Фронтальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми.




Практическое занятие №1-2

Учебные цели и задачи: закрепить знания студентов о принципах организации, системы планирования и проведения фронтальной логопедической работы с детьми с различными нарушениями речи.

Основные понятия: логопедическое воздействие, фронтальное занятие, принципы логопедической работы, нарушение речи, перспективное планирование, ФФНР.

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы организации фронтальной работы с детьми:

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Принципы логопедической работы – это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

· Этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения;

· системности и учета структуры речевого нарушения;

· комплексности;

· дифференцированного подхода;

· поэтапности;

· развития;

· онтогенетический;

· учета личностных особенностей;

· деятельностного подхода;

· использования обходного пути;

· формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.

Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные э тапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей. [1]

2. Система планирования и проведения фронтальной работы логопеда в условиях специального детского сада для детей с нарушениями речи.

В течение учебного года логопед разрабатывает:

а) перспективный план работы;

б) планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

На каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь для занятий, где еженедельно (не реже одного раза в месяц) логопед планирует коррекционную работу, ежедневно воспитателем фиксируется выполнение ребенком заданий во второй половине дня.

При составлении перспективного плана логопеду следует предусмотреть:

1. проведение бесед и консультаций с воспитателями; проверку логопедом речи детей старшей и подготовительной групп;

2. проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и коррекционных групп;

3. консультативное обследование детей с тяжелыми нарушениями речи с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя, музыкального работника);

4. участие в педсоветах, семинарах, консультациях, методических объединениях, конференциях;

5. связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок, проведение собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и т. д.).

Составление планов на каждое фронтальное занятие обязательно. В плане необходимо указывать тему, цель занятия, оборудование, примерный его ход. Воспитатель присутствует на занятии, записывает его ход и ошибки детей, дает анализ, который фиксирует в графе учета. [2]

Пример:

Перспективный тематический план проведения фронтальных занятий по формированию лексико–грамматических категорий языка в подготовительной логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

Основные цели:

1. Развивать способность у детей к морфологическим и синтаксическим обобщениям.

2. Формировать языковые операции, в процессе которых происходит грамматическое структурирование предложений.

Задачи:

1. Учить образованию и употреблению:

  • слов с уменьшительно – ласкательным и увеличительным оттенком;
  • глаголов совершенного и несовершенного вида, приставочных глаголов единственного и множественного числа;
  • относительных прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов, сравнительной степени прилагательных;
  • родственных слов.

2. Учить пониманию многозначности слов.

3. Учить употреблению в речи простых и сложных предлогов; правильному употреблению падежных конструкций.

СЕНТЯБРЬ III. Приставочные глаголы. Знакомство с понятием сложное «слово». (тема «Грибы»). IV. Предлог В, НА, ПОД. ОКТЯБРЬ I. Предлоги НАД, ПОД. II. Глаголы совершенного и несовершенного вида. III. Дательный падеж множественного числа существительных. IV. Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными. НОЯБРЬ I. Предлоги В, ИЗ. II. Творительный падеж множественного числа существительных. III. Согласование числительных и существительных в творительном падеже. IV. Предлоги К, ОТ.
ДЕКАБРЬ I. Образование относительных прилагательных. II. Относительные прилагательные («Материалы») III. Предложный падеж существительных. IV. Согласование существительных с числительными в родительном падеже. ЯНВАРЬ II. Согласование существительных с числительными в дательном падеже III. Согласование существительных с числительными в творительном падеже. IV. Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже с союзом о. ФЕВРАЛЬ I. Родительный падеж множественного числа существительных. II. Образование и употребление притяжательных прилагательных. III. Употребление существительных единственного числа в творительном падеже с предлогом со. IV. Родственные слова (№1)
МАРТ I. Родственные слова (№2) II. Родственные слова (№3) III. Употребление сложных предлогов ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД. IV. Приставочные глаголы. АПРЕЛЬ I. Сложносочинённые предложения с союзом а. II. Несклоняемые существительные. III. Несклоняемые существительные. IV. Составление сложных предложений с союзом потому что. МАЙ II. Многозначные глаголы. III. Многозначные существительные. IV. Образование и употребление сложных слов.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Перспективный тематический план проведения фронтальных занятий по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Основные цели:

1. Формировать способность к целостному смысловому высказыванию.

2. Развивать речевое творчество детей, выразительность речи.

Задачи:

1. Совершенствовать навык:

  • распространения предложений путём введения однородных членов;
  • ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопросы;
  • составлять небольшие рассказы по картине, серии картин с элементами усложнения;
  • пересказывать текст по плану, опорным картинкам, составлять описательный рассказ.

2. Продолжать учить составлять предложения по вопросам, картине, опорным словам.

2. Учить использовать элементы творческого высказывания.

4. Овладевать объяснительной и доказательной формой речи.

СЕНТЯБРЬ III. Краткий пересказ рассказа А. И. Максакова «По грибы». IV. Составление описательных рассказов по алгоритму. ОКТЯБРЬ I. Рассказывание по картине «Золотая осень». II. Составление рассказа по действию Мы печём пирог. III. Составление сложных предложений с опорой на картинку (Д/и «Приготовь»). IV. Составление рассказа по серии картин «Журка». НОЯБРЬ I. Пересказ рассказа О.И. Крупенчук «Позняя осень». II. Составление сложноподчинённых предложений с союзом потому что. III. Составление описательных загадок.
ДЕКАБРЬ I. Составление рассказа «Здравствуй, зимушка!». II. Описание дятла (по предметной картинке). III. Составление описательных рассказов с использованием сложных предложений. IV. Творческое рассказывание «Если бы я был Дедом Морозом». ЯНВАРЬ III. Инсценирование отрывка из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». IV. Отработка умения задавать вопросы на материале опытной деятельности. ФЕВРАЛЬ I. Составление рассказа по картине (белый медведь). II. Составление описательных рассказов (животные жарких стран). III. Рассказывание по серии сюжетных картин «На границе». IV. Творческое рассказывание «Если бы я был…».
МАРТ I. Составление поздравлений мамам и бабушкам. II. Составление рассказа по картине «Семья». III. Беседа о родном посёлке. IV. Составление сложных предложений (чтобы). АПРЕЛЬ I. Пересказ рассказа «Прилетели грачи» с опорой на картинку. II. Экскурсия по улицам посёлка. III. Пересказ рассказа. IV. Н. Сутеев «Утёнок и цыплёнок» (инсценировка). МАЙ II. Рассказывание по представлению «Школа». III. Составление рассказов по серии картин «Рыбалка». IV. Пересказ рассказа «Ивовый пир» М. Сладкова.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: