Субъекты, которые определяли и формировали решения в области внешней политики России в 90-е годы




Президент и президентский аппарат

После принятия новой Конституции в декабре 1993 года планирование и осуществление внешней политики стали прерогативой президента. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80, п. 4; Ст. 86, пп. «а»). Кроме того, он формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом, утверждает военную доктрину Российской Федерации, формирует Администрацию Президента Российской Федерации и назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83, «ж», «з», «и», «л»).Наиболее важным правом Президента РФ является право издавать указы и распоряжения (ст. 90, п. 1).

31 октября 1996 г. Президент России утвердил аппарат Совета по внешней политике при Президенте РФ, укреп­ляя его функции и добавляя более серьезное право - информационное обеспечение президента и руководите­ля Администрации Президента в сфере внешней полити­ки.

Администрация Президента РФ становилась органом, имеющим возможность оказывать огромное влияние на формирование внешней политики России. Совместно с МИДом она готовила зарубежные визиты российского президента и визиты в Россию высших иностранных государственных деятелей.

Министр иностранных дел и МИД.

В начале 1992 г., когда следом за распадом СССР было создано новое Российское государство, место в нем Ми­нистерства иностранных дел обозначалось весьма нео­пределенно, а действия его были довольно неуверенны­ми. В Советском Союзе, как известно, деятельность МИДа впрямую зависела от внешнеполитической линии, диктуемой Политбюро и разработанной Международным отделом ЦК КПСС, ориентированным, главным обра­зом, КГБ и Министерством обороны. При этом МИД был суборганом политической власти, а не государства, который не имел самостоятельности как субъект, активно участвующий в процессе формирования внешней поли­тики.

В течение 1993 - 1994 гг. деятельность МИДа была на­правлена на вхождение России в мировое сообщество. Особенно важной оставалась роль МИДа в формирова­нии благоприятной для российских реформ внешней ат­мосферы. 8-10 июля 1994 г. в Неаполе состоялась встреча на высшем уровне лидеров семи развитых стран, в кото­рой принял участие президент России Б. Ельцин. В про­цессе встречи, которая проходила по формуле «7-Н», бы­ли изложены общие подходы «восьмерки» к ключевым проблемам международной жизни. При этом большая работа для интеграции России в «семерку» была проведе­на МИДом.

Министр обороны и Министерство обороны РФ.

В первую очередь Минобороны занялось укреплением отношений со странами СНГ для объединения в целях безопасности вооруженных сил. 18-19 июля 1994 г. на заседании министров обороны государств-участников многостороннее военное сотрудничество стран СНГ реализовалось, главным образом, в рамках уже существо­вавшего Договора о коллективной безопасности, который имел целью объединение вооруженных сил и был подпи­сан в мае 1992 г. Он вступил в силу 20 апреля 1994 г. и имел срок действия пять лет[6].

Одновременно Минобороны расширяло сферу дея­тельности российской армии на международной арене через участие в миротворческих операциях в зонах конф­ликтов - в Боснии, Югославии и СНГ. В связи с этим первый заместитель Председателя Совета Министров Российской Федерации О. Сосковец в ноябре 1993 г. подписал Постановление «Об образовании Межведом­ственной комиссии по координации участия Российской Федерации в миротворческой деятельности». Б. Ель­цин в связи с принятой Советом Безопасности ООН ре­золюцией 937 от 21 июля 1994 г. издал 7 октября 1994 г. «Распоряжение Президента Российской Федерации о на­правлении российских военных наблюдателей в состав миссии ООН по наблюдению в Грузии».

Законодательная власть.

Законодательная власть является одним из главных ис­точников, даюших легальность осуществления внешней деятельности любого государства, в том числе России. Если говорить о практическом процессе формирования внешней политики, то надо признать, что российский парламент действует в этом процессе опосредованно. По­тому что, по сути дела, его главной задачей являются формирование Конституции и законов, которые дают ориентиры для главного направления внешней политики, а также оценка работы, проведенной правительством, являющимся практическим рабочим органом, в том числе, его внешнеполитических структур.

Проекты решений по внешнеполитическим вопросам готовятся для принятия их законодательной властью в соответствующих комитетах как правило, депутатами, имеющими опыт работы в области международных от­ношений. Затем они обсуждаются на заседаниях Думы. Отработанные и принятые законы предлагаются прави­тельству.

В России, как известно, окончательное слово в утвер­ждении любого закона имеет президент.

У законодательной власти России имеются два пути для участия во внешней политике государства. Первый направлен на выработку системы собственной внешнепо­литической деятельности, ориентированной главным об­разом на развитие и укрепление международных, т.е. межпарламентских, связей. Второй - влияние на курс внешней политики через давление на исполнительную власть, через формирование общественного мнения, со­гласие или отказ в ратификации международных согла­шений, заключенных правительством, принятие или от­клонение бюджета. В парламенте бюджет проходит четы­ре чтения в каждой палате (Государственной Думе и Со­вете Федерации). Детальное изучение проводится в ос­новных комитетах парламента.

После распада СССР руководство Верховного Совета РФ во главе с Р. Хасбулатовым уделяло большое внима­ние развитию международных связей российских парла­ментариев, пытаясь обеспечить правопреемство с пред­шествовавшими высшими законодательными органами СССР и РСФСР.

Таким образом, парламент осуществляет свое участие в международной жизни страны посредством пристального наблюдения за политикой правительства, формирования общественного мнения, ратификации международных договоров, заключенных правительством. Еще одним важным средством, используя которое парламент уча­ствует в процессе формирования внешней политики, яв­ляется рассмотрение проекта бюджета, представленного правительством. Принятие или отклонение статей бюд­жета, направленных на расходы по обороне страны, на МИД, Администрацию Президента и другие ведомства, связанные с международными акциями, оказывает весо­мое влияние на направление внешней политики.

Когда в 1992 г. было объявлено о необ­ходимости военной реформы, государство стремилось к уменьшению количества вооружения и общего объема армии, противопоставив старым канонам создание профессиональной армии. Очевидно, что это стремление до сих пор не увенчалась успехом, поскольку, как известно, военная реформа возможна только при поддержке госу­дарственного финансирования. Несмотря на активное лоббирование Минобороны, проводимое его газетой «Красная Звезда» и сторонниками в парламенте, оконча­тельно выделенная сумма в бюджете не отличалась от указанной в первоначальном проекте Минфина.

В целом же, можно констатировать, что к 1997 г. наме­тился вполне определенный сдвиг в плане совместной выработки более сбалансированного и более эффектив­ного курса России в международных делах. Активизиро­валась роль Федерального Собрания и особенно Государ­ственной Думы во внешнеполитическом процессе в рам­ках становления новой государственной власти. Активи­зация эта, неразрывно связанная с внутриполитической борьбой, зачастую сопровождалась резкими столкнове­ниями с исполнительной властью, с президентом РФ. Тем не менее, перспективная тенденция начала все более уверенно и последовательно прокладывать себе путь в сумятице во многом противоречивого, но необходимого и неизбежного в правовом государстве сотрудничества законодательной и исполнительной ветвей власти при выработке и осуществлении внешней политики.


Заключение

Анализ внешней политики современной России и её поведения на международной арене в 90-х годах, на рубеже веков, свидетельствует о больших трудностях в определении внешнеполитической стратегии. Не всегда лидеры государства помнили и понимали, что Россия – евразийское государство и в силу его географического положения, исторического опыта, политических и экономических условий его внешнеполитические приоритеты должны быть в равной степени направлены и на запад, и на восток.

В современных международных отношениях тенденция к многополярности стала необратимым проявлением, что выражается в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств. И ориентация внешней политики Российской Федерации, характеризу­ющаяся стремлением сформировать механизм многополярности мира, вовсе не исключение. В настоящее время мировое сообщество столкнулось с принципиально но­вым комплексом проблем, которые требуют своего раз­решения.

Россия с начала 90-х годов сконцентрировала свою дипломатическую дея­тельность на задаче вхождения в мировое сообщество, в его институты безопасности и конкретные коллективные структуры регулирования военно-политической деятель­ности. При этом Россия в качестве ядерной державы, по­стоянного члена Совета Безопасности ООН, несущего ответственность за поддержание международного мира и безопасности, располагала и располагает особыми рыча­гами воздействия на ряд наиболее жизненно важных областей международной политической безопасности. Но со временем Россия столкнулась с усилением стремления ряда государств ослабить ее позиции в политической, экономической и военной областях, ограничить ее влияние на решение кардинальных международных проблем, что, естественно никак не устраивает ни руководителей государства, ни его население.

В последние годы 20 столетия, Россия с драма­тичным напряжением старалась балансировать между различными силовыми центрами современного мира, пытаясь отстоять независимость своей внешней полити­ки, стимулировать тенденции к многополярности миропорядка. Об этом свидетельствуют встречи президента РФ с лидерами ФРГ, Франции, Японии, Китая и других стран, достигнутые на них договоренности о новых на­правлениях сотрудничества, оживление российской по­литики на многих направлениях. Основной целью усилий России являлось недопущение такой расстановки сил в мире, когда идет создание единственного мирового сило­вого полюса. Отсюда - принципиальный отказ России от формирования общеевропейской системы в рамках НАТО, ее стремление к повышению статуса и расширению функций ОБСЕ.


Список использованной литературы

1. Внешняя политика России: 1991-2000. М., 2001.

2. Внешняя политика России. Сборник документов. М., 1997.

3. Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. М., 2000.

4. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). Учебник / Под ред. А.С. Протопопова. М., 2006.

5. Концепция внешней политики Российской Федерации. Российская газета, № 133, 11.07.2000.

6. Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999.

7. Международные отношения на постсоветском пространстве / Под ред. И.Д. Звягельской, Н.А.Косолапова. М., 2000.

 


[1] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 42.

[2] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 44.

[3] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 46.

[4] Концепция внешней политики Российской Федерации. Российская газета, № 133, 11.07.2000.

[5] Внешняя политика России: 1991-2000. М., 2001.

[6] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 143.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: