или совокупности анализаторов;

2) обусловленность восприятия особенностями среды, в которой действует спортсмен, или осо­бенностями предметов, с которыми (на которых) выполняются двигательные действия;

3) обусловленность пространственным расположением противников и партнеров;

4) лабильность (подвижность), требующая постоянного упражнения;

5) высокий уровень развития чувства, появляющийся в результате высокого уровня трениро­ванности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: