Ценности и цели организации




Определение конкретных целей помогает перейти от общей формулировки миссии к отдельным видам работы, с помощью которых организация может добиться успеха. Определению целей предшествует не только выбор миссии, но и формулировка принципов деятельности организации: суть рыночной ориентации организации, принципы взаимоотношений с партнерами, конкурентами. Эти принципы формируются под влиянием ценностей высшего руководства, определяемых их опытом, образованием, социально-экономическим фоном.

Ценности, или то относительное значение, которое мы придаем вещам и явлениям, направляют и ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений.

 

  Идеалы организации ВИДЕНИЕ – это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы. Это то, что видится менеджеру относительно места своей фирмы на рынке, идеальная картина того, что компания собирается делать и чем собирается стать
 
МИССИЯ ФИРМЫ– (ответственное задание, роль) – это предназначение её бизнеса, роль в обществе. Миссия фокусирует внимание на потребителе: какую пользу может принести фирма потребителям, достигая успеха на рынке? Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг) и отражать: 1) круг удовлетворяемых потребностей; 2) характеристику продукции фирмы и её конкурентных преимуществ; 3) перспективы роста бизнеса
 
 

 

ОБЩИЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ФИРМЫ Восемь ключевых пространств, в рамках которых фирма определяет свои цели: 1) положение на рынке; 2) инновации; 3) производительность; 4) ресурсы; 5) прибыльность; 6) управленческие аспекты; 7) персонал; 8) социальная ответственность. Экономические (получение прибыли) и неэкономические Кратко-, средне- и долгосрочные цели Общие и конкретные цели
 
 

 

СТРАТЕГИЯ – Средство, способ, путь достижения цели, это набор правил, которыми руководствуется фирма при принятии управленческих решений, общий комплексный план осуществления миссии и достижения хозяйственных целей фирмы. Это эффективная деловая концепция бизнеса, дополненная набором реальных действий для достижения реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время
 
 

 

Рис. 6.1. Понятие стратегии и взаимосвязанных с ней категорий управления

Профессор Игорь Ансофф утверждает, что стратегическое поведение четко находится под влиянием ценностей: «Общие наблюдения и социологические исследования подтверждают, что поведение не является свобод­ным от воздействия ценностных ориентаций; как индивиды, так и организации проявляют предпочтение к определенным типам стратегического поведения. Они выражают такое предпочтение, следуя определенной линии поведения, даже если это означает потери с точки зрения результатов». Гут и Тагири установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений (табл. 6.1.).

Таблица 6.1 – Ценностные ориентации

 

  Категории ценностей Типы предпочитаемых организациями целей
Теоретические Истина Знания Рациональное мышление Долгосрочные исследования и разработки
Экономические Практичность Полезность Накопление богатства Рост Прибыльность Результаты
Политические Власть Признание Общий объём капитала, продаж, количество работников
Социальные Хорошие человеческие отношения Привязанность Отсутствие конфликта Социальная ответственность относительно прибыльности Косвенная конкуренция Благоприятная атмосфера в организации
Эстетические Художественная гармония Состав Форма симметрии Дизайн изделия Качество Привлекательность, даже с ущербом для прибыли
Религиозные Согласие во вселенной Этика Моральные проблемы

Высшее руководство сохраняет и соблюдает определенные ценности, которые проявляются в выборе типа управления, а также в целях организации. Классическим примером этой взаимосвязи является случай с корпорацией «Контрол Дейта». Основанная и руководимая Уильямом Норрисом, эта фирма предприняла разработку спорного проекта – создание «Плато», автоматизированной системы обучения. Норрис был убежден, что «Плато» сыграет важную социально-экономическую и образовательную роль в обществе. При помощи «Плато» могли быть упрощены и повсеместно распространены методики обучения и усвоения материала. За 10-ле период Норрис «всадил» более 750 млн. долл. в разработку «Плато». Многие подчиненные резко критиковали этот план. Рынок проявлял скептицизм к данной продукции, но Норрис, верный своим личным ценностным ориентациям, был настойчив. Сегодня «Контрол Дейта» начинает получать некоторые положительные экономические результаты от этого «ценностно-обоснованного проекта», который превратил мечту Уильяма Норриса в реальность.

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести существенный вклад в успех организации, цели должны обладать следующими характеристиками.

1. Цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для решения, принимаемых на своем уровне. Чем более конкретно сформулирована цель, тем легче ее достичь и определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей. Например, снизить себестоимость продукции на 3 % в год.

2. Цели должны быть ориентированы во времени. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Следует точно определять не только, что организация хочет осуществить, но также в общем, когда должен быть достигнут результат. Различают долгосрочные цели (как правило, горизонт планирования около 5 лет и более), среднесрочные цели (обычно от 1 до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах 1 года). Долгосрочные цели формулируются организацией в первую очередь и обычно имеют весьма широкие рамки. Для обеспечения долгосрочных целей вырабатываются средне- и краткосрочные цели. Обычно, чем ближе горизонт планирования цели, тем уже ее рамки. Например, долгосрочная цель в отношении производительности труда может формулироваться так: «увеличить общую производительность труда на 25% за пять лет». В соответствии с этим руководство установит среднесрочные цели повышения производительности в 10% за два года. Оно также установит краткосрочные цели в таких конкретных областях, как повышение квалификации сотрудников, модернизация завода, более эффективное использование имеющихся производственных мощностей, совершенствование управления и так далее. Эта группа целей должна обеспечивать долгосрочные цели, с которыми она непосредственно связана, а также другие цели организации.

3. Цели должны быть достижимыми – чтобы способствовать повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации или из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к отрицательным последствиям. Существенным также является то, что цели представляют собой важные мотивы поведения людей в организации. Если цели нереалистичны, то стремление работников к их достижению будет блокировано и их мотивация ослабнет, поскольку вознаграждения и повышение по службе в основном связано с достижением целей.

4. Цели должны быть сопоставимыми и взаимно поддерживающими. Стратегическое планирование имеет системный характер, что должно обеспечиваться разработкой скоординированных целей на горизонтальном уровне и взаимно поддерживающих – в рамках управленческой вертикали (иерархия целей). Сопоставимыми должны быть цели различных функциональных областей деятельности организации. Например, цели отдела маркетинга должны быть согласованы с производственными возможностями организации, показатели прибыли должны соответствовать показателям рыночной позиции (определенному росту продаж) и т.д. Взаимоподдержка обеспечивается правильной разбивкой целей на подцели в рамках внутренней иерархии, когда каждая цель должна соответствовать цели более высокого уровня. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.

Деятельность организации очень разнообразна, поэтому организация не может быть сосредоточена на единственной цели, а должна выделить ключевые области, в рамках которой следует определять свои цели (табл.6.2.).

Многочисленные цели организации могут быть объединены в две группы: экономического и неэкономического характера.

Неэкономические цели в основном связаны с социальными задачами организации. Формулирование социальных целей является, безусловно, важной задачей, поскольку любая коммерческая организация – это не просто деловая структура, ориентированная на получение прибыли, но и объединение людей, имеющих определенные потребности. Именно от людей в большей степени зависит успех организации. Кроме того, нужно учитывать социальную ответственность организации перед обществом, которая может выражаться в таких целях, как: создание дополнительных рабочих мест; оказание благотворительной помощи, принятие на работу безработных, инвалидов, молодых людей и т.д.

Экономические цели организации выражаются в показателях хозяйственной деятельности и могут быть количественными и качественными. Например, количественная цель – увеличение объема продаж на 5 % к 20010 году; качественная цель – достижение организацией технологического лидерства в отрасли.

 

 

Таблица 6.2 – Примеры типовых целей организации

 

Ключевая область Описание цели
Прибыльность (доходность, рентабельность) Может выражаться в различных показателях, таких как объём прибыли, доход на инвестированный капитал, отношение прибыли к объёму продаж (коэффициент чистой прибыли) и др.
Положение на рынке Может описываться следующими понятиями: доля рынка, объём продаж в денежном или натуральном выражении, рыночная (отраслевая) ниша
Производительность Может быть выражена отношением выхода к входу, а также в виде издержек на единицу продукции
Инновации Определяют новые способы ведения бизнеса (новые технологии и методы организации производства, внедрение на новые рынки и т.д.) и могут выражаться как в денежных, так и в других показателях
Продукции Кроме показателей объёма продаж или прибыльности по отношению к конкретному изделию (ассортименту изделий) цели могут быть связаны с выведением нового товара на рынок или снятия с производства
Финансовые ресурсы Могут быть выражены движением денежной наличности, структурой капитала, выпуском ценных бумаг, оборотным капиталом, выплатой дивидендов
Производственный потенциал Можно описать с помощью таких показателей, как: производственные мощности, постоянные затраты, единицы продукции в натуральном и денежном выражении
Организации (с точки зрения процесса) Определяет изменения в структуре или деятельности, может выражаться любым количеством целей
Персонал Цели могут определять выполнение трудовых функций и отношение к работе, профессиональное обучение, способы мотивации работников
Социальная ответственность Может быть выражена целями в форме видов деятельности, ориентированных на участие в решении острых социальных проблем (экология, безработица)

 

Перечень целей, описанных в табл.6.2. не является всеобъемлющим, какой-нибудь конкретной организации может потребоваться сформулировать общие цели и в других областях деятельности. Признанные авторитеты в области планирования Г. Стейнер и Дж.Майнер утверждают, что «цели должны быть установлены для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и выполнение которого она хочет наблюдать и измерять».

Однако необходимо отметить, что наиболее значимыми, по мнению специалистов по планированию, являются финансовые цели, а именно показатели прибыли, рентабельности, доходности, которые занимают лидирующее положение в иерархии целей коммерческой организации.

Общие цели необходимо преобразовать в четко сформулированные задачи с указанием ожидаемых результатов, на достижение которых будет направлена деятельность организации. Задачи, стоящие перед большинством организаций, можно отнести к одной из четырех областей их деятельности: финансовой, обслуживания потребителей, хозяйственной деятельности и внутренних возможностей (табл.6.3.).

 

Таблица 6.3 – Система стратегических задач и показателей

 

Стратегическая область развития Задачи Показатели
Финансовая деятельность Устойчивое положение Поступление денежных средств
Успех Квартальная прибыль
Процветание Доход на акционерный капитал
Признание Цена акции
Хозяйственная деятельность Технологии Конкурентоспособность
Производство Производительность
Качество Сертификация
Потребители Удовлетворение потребностей Результаты опроса
Быстрота реакции на запросы Своевременные поставки
Лояльность клиентов Повторные покупки
Доля на рынке Увеличение доли рынка
Внутренний потенциал Работники Степень удовлетворённости
Рост за счёт внутренних ресурсов Увеличение объёма продаж
Инновации Число новых товаров
Развитие персонала Повышение квалификации

 

Специфические задачи определяются природой организации: базовой отраслью, спецификой продукции, работ и услуг, организацией производственного процесса, группой потребителей и динамикой рынка.

Количество и разнообразие целей и задач, решаемых в рамках стратегического менеджмента, настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида и формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели – дерева целей. Данная модель представляется в виде древовидного графа, который описывает упорядоченную иерархию целей путем последовательной трансформации общей стратегической цели в набор подцелей (рис.6.2.).

Количество уровней преобразования зависит от масштабов деятельности, сложности поставленных целей и от принятой в организации структуры управления.

Рис. 6.2. Дерево целей организации

 

При практическом использовании рассматриваемого инструмента целеполагания должны соблюдаться следующие правила:

– общая цель, находящаяся на вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

– реализация каждого последующего уровня целей в иерархической структуре должна являться необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

– при формулировке целей различных уровней необходимо описывать желаемые результаты;

– фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой операции и процедуры, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

В качестве примера использования дерева целей можно рассмотреть декомпозицию главной цели стратегической бизнес-единицы (СБЕ) – долгосрочной прибыльности (рис.6.3.).

 

 

 

Рис. 6.3. Направления возможных стратегических усилий

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: