Принципы и подходы к формированию программы




ПРОГРАММА

Кружка «Народная кукла-закрутка»

Для детей подготовительной к школе группы

 

 

Составитель:

Воспитатель

Калякина Инна Владимировна

МДОАУ «ДСКВ № 71 «Лучик»

Воспитатель

Снежко Оксана Александровна

ГБУСО «Гайский ДДИ»

 

 

Орск, 2016

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

 

Данная программа разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

5. Устав дошкольного образовательного учреждения.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.

Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.

Курс содержит 26 занятий. Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня длительностью от 30 до 40 минут. Их продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях специального времени, направленного на реализацию национально-регионального компонента. Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.

Целью курса является развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

1)изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

2) способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

3) на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

 

Принципы и подходы к формированию программы

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом:

1 Поддержка разнообразия детства;

2 Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства;

3 Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства; амплификации детского развития;

4 Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

5 Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

6 Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

7 Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Основополагающими принципами приобщения детей к истокам народной культуры через изготовление народных тряпичных кукол являются:

1)постановка точной цели, опора на чёткое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами народного искусства в целом и на занятиях по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой в частности. Необходимо ответить на вопрос, для чего нужно ребёнку овладевать художественно-практическими навыками, какие психические процессы и личностные качества даёт возможность развивать в человеке работа по изготовлению лоскутной куклы;

2) постановленные цели и задачи должны коррегироваться особенностями конкретного возраста, уровнем общего психического развития детей, индивидуальными различиями в природных задатках и уровне созревания разных структур. Дети приходят с разным уровнем развития, сам темп обучения очень индивидуален и избирателен. Данный принцип должен учитываться при отборе художественного материала, текстов, иллюстраций, содержания, форм и методов, которые на данном этапе развития ребёнка будут наиболее эффективными и приведут к желаемому результату;

3) Поэтапное формирование художественно-творческих способностей;

4) Развитие предполагает активное включение в него самого ребёнка. Процесс этот происходит изнутри, а внешняя среда создаёт для этого либо благоприятные условия, либо тормозит его;

5) Обязательный внешний вид, фиксируемый контроль за развитием тех качеств, которые поставлены как цель деятельности;

6) Принцип учёта реальных возможностей при обеспечении материальными и информационными ресурсами;

7) Принцип ориентации на потребности общества и личности ребёнка;

8) Единство восприятия и созидания в процессе интеграции различных видов художественной деятельности;

9) Постоянство связи с жизнью через привлечение в беседах о народном декоративно-прикладном искусстве эмоционального и визуального опыта детей, их воспоминаний, переживаний, жизненных наблюдений.

Данные принципы универсальны для реализации в различных творческих объединениях детей.

Содержание программы построено в соответствии с подходами:

– личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе.

– деятельностным подходом, предусматривающим организацию целенаправленной воспитательной деятельности воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (игровая, познавательная, трудовая, художественная, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.

– средовым подходом предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

 

Содержание программы

 

2.1 Раздел I. Русская народная кукла.

 

Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

Требования к знаниям и умениям:

- знать когда появились куклы;

- кто и для чего создаёт куклы;

- из чего делают традиционную народную куклу;

- осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.

Раздел II. Обереговые куклы.

Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.

 

Тема 1. Кувадка.

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Тема 3. Кукла – закрутка.

Тема 4. Ангел.

Тема 5. Кубышка-травница.

Тема 6. «Обережье» (итоговое игровое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обереговых кукол;

- развивать навык работы с тканью;

- уважать традиции русского народа;

- уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.

 

Раздел III. Обрядовые куклы.

Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.

Тема 1. Зернушка (крупеничка).

Тема 2. Отдарок- на- подарок.

Тема 3. Неразлучники.

Тема 4. Кукла-десятиручка.

Тема 5. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обрядовых кукол;

- развивать навык работы с иглой;

- понимать логические связи между куклами и обычаями;

- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

 

 

Раздел IV. Игровые куклы.

Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.

 

Тема 1. Кукла-кормилка.

Тема 2. Кукла-капустка.

Тема 3. Зольная кукла.

Тема 4. Мастер-класс от воспитателя.

Требования к знаниям и умениям:

- знать историю игровой куклы;

- уметь создавать художественный образ в народных традициях;

- уметь работать по замыслу.

 

 

2.2 Тематический план

Наименование разделов и тем Количество занятий Срок
Раздел I. Русская народная кукла.        
Тема 1. Что мы знаем о куклах?   Октябрь
Тема 2. История тряпичной куклы.   Октябрь
Раздел II. Обереговые куклы        
Тема 1. Кукла-кувадка.   Октябрь
Тема 2. Куклы-пеленашки.   Октябрь
Тема 3. Кукла-закрутка.   Ноябрь
Тема 4. Ангел.   Ноябрь
Тема 5. Кубышка-травница.   Ноябрь-декабрь
Тема 6. «Обережье».   Декабрь
Раздел III. Обрядовые куклы        
Тема 1. Зернушка (Крупеничка).   Декабрь-январь
Тема 2. Отдарок-на-подарок.   Январь
Тема 3. Неразлучники.   Февраль
Тема 4. Кукла-десятиручка.   Февраль
Тема 5. «Рукодельницы».   Март
Раздел IV. Игровые куклы.        
Тема 1. Кукла-кормилка.   Март
Тема 2. Кукла-капустка.   Март-апрель
Тема 3. Зольная кукла.   Апрель
Тема 4. Мастер-класс от воспитателя   Апрель
Всего:      


Требования и контроль



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: