Теория государства и права
Рассолов Михаил Михайлович, доцент кафедры ТГП
Взять программу в библиотеке, учебник Рассолова Минобра, курс лекций в 2-х частях (Теория государства; Теория права),
К экзамену:
1. Отличное знание предмета, учебника и прочитанных лекций.
2. Обязательны конспекты лекций
3. Конспекты классиков (Карамзина, Ильина, Коркунова, Трубецкого, Шершеневича, Плевако, Пони, …)
Коркунов вводит понятие воли в праве — наряду с властью присутствует воля субъектов, которые вступают в государственные отношения. Он делит воли на властвующую и бессильную. Он говорит, что власть не всегда связана с властвующей волей. Государственная воля стремится к власти, но эта воля может быть разрушена людьми со своей волей, те власть не всегда предполагает волю.
Избирательное право — государство должно уделять большое внимение ему и оно должно служить не отдельным классам, а всем гражданам; если этого не происходит, то возникают противоречия между государством и его гражданами, которые могут привести к последствиям.
Следующие период в развитии — 19в. Муромцев внес большой вклад в развитие ТГП: "Что такое догма права", "Определение и основное разделение права". Он рассматривает правоотношения и откуда они возникают — из интересов индивидуумов, групп людей. на базе интересов возникают различные отношения, регулирование которых основано на праве. Помимо норм права, в регулировании интересов участвуют и другие социльные нормы, в случае нарушения норм к нарушителям применяются санкции. Он выделяет 2 вида правоотношений: собственно-правовые и юридические. Правовое - защищаемое, юридическое - защищающее. Между ними нечеткие границы и они сосуществуют мирно, но чтоб правоотношения возникли, нужны нормы, которые должны соблюдаться, но иногда они соответствуют правопорядку, а иногда нет.
|
Следующий — Шершиневич Габриэль Филипсович. Теоретик и цивилист. "Общая теория права" и "Общее учение о праве и государстве". Он выделял 2 вида права: положительное (объективное — нормы, законы, акты,...) право и субъективное (личное) право. Шершиневич выделяет объективное как основное, а субъективное как производное. Первая черта права — наличие норм, вторая - наличие субъектов и их поведение, третья - принудительная сила, четвертая - связь с государственной властью. Он не относил к праву ни нормы конституционного, ни канонического, ни международного прав. У него государственная власть не может быть подчинена праву, она главнее. Власть не может игнорировать мнение людей. Государство является главным источником права. Он критиковал связанность государства и права самим правом и теорию правового государства. У него право — хорошо понимаемая политика силы. Эта сила зависит от государственной власти. Государство и государственная власть организуются сами и действуют по своему усмотрению. Если государство не ставит ни во что право, то возникает произвол. Право — есть правило поведения каждого субъекта, соблюдаемое властью. Он также выделяет социальную функцию государства, те государство заинтересовано в благосостоянии граждан, от него зависит стабильность власти. Государство должно спешить содействовать экономическим реформам, развитию частных компаний, кредитных и страховых отношений, рынка, … Государство должно создавать свободы инициативам. Свободная инициатива связана со свободой заключения контрактов, доверием
|
Следующий период — Кистяковский, Трубецкой, Соловьев, Новгородцев и так далее. Кистяковский "Социальная наука... и право", он считал, что право нужно рассматривать с разных позиций и трактует право с 4 позиций: государственно-организационная, социологическая, психологическая, нормативная. Государственно-организационная — повелительное право, нормы, устанавливаемые государством и защищаемые и нормы, повелевающие субъектам как себя вести. Право есть то, что государство повелевает считать законом.
Социологическая — право связано не с нормами, а с их реализацией в общественных отношениях.
Психологическая — право связано с психикой, это переживание людьми своего долга перед законом.
Нормативная — совокупность норм, в которых заключается идеи о должном и возможном поведении субъектов.
Право у него — важнейшая и независимая константа. Высшее благо для всякого юриста — прлчность, гибкость права.
Трубецкой выдвигает на первый план государство — правовой союз, включающий в себя не только территорию, население, власть, но и обусловлен правом. Право — низшая ступень нравственности; нормы, в которых заложена внешняя свобода субъектов, которая предоставляется и ограничивается нормой; организованное принуждение. Право связано с силой и интересом. Сила права в воздействии на общественные отношения, а интерес проявляется в достижении целей воздействия. Многие нормы нравственные (несущие благо людям), но и немало безнравственных (крепостное право, пытки, ущемление свободы совести). Он различает право на положительное и естественное.
|
Ильин "Понятие права и силы, "Опыт методологического анализа", "Пути духовного правления". Его интересовало стремление к интеллигенции из-за утраты христианской веры под влиянием запада, но удержания христианской морали, поэтому она добивается справедливого социального строя. Ей внушили, что социализм есть самое справедливое общество. О революции он говорит как о беде и надо вывести народ из нее, и вывести сможет тот, кто вернет людей к традициям русской души и истории.
У большевиков не было никакой концепции правопонимания, Ленин только высказывал мысль что государство есть аппарат насилия и принуждения. Маркс дал определение: "Ваше право есть возведенная в закон воля вашего господствующего класса". Одним из первых совестких деятелей-теоретиков был Петр Янович Стучка — первый министр юстиции, его определение права: "Право — это система или порядок общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая его организованной силой, то есть государством".
Вторым известным деятелем был Евгений Брониславович Пашуканис. Он выдвинул меновую теорию права ("Общая теория права и марксизма"): право возникает там и тогда, где имеет место общение отдельных обособленных субъектов, связанных между собой экономическими отношениями в виде эквивалентного обмена материальными благами. Из наиболее типичных актов обмена материальными благами рождается юридическая форма в ее наиболее чистом виде.
И то, и другое определения были близки к социологической концепции правопонимания, где право отождествляется с общественными отношениями.
В 1935 состоялся Всесоюзный съезд юристов и данные определения были подвергнуты критике в связи с культом личности. Официальной концепцией правопонимания стала концепция, сформулированная Андреем Януальевичем Вышинским — прокурором СССР: право есть совокупность правил поведения, которые выражают волю господствующего класса, установлены в законодательном порядке, а также совокупность обычаев и правил общежития, санцкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, угодных господствующему классу.
С конца 50-х годов некоторые советские теоретики права пытаются расширить это определение. Явич: право не только в объективном смысле понимается как система норм, но может быть и субъективным. А. А. Пионтковский и С. Ф. Кичикьян: право есть единство правовой нормы и правоотношения. Стальгевич А. К.: право есть единство правовой нормы, правоотношения и правосознания.
Если марксисты считали государство аппаратом принуждения, то сейчас государство признается качественным состоянием общества, выраженное в виде наличия в обществе отношений государственной власти. Часть современных исследователей занимают позиции нормативизма (основан на концепции Канта о разделении на сущное и должное): С. С. Алексеев, В. Н. Протасов. Второе направление — социологическое правоведение (право етсь предвидение наиболее вероятного поведения лица): В. Н. Кудрявцев, Г. В. Мальцев, Д. А. Керимов ("Социология права"). Третья концепция — либертарно-юридическая концепция права Вадика Субатовича Нерцессянца: право есть всеобщая форма и равная мера свободы индивидов.