Происхождение государства и права




1. Пути формирования государства.

В наше время принято выделять 3 пути формирования государств: западный (европейский), восточный (Киатй, Египт и некоторые азиатские), синтезный (варварские и славянские племена).

Западный путь. Процесс возникновения государства берет истоки в момент перехода общества от низшей к средней ступени варварства. Появляется прибавочный продукт, на основе него возникает общая неделимая собственность, затем развивается частная собственность, она влечет имущественное расслоение, происходят исторические разделения труда (из общей массы людей выделяются пастушеские племена, ремесло отделяется от земледелия, возникает торговля, появляются деньги), возникает антагонизм и государство возникает как рещение устранения этого конфликта. Марксисты утверждают: "на основе частной собственности место вооруженного народа занимает вооруженная публичная власть". Момент возникновения государства — момент возникновения государственного аппарата.

 

Восточный путь. Плохие природные условия требовали необходимости проведения ирригационных работ, создание больших систем, а для их создания требовалось выполнение большого объема работ под руководством "больших" людей (жрецов, вождей). В так обществах долго отсутствовала частная собственность на землю и государственный аппарат возникал раньше появления частной собственности, в отличие от западного. Государство всегда приобретало деспотический характер, принуждение всегда носило внеэкономический характер.

Синтезный путь. У славян в силу внещих опасностей формировалась военная иерархия. Военные вожди начинают выполнять управленческие функции и расслоение в обществе происходит не по имущественму признаку, а по положению в системе властно-государственной иерархии. Момент возникновения государства — момент отделения власти от населения. В догосударственном обществе люди делятся не по родству, а по месту жительства. Государственная власть действует в интересах большинства.

Происхождение права

В догосударственном обществе нет каких-либо механизмов для систематического применения власти. Нет никаких норм права и некому это делать. В обществе нет отношений человек-человек. В первобытном обществе есть мононормы — обряды, мифы, традиции. В таких мононормах нет разделения на право и обязанность и они регулируют отношения человек-природа. Они всего лишь обеспечивают наиболее эффективные формы присвоения продуктов природы. Выполнение этих норм обеспечивалось иногда силой привычки, иногда авторитетом вождя, иногда авторитетом старейшин родов, а в большинстве вариантностью традиций.

Виды норм:

1. Ритуал — демонстративные действия, совершаемые в определенном порядке в определенной форме. Цель — внушить человеку определенные чувства (радость, память об умершем, чувство жалости).

2. Обряд — публичный формализованный акт, предворяющий какое-либо фактическое действие.

3. Миф — сведения, важные для выживания племени, облеченные в какую-либо художественную форму.

Право Европы возникает, когда нормы первобытного общества начинают регулировать отношения человек-человек. Правовые нормы возникают, когда нормы первобытного общества начинают регулировать процедуру присвоения каких-либо продуктов одинаковым для всех членов общества образом. В мононормах начинает прослеживаться различия мажду частной и коллективной волей. Момент возникновения правовых предписаний и момент возникновения государственного аппарата совпадают. Публичная Власть может осуществляться только на основе нормативных предписаний.

Теория возникновения государства и права

 

 

Теологическая теория.

Фома Аквинский (1274-). Его концепция: государство как итог божественного действия; государство есть воля бога, которая познана быть не может, поэтому государство также человеком познано быть не может. Если человек создан по образу и подобрю божьему и это подобие бога проявляется в том, что люди склонны вести общественную жизнь, то для общественной жизни требуется управление, значит бог и создает государство. Противящееся государство противостоит богу. Он говорит, что церковная власть выше светской.

Англичанин Филмер написал работу "Патриарх": государство представляет развившуюся отцовскую власть над той или иной частью людей.

Цицерон называет государство разросшейся семьей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: