ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с проектом scienceme.ru подготовил цикл дискуссий о творчестве художников Лондонской школы. Британских живописцев второй половины XX века объединил интерес к человеческой фигуре и новые выразительные средства. В своем творчестве художники переосмысляли трагедию Второй мировой войны и ее последствия.
Участники дискуссии — искусствоведы, писатели, научные сотрудники — беседуют о восприятии художниками Лондонской школы добра и зла, войны и преступлений нацистов.
22 марта, 18:00. Лондонская школа и школа старых мастеров
Лондонская школа – неоднозначное явление в художественном мире: с одной стороны, ее представители – это реформаторы, находившиеся в поисках новых выразительных средств, а с другой – художники, обратившиеся к реализму. Вопреки доминированию после Второй мировой войны различных течений абстракционизма, лондонцы создали абсолютно человеческий мир – телесный и чувственный. Эта программа объединяет их со старыми мастерами. Они называли себя учениками художников-классиков: Люсьен Фрейд считал Северное Возрождение важнейшим периодом в истории искусства, а себя называл преемником Альбрехта Дюрера – отца жанра автопортрета; Франк Ауэрбах говорил о влиянии на свое творчество почти всех старых мастеров. В рамках дискуссии будут обсуждаться общие тенденции старой и новой традиций, и те исходные точки, когда современные художники стали отходить от классики.
Участники: Виктор Ерофеев – писатель, литературовед, радио- и телеведущий.
Данила Булатов – куратор, научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, историк искусства.
Надежда Проказина – преподаватель Школы исторических наук НИУ ВШЭ, искусствовед, специалист по западному искусству.
Екатерина Кочеткова – кандидат искусствоведения, старший преподаватель исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
|
29 марта, 18:00. Лондонская школа: фигуративное искусство как новая абстракция
В первой половине XX века искусство в основном отказывается от репрезентативности. Художественный мир наполняется «теорией», отходит от пространственной ясности и историчности: искусство стремится отразить идею об искусстве. Но кризисы, с которыми сталкивается человечество, вызывают острую необходимость вернуться к реальности. Художники Лондонской школы осуществили этот поворот, но, несмотря на то что их искусство фигуративно, оно далеко от реалистической традиции. Они стремились максимально передать непосредственное переживание жизни. Для этого нередко прибегали к технике импасто (нанесению на полотно густого слоя краски), что должно было способствовать соединению пространства картины с реальным миром, усилению материальных аспектов живописи. В то же время такой подход подразумевал высокий уровень абстрагирования, поскольку художник не ставил цель имитировать на полотне реальность видимого мира, но стремился усилить «чувство реальности».
Участники: Илона Лебедева – кандидат искусствоведения, научный сотрудник отдела современного западного искусства Государственного института искусствознания, член Ассоциации искусствоведов и Ассоциации менеджеров культуры.
Сергей Дзикевич – кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Кирилл Светляков – кандидат искусствоведения, лауреат премии имени Сергея Курёхина, один из самых влиятельных персон в российском искусстве по версии изданий «Артхроника», «Артгид», «ArtnewspaperRussia».
Виктория Васильева – кандидат философских наук, доцент факультета гуманитарных наук, Школы Культурологии НИУ ВШЭ, специалист по медиа, массовой культуре и аудиовизуальным методам в науках о культуре.
Антон Ланге – знаток искусства Бэкона и Фрейда, кандидат биологических наук, основоположник и признанный мастер эротической фотографии в России.
|
5 апреля, 18:00. Лондонская школа: кризис зла
Традиционно осмысление добра и зла относится к области этики, представления об этих категориях менялись в разные времена. Этические представления касались очень отвлеченных понятий, таких как долг, принцип, воля, иногда через этические законы осмыслялось мироздание. Этика всегда обращалась к человеку как к существу, способному поступать сообразно идеалистичным принципам. Двадцатый век заставил человека столкнуться с тем, что все сформированные этические и религиозные представления о добре и зле больше не работают. Это стало следствием трагедии войны, чудовищных преступлений нацизма, физических страданий людей – человеческое тело оказалось политическим полем, где насилие достигло предельного градуса. Расследование медицинских экспериментов нацистов в рамках Нюрнбергского процесса породило новое, более прикладное представление об этике: появилась медицинская этика и биоэтика. В рамках дискуссии будет сделана попытка осмыслить творчество художников Лондонской школы сквозь призму этических проблем XX века.
|
Участники: Борис Кашников – доктор философских наук, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
Данила Булатов – куратор, научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, историк искусства.
Олег Аронсон – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, старший научный сотрудник института «Русская антропологическая школа», а также Российского института культурологии, искусствовед.
Александра Московская – кандидат философских наук, научный сотрудник сектора эстетики Института философии РАН.
12 апреля, 18:00. «Смерть бога» и христианские образы
Одной из традиционных обсуждаемых тем, относящихся к религии, является трудность объяснения существования зла в мире, управляемом благим Богом, – проблема теодицеи. Провозглашенная в XX веке идея Ницше о «смерти Бога», заключает в себе мысль о том, что умирают старые моральные принципы, источником которых является некое высшее существо, Бог. Со смертью Бога человек утверждает действительность – говорит «да» жизни. Вместе с тем бытие теряет ту надежность, которую дает присутствие Бога. События, происходившие при жизни художников Лондонской школы, – войны, революции, научные открытия, экономические кризисы – демонстрируют всю хрупкость благополучия и рациональности жизни. В искусстве после Второй мировой войны часто встречаются образы, заимствованные из христианской иконографии, однако они неизбежно приобретают секулярный, даже нигилистический характер. Дискуссия раскроет возможности понимания творчества художников Лондонской школы в контексте «обезбожения» мира и нового взгляда на христианские доктрины.
Участники: Данила Булатов – куратор, научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, историк искусства.
Алексей Расторгуев – кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист по искусству поздней античности, искусству западноевропейского Средневековья, византийской и поствизантийской иконы, истории христианской иконографии, искусству Северного Возрождения, искусству XX века.
Юлия Синеокая – доктор философских наук, профессор РАН, заведующая сектором истории западной философии Института философии РАН, специалист по истории европейской и русской философии второй половины XIX – ХХ века.
Владимир Мартынов – историк и теоретик музыки, композитор, автор музыки для кино и театра, автор курса лекций «Музыкальная антропология» в МГУ им. М.В. Ломоносова.
19 апреля, 18:00. Тело без органов: философия и послевоенное искусство
«Тело без органов» – философская концепция, введенная Антоненом Арто и подробно разработанная Жилем Делёзом, стала ключевой для развития последующих тенденций в живописи, танце, театре и кино. Суть ее заключается в том, что тело без органов есть противопоставление организованному телу, это «плоть и нервы». Исследуя творчество Бэкона, Делёз пишет об изображении художником «интенсивного факта тела». Этот принцип оказался чрезвычайно важным для художников Лондонской школы, которые столкнулись с реальностью послевоенной Европы, где действительность ощущалась во всей гамме физических впечатлений: действительность, которая не была скрыта за видами благоустроенных городов, наполненными едой столами в домах и дорогой одеждой – чистое бытие, непосредственно открывшееся художнику. «Тело без органов» в качестве принципа мышления и видения является наиболее подходящим для передачи напряженности жизни, и живопись представителей Лондонской школы пытается заставить зрителя сделать себя «телом без органов», научиться воспринимать на уровне работы нервных окончаний, благодаря чему жизнь освобождается от «организации» и приходит к утверждению своей подлинности.
Участники: Светлана Полякова – кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии теории познания философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, онтолог, специалист по современному искусству и теософии.
Хаим Сокол – художник, скульптор, арт-обозреватель, автор инсталляций, перформансов, текстов.
Анна Ямпольская – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ, специалист по французской и немецкой феноменологии.
18 мая, 20:00. Лондонская школа и поэзия. Искусство после Освенцима
Фраза немецкого философа Теодора Адорно «после Освенцима любое слово, в котором слышатся возвышенные ноты, лишается права на существование» стала приговором для всего искусства, которое могло быть создано после Холокоста. Любые слова, апеллирующие к трансцендентному, оказываются скомпрометированы тем, что когда-то именно они привели к Освенциму. Когда такое возвышенное мышление соединяется с реальным опытом, уже ничего не стоит истребить целые народы во имя «высокой идеи». Поэзия и живопись – жанры, которые чаще всех остальных взывают к смыслам, находящимся выше человеческой материальной реальности. Но насколько они возможны в период, когда такое мировоззрение еще «пахнет падалью»? Лондонская школа является продуктом этого мироощущения, которое становится импульсом для создания новых форм и выразительных средств при условии осознания губительности старого понимания искусства. В рамках разговора о послевоенной живописи и поэзии станет возможным понять, как искусство преодолевало кризис репрезентации, обусловленный кровавыми страницами истории человечества.
Участники: Денис Ларионов – поэт, критик, исследователь литературы, аспирант сектора эстетики Института философии РАН, культуролог.
Ксения Голубович – кандидат филологических наук, председатель жюри литературной премии имени А. Пятигорского, писатель, переводчик, литературный критик.
Александра Володина – преподаватель программы «Современное искусство» в НИУ ВШЭ, научный сотрудник сектора эстетики Института философии РАН, культуролог.
19 мая, 13:00. Лондонская школа: экзистенциальный ужас и переживание войны
Экзистенциальное переживание ужаса – один из источников художественного языка мастеров Лондонской школы. Война – это событие, которое можно описать как бесконечное ощущение смерти. Люди, погруженные в такое состояние, способны обнаруживать преломления жизни, которые невозможно заметить в мирное время – они, как это ни парадоксально звучит, начинают по-настоящему жить. Несмотря на то, что война деморализует человека, она является «пограничной ситуацией» (это термин из философии экзистенциализма, обозначающий момент, в который человек осознает свое подлинное бытие – экзистенцию). Искусство Лондонской школы пропитано этим потрясением от открывшейся алогичности и неупорядоченности мира. Приемы, которые используют художники, позволяют делать ощутимым страх человека, вызванный чувством слитности с этим миром и одновременно ужасом пребывания в нем. В связи с этим большинство из этих мастеров обращается к изображению плоти – самой первичной зоны человеческого опыта, в которой человек утверждает себя. Жан-Поль Сартр писал: «Мое тело из плоти, плоть живет, плоть копошится, она тихо вращает соки, кремы, эта плоть вращает, вращает мягкую сладкую влагу моей плоти, кровь моей руки, сладкая боль в моей раненой плоти, которую вращают, она идет, я иду, я спасаюсь бегством, я негодяй с израненной плотью, израненный существованием об эти стены». Плоть становится точкой, где страх, ужас и война переплетаются в единство собственного переживания.
Участники: Глеб Непреенко – искусствовед, психоаналитик лакановской ориентации, теоретик искусства.
Валентин Дьяконов – кандидат культурологии, искусствовед, арт-критик.
Алина Стрельцова – кандидат искусствоведения, преподаватель факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель главного редактора журнала «Искусство», журналист.