МБДОУ детский сад №27 «Чароит»
Утверждено
Заведующий МБДОУ д/с 27 «Чароит»
Скатова Н.С.
«___»_____________20___г.
План по самообразованию
Педагога- психолога
Журавлевой Екатерины Ивановны
Тема самообразования:
«Арт-терапия, как метод коррекции и один из видов здоровьесберегающих технологий»
Учебный год
Актуальность темы
Дошкольное детство – это важный и очень активный период, развития ребенка. Именно дошкольное детство является периодом первоначального становления личности человека. В современном технологичном, напряжённом мире, необходимо сберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и эмоциональное, психическое. В этом нам может помочь арт-терапия, которая на сегодняшний день является актуальным методом работы с детьми, одним из видов здоровъесберегающих технологий.
Арт-терапия по своей сути представляет комплекс видов искусства, активно работающих в развитии и психокоррекции, является самостоятельным методом.
Возможности арт-терапии
Как метод, этот вид терапии удобен тем, что он позволяет с ребенком с помощью невербального взаимодействия, особенно с детьми, имеющими затруднения речи. Во время творческих занятий у ребенка активизируется правое полушарие. Бурное развитие информационных технологий в наше время, приводит к активному включению левого полушария. Общеизвестно, что для гармоничного и полноценного развития личности необходимо включение обеих полушарий, их интеграция. Ребенок при помощи самовыражения в арт-терапии, взаимодействуя с миром доступным ему способом, начинает понимать и принимать себя в этом мире, учится взаимодействовать со своим окружением, развивает побудительные мотивы к деятельности. Произведения искусства и соприкосновение с творчеством помогают ребенку познать мир, потому что само искусство символически, с помощью цветов, нот и красок, образов, движений и т.д. отображает нашу повседневную жизнь. Взаимодействие с искусством имеет созидательный характер, развивающий ребенка.
В жизни ребенка творчество занимает главное место, наполненное символической деятельностью и фантазией. Малыши еще не умеют хорошо разговаривать, но зато уже могут рисовать и лепить. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. С помощью символов на рисунке ребенок выражает свои мысли и чувства. Внешняя и внутренняя реальность соединяются. Ребенок в своем творчестве, не задумываясь, изображает свои чувства и эмоции. Арт-терапиявыступаем мощным развивающим средством ребенка.
Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.
Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств. Выделяют изотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, кинезитерапию, драмотерапию, анимационная терапия, артсинтезтерапия, сказкотерапию, психогимнастику, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию,видеотерапию, куклотерапию, оригами,песочную терапию и тому подобное. Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, вековых кризисов, травм, невротичных и психосоматических расстройств и тому подобное.
В педагогической практике чаще используют изотерапию (нетрадиционное рисование, цветотерапию, лепка из глины и теста, коллаж из вырезанных картинок, рваной, мятой бумаги и т. п.). Немного фантазии, и на песке расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в сказочных, фантазийных животных. Ребята почувствуют свой успех и желание творить, особенно если сопровождать деятельность шутками, потешками, стихами. Юмор всегда сближает коллектив и повышает настроение как педагогу, так и детям!
Цель проекта:
• формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии;
Задачи проекта:
для детей:
• учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование, музыку;
• развивать у ребенка потребность в саморазвитии;
• повысить самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперреактивность);
• формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;
для родителей:
• способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;
• заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
для педагогов:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
• создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.
Основные этапы и направления работы по самообразованию.
№ | Этапы работы | Направления работы | Сроки реализации |
1. | Подготовительный | Знакомство и изучение практических методов арт-терапии с детьми дошкольного возраста (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования, обмен опытом с психологами дошкольного образования). Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме арт-терапия. | В течение года |
Диагностический | Создание программы коррекционных занятий для дошкольников | В течение года | |
Практический | Введение в практику коррекционной работы. Разработка консультаций для педагогов ДОУ, основанных на методиках работы по развитию методами арт-терапии для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста. Обобщение собственного опыта психологической деятельности. | В течение года | |
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования. | В течение года |