Практическое занятие №1-2
Учебные цели и задачи: закрепить знания студентов о принципах организации, системы планирования и проведения фронтальной логопедической работы с детьми с различными нарушениями речи.
Основные понятия: логопедическое воздействие, фронтальное занятие, принципы логопедической работы, нарушение речи, перспективное планирование, ФФНР.
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы организации фронтальной работы с детьми:
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.
Принципы логопедической работы – это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.
Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:
· Этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения;
· системности и учета структуры речевого нарушения;
· комплексности;
· дифференцированного подхода;
· поэтапности;
· развития;
· онтогенетический;
· учета личностных особенностей;
· деятельностного подхода;
· использования обходного пути;
· формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.
Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.
Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.
Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.
Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные э тапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей. [1]
2. Система планирования и проведения фронтальной работы логопеда в условиях специального детского сада для детей с нарушениями речи.
В течение учебного года логопед разрабатывает:
а) перспективный план работы;
б) планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
На каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь для занятий, где еженедельно (не реже одного раза в месяц) логопед планирует коррекционную работу, ежедневно воспитателем фиксируется выполнение ребенком заданий во второй половине дня.
При составлении перспективного плана логопеду следует предусмотреть:
1. проведение бесед и консультаций с воспитателями; проверку логопедом речи детей старшей и подготовительной групп;
2. проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и коррекционных групп;
3. консультативное обследование детей с тяжелыми нарушениями речи с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя, музыкального работника);
4. участие в педсоветах, семинарах, консультациях, методических объединениях, конференциях;
5. связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок, проведение собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и т. д.).
Составление планов на каждое фронтальное занятие обязательно. В плане необходимо указывать тему, цель занятия, оборудование, примерный его ход. Воспитатель присутствует на занятии, записывает его ход и ошибки детей, дает анализ, который фиксирует в графе учета. [2]
Пример:
Перспективный тематический план проведения фронтальных занятий по формированию лексико–грамматических категорий языка в подготовительной логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.
Основные цели:
1. Развивать способность у детей к морфологическим и синтаксическим обобщениям.
2. Формировать языковые операции, в процессе которых происходит грамматическое структурирование предложений.
Задачи:
1. Учить образованию и употреблению:
- слов с уменьшительно – ласкательным и увеличительным оттенком;
- глаголов совершенного и несовершенного вида, приставочных глаголов единственного и множественного числа;
- относительных прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов, сравнительной степени прилагательных;
- родственных слов.
2. Учить пониманию многозначности слов.
3. Учить употреблению в речи простых и сложных предлогов; правильному употреблению падежных конструкций.
СЕНТЯБРЬ III. Приставочные глаголы. Знакомство с понятием сложное «слово». (тема «Грибы»). IV. Предлог В, НА, ПОД. | ОКТЯБРЬ I. Предлоги НАД, ПОД. II. Глаголы совершенного и несовершенного вида. III. Дательный падеж множественного числа существительных. IV. Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными. | НОЯБРЬ I. Предлоги В, ИЗ. II. Творительный падеж множественного числа существительных. III. Согласование числительных и существительных в творительном падеже. IV. Предлоги К, ОТ. |
ДЕКАБРЬ I. Образование относительных прилагательных. II. Относительные прилагательные («Материалы») III. Предложный падеж существительных. IV. Согласование существительных с числительными в родительном падеже. | ЯНВАРЬ II. Согласование существительных с числительными в дательном падеже III. Согласование существительных с числительными в творительном падеже. IV. Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже с союзом о. | ФЕВРАЛЬ I. Родительный падеж множественного числа существительных. II. Образование и употребление притяжательных прилагательных. III. Употребление существительных единственного числа в творительном падеже с предлогом со. IV. Родственные слова (№1) |
МАРТ I. Родственные слова (№2) II. Родственные слова (№3) III. Употребление сложных предлогов ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД. IV. Приставочные глаголы. | АПРЕЛЬ I. Сложносочинённые предложения с союзом а. II. Несклоняемые существительные. III. Несклоняемые существительные. IV. Составление сложных предложений с союзом потому что. | МАЙ II. Многозначные глаголы. III. Многозначные существительные. IV. Образование и употребление сложных слов. |
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Перспективный тематический план проведения фронтальных занятий по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
Основные цели:
1. Формировать способность к целостному смысловому высказыванию.
2. Развивать речевое творчество детей, выразительность речи.
Задачи:
1. Совершенствовать навык:
- распространения предложений путём введения однородных членов;
- ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопросы;
- составлять небольшие рассказы по картине, серии картин с элементами усложнения;
- пересказывать текст по плану, опорным картинкам, составлять описательный рассказ.
2. Продолжать учить составлять предложения по вопросам, картине, опорным словам.
2. Учить использовать элементы творческого высказывания.
4. Овладевать объяснительной и доказательной формой речи.
СЕНТЯБРЬ III. Краткий пересказ рассказа А. И. Максакова «По грибы». IV. Составление описательных рассказов по алгоритму. | ОКТЯБРЬ I. Рассказывание по картине «Золотая осень». II. Составление рассказа по действию Мы печём пирог. III. Составление сложных предложений с опорой на картинку (Д/и «Приготовь»). IV. Составление рассказа по серии картин «Журка». | НОЯБРЬ I. Пересказ рассказа О.И. Крупенчук «Позняя осень». II. Составление сложноподчинённых предложений с союзом потому что. III. Составление описательных загадок. |
ДЕКАБРЬ I. Составление рассказа «Здравствуй, зимушка!». II. Описание дятла (по предметной картинке). III. Составление описательных рассказов с использованием сложных предложений. IV. Творческое рассказывание «Если бы я был Дедом Морозом». | ЯНВАРЬ III. Инсценирование отрывка из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». IV. Отработка умения задавать вопросы на материале опытной деятельности. | ФЕВРАЛЬ I. Составление рассказа по картине (белый медведь). II. Составление описательных рассказов (животные жарких стран). III. Рассказывание по серии сюжетных картин «На границе». IV. Творческое рассказывание «Если бы я был…». |
МАРТ I. Составление поздравлений мамам и бабушкам. II. Составление рассказа по картине «Семья». III. Беседа о родном посёлке. IV. Составление сложных предложений (чтобы). | АПРЕЛЬ I. Пересказ рассказа «Прилетели грачи» с опорой на картинку. II. Экскурсия по улицам посёлка. III. Пересказ рассказа. IV. Н. Сутеев «Утёнок и цыплёнок» (инсценировка). | МАЙ II. Рассказывание по представлению «Школа». III. Составление рассказов по серии картин «Рыбалка». IV. Пересказ рассказа «Ивовый пир» М. Сладкова. |