План исследования.
Тема: «Психологические факторы информационно-личностной безопасности учащихся колледжав интернет-среде»
1. Постановка проблемы:
В данном исследовании мы предполагаем, ответить на вопрос: каковы психологические факторы, формирующие безопасное поведение, которые будут способствовать устойчивости подростков к негативному социальному влиянию? Что еще, кроме психологической устойчивости будет влиять на умение обучающихся противостоять манипуляциям, которые провоцирует агрессивное поведение.
Проблема настоящего исследования связана с тем, что данная область еще недостаточно изучена и требует эмпирических исследований для ответа навопросы каковы психологические факторы, обеспечивающие информационно-личностную безопасность подростка в интернет-среде.
2. Гипотезаисследования:
Значимым фактором, определяющим информационно-личностную безопасность учащихся колледжа в интернет-среде, является психологическая устойчивость к влиянию в сочетании со способность противостоять манипулятивному воздействию.
Данная гипотеза конкретизируется в подгипотезе:
К психологическим факторам риска подверженности негативному социальному влиянию и манипулированию в интернет-среде могут быть отнесены эмоциональные, коммуникативные, личностные, ценностно-нравственные качества личности, характеризующих ее психологическое неблагополучие: низкий эмоциональный интеллект, неадекватность самооценки, недостаточная сформированность коммуникативных навыков, несформированные ценностно-нравственные ориентации и др.
HO: Наличие психологической устойчивости в сочетании со способностью противостоять манипулятивному воздействию будет являться определяющим фактором в информационно-личностной безопасности обучающихся.
|
H1:Наличие психологической устойчивости в сочетании со способностью противостоять манипулятивному воздействию не будет являться определяющим фактором в информационно-личностной безопасности обучающихся.
Погипотиза:
HO: У обучающиеся с высоким риском подверженности негативному социальному влиянию и манипулированию в интернет-среде будут взаимосвязаны с показателями эмоционального интеллекта, коммуникативными и организаторскими способностями, уровнем самооценки и притязаний.
H1:Взимосвязис высоким риском подверженности негативному социальному влиянию и манипулированию в интернет-среде не будет с показателями эмоционального интеллекта, коммуникативные и организаторских способностей, самооценки.
Проведение исследования
Исследование планируется проводить на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Охтинский колледж" (СПб ГБ ПОУ "Охтинский колледж").В исследовании примут участие подростки и юноши с сохранным интеллектом разного пола, национальности, вероисповедания, обучающиеся в колледже.
Выборку исследованиясоставят обучающиеся 1-4 курсов, в среднем планируется охватить около 300 человекв основном исследовании, не менее 100 в пилотном. Выборка групп будет выровнена по социально-демографическим характеристикам: в среднем равное количество юношей и девушек. Возрастной диапазон обучающиеся от 15 до 23 лет.
|
Этические соображения: получение в письменной форме информированного согласия является обязательным условием участия в исследовании. Письменное согласие на добровольное участие в исследовании сначала дают родители (или лица их замещающие) детей до 18 лет, а затем дают согласие на участие в исследовании только те подростки, чьи родители согласились.
Участникам разъясняется, что они могут отказаться от участия в исследовании в любой момент времени. Гарантируется анонимность ответов.
Тестирование респондентов планируется проводить в групповой форме. Респонденты получат на руки, распечатанные на бумажных листах методики, прослушают инструкцию. Для уточнения вариантов ответа с каждым учащимся будет проводится индивидуальная беседа. Тестирование планируется проводить в середине учебной недели, как правило, во временном интервале с 10ч. до 14ч. и занимать не более 60 минут.
3. Методы проведение исследования:
Методы проведения исследования: основным методом проведения исследования является заполнение респондентом исследовательского комплекса, состоящего из опросников, тестов и анкет.
· Авторская анкета для изучения отношения обучающихся к интернет-среде.
Исследование будет проводится в два этапа, на пилотном этапе мы планируем провести анкету, целью которой будет являться исследование представлений учащихся о наличии психологических угроз и факторов влияния в интернет-среде. По данным анкеты мы планируем разделить обучающихся на три группы с высокой степенью риска подверженности негативному воздействию, обучающиеся которые не осознают проблем опасности в интерне-пространстве, не критичны к контенту, и можно предположить, что именно они будут наиболее восприимчивы к интернет-воздействию, средней и низкой степенью риска подверженности негативному воздействию.
|
Анкета состоит из 15 вопросов. По смысловому содержанию, анкета имеет три блока:
1. Погруженность обучающихся в интернет-среду (количествовремени, регулярность, доступ, используемые устройства);
2. Изучение особенностей поведения молодежи в сети Интернет (выявление форм активности в интернет-среде);
3. Выявление отношения к информационной среде (определение степени восприимчивости респондентов кинформационному контенту,критичности к получаемой информации в интернете, определение субъективного ощущения степени опасности в интернет-среде).
??? в анкете есть вопросы открытые, закрытые, есть вопросы, в которых мы просим про ранжироватьэмоции, которые они чаще испытывают в интернете, есть незаконченные предложения. Я не понимаю, к какой шкале эта анкета будет относится??? И можем ли мы на основании нее в целом делить их на группы по степени риска?
· Анкета «Подверженность внешнему влиянию» С.В. Хусаиновой
Методика разработана для изучения подверженности личности внешнему влиянию, в которую входит комплект анкет, которые делятся по возрастам. Каждая анкета включает в себя 22 утверждения, респонденту предлагается ответить на вопросы анкеты. Которые описывают некоторые стороны жизни, характера, привычек респондентов. Респондент дает ответ о себе в настоящий момент.
Цель методики – определение психологических характеристик личности ее базовых ценностей, отношению к событиям, произошедшим в данный исторический период.
Данная методика выявляет особенности проявления личностных характеристик таких, как ригидность, агрессивность, экстраверсия, конформность, деятельностная тревожность, самооценка, и компонент, связанный с внешним социальным отношением.
Анкеты составлены из вопросов с набором утверждений, которые отражают как общий показатель конформизма и нонконформизма (высокие и низкие), так и типы вариантов, обусловленных характеристиками - ригидность, агрессивность, конформность, экстраверсия – интроверсия, деятельностная тревожность, самооценка. Оценка согласованности ответов респондента определяется по 3-х балльной шкале.
Методика на изучение подверженности влиянию включает общий балл устойчивости и нонконформизма в двух аспектах – агрессивного и конформного. При более основательном изучении результатов образуются профили, объединяющие личностные характеристики организации типологического поведения субъекта в трудной ситуации. Это определяет аспект уравновешеного, нонконформного и колеблющегося поведения субъекта в трудной ситуации (внешнее влияние).
Оценка выраженности свойств
Субшкалы при стандартизации анкеты по высоким средним и низким оценкам ответов и их процентному соотношению накопленной частоты построены с учетом перевода сырых баллов в стены.
Для определения значения, соответствующего ответам респондента, выбраны интервальные оценки, располагающиеся по ряду от 1-3. Это позволяет рассчитать ответы испытуемых в соответствии с интервальной шкалой. Группировка оценок ответов испытуемых проходит на основании шкалы Кеттелла. Таким образом, испытуемые сгруппируются в определенный изучаемый тип.
Стенайновая шкала используется для переведения сырых баллов в стены. Для удобства обработки результатов Кеттеллом был предложен способ нормирования оценок и последующей трансляции их в равноинтервальную шкалу путем разбиения оси значения тестовых оценок на десять интервалов, отвечающих долям стандартного отклонения.
Для оценки выраженности характеристик, описывающих конформное и нонконформное поведение, необходимо определить, какие личностные качества преобладают. Это дает возможность выявить устойчивое соотношение параметров, позволяющих определить пограничные и нормальные оценки ответов респондентов.
Оценка достоверности различий
Группирование ответов испытуемых дает возможность данную методику использовать при сравнении групповых показателей (Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. —СПб.:ООО «Речь», 2000. —350 с.)
· Тест «Внушаемость» (методика С.В. Клаучека и В.В. Деларю)
Личностный опросник разработанный совместно с д. мед. наук профессором С.В.Клаучеком и В. В. Деларю в 1997 г включал утверждения, характеризующие различные аспекты проявления внушаемости в поведении, деятельности и самосознании человека, взятые из известных клинико-психологических личностных тестов СМИЛ и 16 ФЛО (отечественные аналоги MMPI и 16PF соответственно). Учитывая тот факт, что внушаемость могла зависеть от причин социально-бытового характера, возрастных изменений и текущего функционального состояния, подбирались утверждения, касающиеся как достаточно стабильных личностных свойств, так и более динамичных характеристик.
На первом этапе с целью подтверждения дифференцирующей способности опросника 10 специалистов-экспертов (врачи-психиатры высшей категории и / или кандидаты медицинских наук, психологи высшей категории, работающие в области психодиагностики) проводили экспертную оценку каждого из отобранных утверждений с присвоением им весового коэффициента в диапазоне от 0 до 2. Затем по методу парных сравнений рассчитывался показатель согласованности экспертов, составивший 0,40-0,56 по 102 утверждениям первоначального варианта теста. На втором этапе была проведена серия исследований, направленных на проверку валидности и надежности утверждений, составивших список, путем сопоставления результатов ответов на него с данными пяти традиционных проб на внушаемость, адресованных к зрительному, тактильно-кинестетическому и обонятельному анализаторам, ассоциативному мышлению. С использованием списка из 102 утверждений и проб на внушаемость было обследовано 110 человек, признанных практически здоровыми. Пробы на внушаемость проводились в стандартных условиях одним и тем же специалистом.
Был проведен расчет коэффициентов корреляции ответов по каждому из отобранных утверждений с результатами проб на внушаемость. В итоге анализа полученных данных в состав окончательного варианта теста были включены 20 утверждений, которые имели достоверные средние и сильные корреляционные связи с тремя или более проведенными пробами.
В состав окончательного варианта теста были включены 20 утверждений, которые имели достоверные средние и сильные корреляционные связи с тремя или более проведенными пробами. В результате тест стал, представлен одной шкалой – "внушаемость" (склонность к психологическому индуцированию).
При интерпретации полученных показателей обследуемых, согласно правилу полусигмальных оценок [Д.Сепетлиев, 1968; В.Ю.Урбах, 1975; П.В. Терентьев, Н.С. Ростова, 1977; Р.Готтсданкер, 1982], лиц, набравших менее 6 баллов (как мужчин, так и женщин), правомерно отнести к группе низковнушаемых, от 6 до 14 включительно – средневнушаемых, 15 и более баллов – к группе высоковнушаемых).
Авторы сообщают о достаточно высокой валидности и надежности методики при обследовании людей в естественных условиях жизнедеятельности, рекомендуют ее для оценки уровня внушаемости, как отдельных индивидов, так и групп населения.
· Шкала СИ. Опросник социального интеллекта Tromsø (D.H.Silvera, M.Martinussen и T.I.Dahl).
D.H.Silvera, M.Martinussen и T.I.Dahl, пришли к заключению о том, что есть немного тестов социального интеллекта, которые могут быть использованы при изучении способности социального познания.
Авторы выявили два главных ограничения современных методик исследования социального интеллекта:
1) многие из тестов являются трудоемкими и сложными в применении;
2) различные формы измерений социального интеллекта часто невысоко коррелируют друг с другом, главным образом из-за разногласий в определении этого научного термина.
D.H.Silvera, M.Martinussen и T.I.Dahl утверждают, что разработанная ими методика диагностики социального интеллекта TSIS как раз и учитывает всю многогранность современных концепций социального интеллекта и проблемность в нахождении для него некоторого общего определения.
G.Gini полагает, что мультикомпонентная структура TSIS позволяет исследователям преодолеть, по крайней мере частично, проблему разнообразных определений СИ, используемых в литературе различными психологами.
Исследование итальянского автора проводилось на выборке подростков и также показало хорошую внутреннюю надежность опросника СИ Tromsø: SP (альфа = 0,80), SS (альфа = 0,79), и SA (альфа = 0,70).
По данным Z.Birknerova, TSIS может использоваться для оценки того, как человек прогнозирует и интерпретирует поведение окружающих, насколько он способен управлять социальными отношениями.
