Современная химическая теория представлена четырьмя относительно замкнутыми системными понятиями. Эти системы были названы концептуальными системами химии3:
1) учение о химических элементах и составе вещества (периодическая система элементов Д.И. Менделеева, концепции соединений, теория валентности),
2) структурная химия (учение о строении органических и неорганических соединений, координационная теория, кристаллохимия и т.д.),
3) учение о химическом процессе (кинетика и теория катализа) и
4) химия самоорганизации (концепция диссипативных систем И. Пригожина, теория реакции Белоусова—Жаботинского, эволюционный катализ, учение о химической эволюции).
3 См.: Кузнецов В.И., Печенкин А.А. Концептуальные системы химии. Структурные и
кинетические теории // Вопросы философии. 1971. № 1; Кузнецов В.И. Диалектика разви
тия химии. От истории к теории развития химии. М., 1973.
192 2. Философские проблемы естествознания
Концептуальные системы последовательно формировались в ходе исторического развития химии. Это может быть выражено следующей категориальной схемой:
[См.: Кедров Б.М. Общий ход познания вещества // Вопросы философии. 1965. № 4; Быков Г.В. Доструктурные теории органической химии в России // Труды Института истории естествознания и техники АН СССР. М., 1958.]
Каждый треугольник этой схемы символизирует построение новой концептуальной системы. Горизонтальная линия «состав—свойство» — это квинтэссенция того, к чему пришло учение о химических элементах в первой половине XIX в.
Хотя периодический закон был установлен Д.И. Менделеевым в 1869 г., учение о химических элементах в целом сложилось в первой половине XIX в. в виде двух концепций химического состава — концепция дальтонидов и концепция бертоллидов.
|
Но состав химического вещества не всегда может объяснить его свойства, например, свойства изомеров и полимеров? Этот вопрос возник в органической химии в середине XIX в., и он привел к появлению понятия структуры и кинетических теорий в трудах Ф.А. Кекуле (1829— 1869), А.С. Купера (1831-1892) и A.M. Бутлерова (1828-1886). Кинетика химических систем стала изучаться с целью объяснения функций этих систем, их реакционных способностей.
Но структура вещества не всегда может объяснить его функцию, реакционную способность, и для этого объяснения требуется изучение организации, кинетики той реакционной системы, в которую включено данное вещество. Раскрыть организацию системы значит выяснить схему ее реагирования (поведения) в ответ на изменение ее граничных условий.
В 30-х гг. XX в., когда создается теория элементарного акта химической реакции и учение о сложных химических реакциях, состоящих из множества последовательных, параллельных и конкурирующих элементарных стадий. В 1930-х гг. Н.Н. Семенов (один из создателей теории цепных реакций) поставил задачу провести классификацию химических реакций (подобную химических соединений). В 1940-х гг. Л. Гаммет (1894—1987) характеризовал основную проблему химии как проблему «предвидения и управления ходом реакций»2.
1 Семенов Н.Н. Цепные реакции. Л., 1934. С. 14.
2 Гаммет Л. Основы физической органической химии. М, 1972. СП.
Химия самоорганизации заявила о себе в 1970-х гг. с реакции Белоусова—Жаботинского1. В начале 1950-х гг. Б.П. Белоусов, моделируя процессы, связанные с циклом лимонной кислоты (циклом Кребса - циклический химический процесс в живом организме), открыл колебательную реакцию, своего рода химические часы. Реакционная смесь начинает «организовываться»: приходит в колебательное состояние, сохраняющееся достаточно долго (более часа). Цвет этого раствора начинает изменяться с желтого на бесцветный, затем опять на желтый и т.д.
|
1 Об этой истории см. воспоминания С.Э. Шноля, учителя A.M. Жаботинского: Шноль С.Э. Герои и злодеи российской науки. М., 1997; Он же. Герои, злодеи и конформисты российской науки. М., 2001.
2.3. Философские проблемы химии 193
С войства вещества - характеристики, «закрепленные» за данным веществом (цвет, запах, кислотность, горючесть, канцерогенность и т.д.). Свойства проявляются во взаимодействии с другими объектами и зависят от его состава.
Реакционная способность — характеризуется способами его реагирования, скоростями возможных реакций, их конечными и промежуточными продуктами. Эта характеристика вещества не может быть выведена из структуры вещества. Надо раскрыть организацию реакционной системы, в которой протекает данный процесс (ход реакции, его зависимость от характеристик со-реагента, от показателей сосуда, в котором происходит реакция, от скорости перемешивания и т.д.).
Структура системы — это совокупность ее элементов и порядок связей между ними.
Механизм реакции — это развертка структуры реагирующих веществ во времени. Выяснить механизм реакции - значит раскрыть совокупность элементарных стадий, составляющих реакцию, а также закон (кинетическое уравнение), связывающий эти стадии между собой.
|
Организация реакционной системы — это внутреннее устройство системы плюс схема ее реагирования на изменение граничных условий.
Самоорганизация реакционной системы — это структурирование, отражающее внутренние ресурсы этой системы.
2.3. Философские проблемы химии 199
В процессе становления концептуальных схем прослеживаются, по меньшей мере, две альтернативные тенденции:
1. тенденция физикализации — внедрение в химическую науку физических идей и методов, подведение под химию теоретико-физического фундамента (физикализация химии — аналог математизации физики).
2.эволюция собственных концептуальных систем химии. Это тенденция к формированию системных понятий, раскрывающих предмет этой науки — вещество (понятий «состав», «свойство» и т.д.).
Эти тенденции могут быть сопоставлены с декартовской системой координат: В этой «системе координат» помещается история современной химии или, по крайней мере, ее значительные фрагменты. Эта схема развития химии расходится с «одномерными», «линейными» трактовками истории этой науки, встречающимися в литературе. Если бы мы проследили третью, четвертую тенденции, мы получили бы более полное представление.
200 2. Философские проблемы естествознания