Технологическая карта (конспект) занятия
Основные характеристики занятия
Тема занятия | Волейбол |
Тип занятия | Урок образовательно-обучающей направленности, формирования базовых навыков игры в волейбол, овладение способами передвижения в волейболе |
Место занятия в учебной программе | 5.3. Практический раздел. Содержание практических занятий по физической культуре: Спортивные и подвижные игры (волейбол) |
Продолжительность занятия | 90 мин |
Цель | Обучить студентов технике игровых действий и приемам волейбола |
Задачи | Обучающие: освоение техники игры, способов перемещений в волейболе Развивающие:развитие внимания, быстроты реакции, скоростно-силовых и двигательно-координационных способностей. Воспитательныевоспитывать коллективизм, чувство дружбы и товарищества. |
Основные понятия | Волейбол, способы перемещения в волейболе, передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу двумя руками. |
Междисциплинарные связи | Биомеханика, анатомия, психология |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ВО) | Обладает готовностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10). - З1 (ОК-10) Знать определение и составляющие здорового образа жизни; - З2 (ОК-10) Знать роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни; - У1 (ОК-10) Уметь соблюдать нормы здорового образа жизни; - У2 (ОК-10) Уметь использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности и укрепления здоровья; - В1 (ОК-10) Владеть основами методики самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма; - В2 (ОК-10) Владеть способами использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности и укрепления здоровья. |
Принципы обучения | принцип наглядности, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, индивидуализации обучения |
Место проведения занятия | Зал спортивных игр |
Формы организации образовательной деятельности | Фронтальная, поточная, групповая, индивидуальная |
Средства обучения | Мультимедийный комплекс; электронно-библиотечная система БГУ https://test.quality-brgu.ru/; инвентарь и оборудование, Волейбольные мячи (8-10 шт), волейбольная площадка, волейбольная сетка, секундомер, свисток. Визуальные, вербальные. |
Технологии, методы, приемы обучения | Технологии: информационно-коммуникационные, дифференцированного обучения, здоровьесбережения. Методы формирования умений и навыков: практический, игровой. Метод контроля и оценки: визуально-вербальный. |
Используемые методические разработки и дидактические материалы | Электронно-библиотечная система БГУ https://test.quality-brgu.ru/: 1. Рабочая программа дисциплины «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» /сост.О.Н. Опалева. – Брянск: ФГБОУ БГУ, 2017г. - 32с. [Электронный ресурс]. URL: https://test.quality-brgu.ru/ 2. Фонд оценочных средств по дисциплине «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» /сост.О.Н. Шкитырь, В.В.Сысоев.– Брянск: ФГБОУ БГУ, 2016г. - 10с. [Электронный ресурс]. URL: https://test.quality-brgu.ru/ 3. Шкитырь О.Н. и др. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» - Брянск: ФГБОУ БГУ, 2016. - 66с. [Электронный ресурс]. URL: https://test.quality-brgu.ru/ 4. Физическая культура: учеб. пособие для вузов - М.: Юрайт, 2013. - 424 с. 5. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для вузов - 9-е изд., стер. - Ростов: Феникс, 2014. - 444 с. 6. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2013. — 240 с. 7.Сысоев В.В. Техника и методика обучения игры в волейбол.- Брянск: БГПУ, 1998.- 32 с. 8.Шкитырь О.Н. Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов на методико-практических занятиях по физической культуре: учебно-метод.пособие / О. Н. Шкитырь. - Брянск: РИО БГУ, 2012. - 125 с. |
Кадровое обеспечение | доцент кафедры физического воспитания и основ медицинских знаний, кандидат педагогических наук, тренер-преподаватель 1-й категории по волейболу В.В. Сысоев |
Требования, особые условия и ограничения при реализации занятия | Учебные занятия проводятся в основном учебном отделении, где занимаются студенты основной и подготовительной медицинских групп в количестве 12-15 человек. |