Шкала Tromsø содержит три субшкалы:
1) «Обработка социальной информации», которая является способностьюпонимать и предсказывать поведение и чувства других людей;
2) «Социальные навыки», включающие способность вступать в новыесоциальные ситуации и социальную адаптацию;
3) «Социальное осознание», которое определяет тенденцию человека бытьчувствительным или невосприимчивым к событиям, происходящим в социальных ситуациях, удивляться им.
Методика диагностики СИ Tromsø представляет собой порядковую шкалу измерения, где респонденту необходимо оценить каждое утверждение посредством своего согласия или несогласия. Шкальные баллы состоят из семи пунктов: от 1 = «совершенно на меня не похоже» до 7 = «описывает меня очень хорошо».
Шкала СИ Tromsø уже широко используется в настоящее время в таких странах Европы, как Норвегия, Италия, Словакия. Перевод и апробация данной методики на русскоязычной выборке младших школьников и подростков и верификации ее факторной структуры была сделана Семеновым В.Ю в 2016 году в своей диссертации «Возрастно-половые особенности социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков».
В оригинальной версии опросник состоит из трех шкал.
Однако, применение конфирматорного факторного анализа (КФА) на выборке русскоязычных учащихся младшего школьного и подросткового возраста выявило двухфакторную структуру опросника. Этот метод в настоящее время позволяет получить наиболее убедительные свидетельства факторной валидностимногошкального опросника.
В целом, шкалы обладают достаточно высокой надежностью по внутренней согласованности входящих в них пунктов.
Для каждого респондента рассчитывался суммарный балл по каждой шкале, как сумма входящих в него пунктов.
· Коммуникативные и организаторские склонности личности (КОС-2) (В.В. Синявский, В.А. Федорошин).
Методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности: умения четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми,
стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей,
стремление проявлять инициативу и т.д.).
Опросник состоит из 40 утверждений. Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных.
• Шкала самооценки и уровня притязаний: Т. Дембо и С.Я.Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан.
Методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов. Отмечается, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам).
Описание исследуемых шкал:
«Подверженность внешнему влиянию» С.В. Хусаиновой. Для определения значения, соответствующего ответам респондента, выбраны интервальные оценки, располагающиеся по ряду от 1-3 (интервальная).
«Внушаемость» (методика С.В. Клаучека и В.В. Деларю). При интерпретации полученных показателей обследуемыхлиц, набравших менее 6 баллов (1-6 интервальная), правомерно отнести к группе низковнушаемых, от 6-14 (инткрвальная) включительно – средневнушаемых, 15 и более баллов – к группе высоковнушаемых).
Опросник социального интеллекта Tromsø (D.H.Silvera, M.Martinussen и T.I.Dahl) представляет собой порядковую шкалу измерения, где респонденту необходимо оценить каждое утверждение посредством своего согласия или несогласия. Шкальные баллы состоят из семи пунктов: от 1 = «совершенно на меня не похоже» до 7 = «описывает меня очень хорошо» (интервальная шкала).
«Социальные навыки» от 7 до 49 баллов (интервальная)
«Социальное осознание» от 7 до 49 баллов (интервальная)
Коммуникативные и организаторские склонности личности (КОС-2) (В.В. Синявский, В.А. Федорошин).
Оценка (1-4 балла интервальная), характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Оценка (5-8 баллов интервальная) имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего.
Оценка (9-12 баллов интервальная), характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Оценка (13-16 баллов интервальная) свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых.
Оценка (17-20 баллов интервальная) свидетельствует о высшие уровни коммуникативных и организаторских склонностей.
Шкала самооценки и уровня притязаний: Т. Дембо и С.Я.Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан.
Уровень притязаний:
результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний
результат от 60- 89 баллов (интервальная) -реалистический уровень притязаний
результат от 75 до 89баллов (интервальная) -наиболее оптимальный, сравнительно высокий уровень;
результат от 90 до 100 баллов (интервальная) -нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям
Высота самооценки
результатот 45 до 74(интервальная) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
результатот 75 до 100(интервальная) свидетельствует о завышенной самооценке.
результатниже 45(интервальная) указывает на заниженную самооценку (недооценку себя).