Лекция 6 «Структура, типизация и специализация магазинов»
Вопросы:
1 - Специализация и типизация магазинов
2 - Структура предприятий розничной торговли
Вопрос 1. Специализация и типизация магазинов
Специализация и типизация магазинов является одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, улучшить изучение спроса, повысить качество обслуживания населения.
Специализация магазинов — одно из доминирующих направлений розничной торговли за последние 10 лет.
По мнению М.А. Николаевой и О. Шальновой, специализированный магазин — это розничное торговое предприятие, реализующее одну или несколько групп/подгрупп товаров в рамках одной ассортиментной категории, объединяемых по функциональному назначению («Одежда», «Колбасы», «Обувь») или общности использования («Фототовары», «Аксессуары», «Спортивные товары»).
Ведущим направлением является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении ассортимента каждой группы.
Специализированные магазины имеют ряд преимуществ: более широкий, концентрированный ассортимент товаров определенной группы, а следовательно, и больше возможностей для выбора товаров, лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников, более эффективного воздействия на производство товаров путем установления прямых связей с предприятиями — изготовителями товаров данной группы.
|
Основной характерной особенностью специализированных магазинов, отличающих их от универсальных, является насыщенность и глубина торгового ассортимента, а также оказание сервиса при выборе товара.
Специализированный магазин призван максимально удовлетворять широкие потребности потребителей в товарах определенной ассортиментной категории.
Все эти преимущества обеспечивают высокий уровень культуры торговли, увеличение объема продажи и ускорение оборачиваемости товаров, рост производительности труда, сокращение издержек обращения и повышение уровня рентабельности.
С учетом товарной специализации магазины делят на следующие виды:
• универсальные — реализующие универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров (универсам, универмаг и т.п.);
• специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы («Ткани», «Мебель», «Хозяйственные товары» и т.п.) или ее части (узкоспециализированные «Ковры», «Мужские сорочки» и т.п.);
• неспециализированные, ведущие торговлю комбинированным или смешанным ассортиментом товаров («Бутик», «Сток», «Магазин-салон» и т.п.);
• комбинированные — реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо — рыба, трикотаж — галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, детей, для дома и т.д.);
• смешанные, ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса (магазины «Товары повседневного спроса», «Мини-маркет»).
|
Специализация магазинов по товарному признаку нашла более широкое распространение в городах с довольно высоким уровнем концентрации предприятий розничной торговли.
Для определения уровня специализации розничной торговой сети рассчитывают коэффициент специализации (Ксп) по формуле
Ксп = С / О,
где С — количество специализированных магазинов в населенном пункте (районе);
О — общее количество магазинов в населенном пункте.
Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов (Sc) к общей торговой площади магазинов (So):
Ксп = Sc / So,
или отношения розничного товарооборота специализированных магазинов (Тс) к товарообороту всех магазинов (То):
Ксп = Тс / То.
Рассчитав этот показатель приведенными тремя способами, можно составить более четкое представление об уровне специализации розничной торговой сети в населенном пункте, районе и т.д.
Таким образом, специализированный магазин является довольно перспективным видом стационарной розничной торговли, у него достаточно много разновидностей и особенностей функционирования, которые необходимо учитывать в современных реалиях развития рынка розничной торговли России.
На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли.
Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.
Типизация позволяет устранить излишнее многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т.д.
К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся:
1 - размер площадей торговых объектов;
2 - ассортимент предлагаемых к продаже товаров;
3 - применяемые формы торгового обслуживания покупателей.