ПРОГРАММА
Кружка «Народная кукла-закрутка»
Для детей подготовительной к школе группы
Составитель:
Воспитатель
Калякина Инна Владимировна
МДОАУ «ДСКВ № 71 «Лучик»
Воспитатель
Снежко Оксана Александровна
ГБУСО «Гайский ДДИ»
Орск, 2016
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Данная программа разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
5. Устав дошкольного образовательного учреждения.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.
Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.
Курс содержит 26 занятий. Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня длительностью от 30 до 40 минут. Их продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях специального времени, направленного на реализацию национально-регионального компонента. Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.
Целью курса является развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие задачи:
1)изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
2) способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
3) на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Принципы и подходы к формированию программы
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом:
1 Поддержка разнообразия детства;
2 Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства;
3 Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства; амплификации детского развития;
4 Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
5 Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6 Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
7 Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Основополагающими принципами приобщения детей к истокам народной культуры через изготовление народных тряпичных кукол являются:
1)постановка точной цели, опора на чёткое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами народного искусства в целом и на занятиях по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой в частности. Необходимо ответить на вопрос, для чего нужно ребёнку овладевать художественно-практическими навыками, какие психические процессы и личностные качества даёт возможность развивать в человеке работа по изготовлению лоскутной куклы;
2) постановленные цели и задачи должны коррегироваться особенностями конкретного возраста, уровнем общего психического развития детей, индивидуальными различиями в природных задатках и уровне созревания разных структур. Дети приходят с разным уровнем развития, сам темп обучения очень индивидуален и избирателен. Данный принцип должен учитываться при отборе художественного материала, текстов, иллюстраций, содержания, форм и методов, которые на данном этапе развития ребёнка будут наиболее эффективными и приведут к желаемому результату;
3) Поэтапное формирование художественно-творческих способностей;
4) Развитие предполагает активное включение в него самого ребёнка. Процесс этот происходит изнутри, а внешняя среда создаёт для этого либо благоприятные условия, либо тормозит его;
5) Обязательный внешний вид, фиксируемый контроль за развитием тех качеств, которые поставлены как цель деятельности;
6) Принцип учёта реальных возможностей при обеспечении материальными и информационными ресурсами;
7) Принцип ориентации на потребности общества и личности ребёнка;
8) Единство восприятия и созидания в процессе интеграции различных видов художественной деятельности;
9) Постоянство связи с жизнью через привлечение в беседах о народном декоративно-прикладном искусстве эмоционального и визуального опыта детей, их воспоминаний, переживаний, жизненных наблюдений.
Данные принципы универсальны для реализации в различных творческих объединениях детей.
Содержание программы построено в соответствии с подходами:
– личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе.
– деятельностным подходом, предусматривающим организацию целенаправленной воспитательной деятельности воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (игровая, познавательная, трудовая, художественная, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
– средовым подходом предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Содержание программы
2.1 Раздел I. Русская народная кукла.
Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.
Требования к знаниям и умениям:
- знать когда появились куклы;
- кто и для чего создаёт куклы;
- из чего делают традиционную народную куклу;
- осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.
Раздел II. Обереговые куклы.
Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.
Тема 1. Кувадка.
Тема 2. Куклы-пеленашки.
Тема 3. Кукла – закрутка.
Тема 4. Ангел.
Тема 5. Кубышка-травница.
Тема 6. «Обережье» (итоговое игровое занятие).
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обереговых кукол;
- развивать навык работы с тканью;
- уважать традиции русского народа;
- уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.
Раздел III. Обрядовые куклы.
Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.
Тема 1. Зернушка (крупеничка).
Тема 2. Отдарок- на- подарок.
Тема 3. Неразлучники.
Тема 4. Кукла-десятиручка.
Тема 5. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обрядовых кукол;
- развивать навык работы с иглой;
- понимать логические связи между куклами и обычаями;
- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.
Раздел IV. Игровые куклы.
Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.
Тема 1. Кукла-кормилка.
Тема 2. Кукла-капустка.
Тема 3. Зольная кукла.
Тема 4. Мастер-класс от воспитателя.
Требования к знаниям и умениям:
- знать историю игровой куклы;
- уметь создавать художественный образ в народных традициях;
- уметь работать по замыслу.
2.2 Тематический план
Наименование разделов и тем | Количество занятий | Срок |
Раздел I. Русская народная кукла. | ||
Тема 1. Что мы знаем о куклах? | Октябрь | |
Тема 2. История тряпичной куклы. | Октябрь | |
Раздел II. Обереговые куклы | ||
Тема 1. Кукла-кувадка. | Октябрь | |
Тема 2. Куклы-пеленашки. | Октябрь | |
Тема 3. Кукла-закрутка. | Ноябрь | |
Тема 4. Ангел. | Ноябрь | |
Тема 5. Кубышка-травница. | Ноябрь-декабрь | |
Тема 6. «Обережье». | Декабрь | |
Раздел III. Обрядовые куклы | ||
Тема 1. Зернушка (Крупеничка). | Декабрь-январь | |
Тема 2. Отдарок-на-подарок. | Январь | |
Тема 3. Неразлучники. | Февраль | |
Тема 4. Кукла-десятиручка. | Февраль | |
Тема 5. «Рукодельницы». | Март | |
Раздел IV. Игровые куклы. | ||
Тема 1. Кукла-кормилка. | Март | |
Тема 2. Кукла-капустка. | Март-апрель | |
Тема 3. Зольная кукла. | Апрель | |
Тема 4. Мастер-класс от воспитателя | Апрель | |
Всего: |
Требования и контроль