Методы и механизмы оценки результативности | Самоконтроль ЧСС студентов; визуальная оценка преподавателем выполнения технических элементов обучающихся. |
Список литературы | Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб.пособие для вузов / Ю. И. Евсеев. - 9-е изд.,стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 444 с. |
Технология проведения 1-го занятия
Этап урока (занятия) | Цель и задачи | Время (в мин.) | Содержание занятия: деятельность педагога (с описанием форм, средств, технологий, методов, приемов) и деятельность обучающихся | Общие методические указания по проведения занятия | Результаты |
Подготовительная часть | Цель педагога: 1. Организовать деятельность студентов к занятию. 2. Подготовить организм и разогреть мышцы для дальнейшей физической работы с мячом. Цель студентов: 1. Подготовить системы организма к занятию. 2. Разогреть мышцы к предстоящей деятельности. Задачи: 1.Подготовить группу к занятию. 2.Создать условия для студентов к деятельности на занятии. 3.Создать положительный настрой к взаимодействию педагога и студентов. | 15-20 мин | Форма - фронтальная; средства – вербально-визуальные. Деятельность педагога: подает команду на построение, приветствие студентов. Сообщение цели и задач. Создает положительный психологический фон для освоения материала. Использует методы стимулирования интереса к освоению новых навыков. Деятельность студентов: внимательно слушают задачи занятия. Настраиваются на занятие. Проявляют интерес к новой теме. Правильно выполняют команды и упражнения, соблюдают дистанцию. Педагог подает команды для выполнения заданий упражнений в ходьбе, беге и прыжках. Разминка: Упражнения в ходьбе; Специальные беговые упражнения (СБУ); Разновидности прыжковых упражнений; Комплекс упражнений в парах на развитие общих и специфических для волейбола физических качеств (на месте и в движении); Подготовительные специальные упражнения волейболиста с мячом. | Проверить готовность студентов к уроку (соответствие спортивной формы). Следить за техникой выполнения | Уметь правильно выбрать средства физической культуры для достижения поставленной цели |
Основная часть | Цель педагога: 1. Создать условия для выполнения изученных технических элементов в игровых действиях. 2. Создать условия для выявления степени усвоения студентами техники верхней и нижней передачи мяча 3. создание условий для вовлечения каждого студента в активную игровую деятельность Цель обучающихся (студентов): отработать полученные навыки Задачи: 1. Повторить технику верхней и нижней передачи мяча 2.Разучить способы передвижения и выход под мяч. | 50-60 мин | Форма – фронтальная, групповая, индивидуальная; средства – вербально-визуальные. Используются методы мотивации активности на занятиях по физической культуре: поощрение, похвала.
Деятельность педагога. Объясняет и показывает технику выполнения игровых действий и приемов. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет анализ правильности выполнения упражнений студентами, индивидуальный контроль. Помогает студентам исправлять ошибки.
Деятельность студентов: Внимательно слушают, образно воспринимают двигательное действие, выполняют двигательные задания и упражнения по технике игры.
| Контролировать технику безопасности Ориентировать студентов на согласованную работу рук и ног Своевременно выявлять и устранять типичные ошибки Ориентировать студентов на согласованность действий при работе с мячом | Владеть правильной техникой выполнения |
Заключительная часть | Цель педагога: подготовить организм занимающихся к дальнейшей учебной деятельности Цель обучающихся: рефлексия | 5-10мин | Форма – фронтальная, групповая; средства – вербально-визуальные. Деятельность педагога. Проводит упражнения на расслабление систем организма. - заминочный бег по залу; - ходьба по залу с восстановлением дыхания; - упражнения на гибкость и стабилизацию. Подведение итогов. Сообщает домашнее задание. Деятельность студентов: выполняют упражнения, проверяют ЧСС, оценивают результаты своей деятельности на занятии. | Проверить частоту сердечных сокращений 2 мин 1 мин 3-5 мин 1-2 мин | Оценивать работу студентов на занятии |