Урок окружающего мира на тему: «Рельеф России (Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина, Урал – Каменный пояс)»




Цель урока: формирование у обучающихся представление о равнинах и горах России.

Коммуникативные УУД:

· способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем;

· развивать познавательную активность обучающихся, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

Предметные УУД:

· познакомить с равнинами и горами на территории России;

· формировать умения работать с физической картой России;

· развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками.

Личностные УУД:

· способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю;

· воспитывать патриотов своего Отечества.

Оборудование: раздаточный материал – тест «Что такое почва?», учебник и рабочая тетрадь Н.Ф. Виноградовой; физическая карта России; презентация Power Point, проектор, экран.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
Ι.Организационный момент II.Проверка домашнего задания III. Постановка учебной проблемы. Включение в деловой ритм. Приветствие.   - Вспомним над, чем работали на прошлом уроке.     - Что такое почва?     - Назовите мне главное свойство почвы. Расскажите о нем.     - К какой природе можно отнести почву?   - У каждого из вас на парте лежит тест. Ответьте на вопросы и выпишите буквы, под которыми даны правильные ответы. Тест 1. Выберите правильное определение понятия «почва»: я) верхний слой земли, где есть песок и глина; е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода; о) верхний плодородный слой земли. 2. Назовите главную часть почвы: т) перегной; д) песок; б) глина. 3. Что образуется из перегноя под действием микробов? м) вода; н) воздух; л) соли. 4. Что используют растения для питания? е) микробы; и) соли; ю) перегной. 5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? ш) песок; щ) глина; ч) перегной. 6. В лесу слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тыс. лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, - всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых? м) чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли; н) чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву; л) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву. 7. Выберите правильное утверждение: а) там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или ее часть; о) если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие; я) при внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.   - Проверяем свои результаты. У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично».   - Сегодняшний урок я хочу начать со слов известной песни – «Родина», которую написал Ф. Савинов: Вижу горы и долины, Вижу реки и моря. Это русские картины, Это Родина моя. - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. - Откройте учебник на стр. 40, проверьте, правильны ли ваши предположения. Подготовка класса к работе. - Узнали что такое почва, какую почву называют плодородной и почему ее нужно охранять.   - Почва – это верхний плодородный слой земли.   - Главным свойством почвы является плодородие. Плодородие – способность почвы давать высокие урожаи культур. Для поддержания плодородия почвы нужно чередовать культуры на одном месте, правильно вспахивать почву. Еще нужно препятствовать росту оврагов – сажать по склонам кустарники, деревья.   - Почву нельзя отнести только к живой или только к неживой природе. Живая и неживая природа в ней как бы соединяются.   Самостоятельно проверяют свои работы. Предполагают тему урока.   Проверяют свои предположения. Называют тему урока: «Рельеф России». Личностные: проявлять внимание и положительное отношение к познавательному процессу. Регулятивные: нацеливание на позитивную деятельность. Познавательные: осуществлять мыслительную операцию, выделять необходимую информацию Регулятивные: ориентироваться на свои знании и применение их при выполнении задания Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из услышанного. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
IV. Совместное открытие знаний. Работа с физической картой России. - Откройте учебник на стр.40 - 41. Ответьте на вопросы: 1. С помощью чего мы начнём знакомство с природой нашей страны? - Что такое карта?   - На физической карте к условным обозначениям относится и цвет. Посмотрите внимательно на карту в учебнике. Какое значение имеет цвет на карте? - Равнины на физической карте изображены зеленым цветом. Возвышенности – желтым цветом. Горы – коричневым цветом. -Равнины и горы являются основными формами земной поверхности.   Работа над изучением Восточно – Европейской равнины - И мы начинаем путешествие по просторам нашей страны с Восточно-Европейской равнины. -Покажите Восточно-Европейскую равнину на карте. - Она протянулась от Западных границ нашей страны до Уральских гор. - На Севере равнина омывается Баренцевым и Белым морями. На Юге Черным и Азовским. - Откройте рабочую тетрадь на с. 18 – 19. Подпишите на контурной карте названия морей и равнины. - С севера на юг равнина простирается на 2500 км2 . С запада на восток на 1000 км. Ее по праву считают великой, потому что она вторая по величине на Земле. Эта равнина занимает площадь более 5 млн. кв. км. У нее есть другое название «Русская». Слово «равнина» не означает что она плоская как стол. Местами на ней встречаются низменности, возвышенности, много холмов. Такие равнины называются холмистыми. - Издавна человек заселял равнины. Как вы думаете почему?   - Верно. А так же из – за того, что здесь текут полноводные широкие реки. - На Русской равнине протекает самая длинная и многоводная река Европы – Волга. - Обозначьте ее на контурной карте.   - На этой равнине живет большая часть населения России. Здесь находится большинство крупных городов страны: Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Самара, Ростов – на – Дону. - Найдите и подпишите эти города на контурной карте.   - Эта равнина является началом центра русской культуры. Великих поэтов, писателей, художников вдохновляла красота этих мест. Очарование русской природы отражено в живописи И.И. Левитана «Золотая осень», И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», Поленова В.Д. «Старая мельница». Работа над изучением Западно – Сибирской равнины - Посмотрите на карту. К Востоку от Уральских гор расположена Западно – Сибирская равнина. - Подпишите ее на контурной карте.   - Площадь около 3 млн. км2. В отличии от Русской на ней нет возвышенностей. Ее поверхность очень ровная. На многие, многие километры нет ни повышений, ни понижений. Такие равнины называются плоскими. Западно – Сибирская равнина самая плоская и ровная равнина на земле. Поэтому на ней очень много болот. - Найдите на карте главные реки этой равнины.   - Они текут на север, поскольку эта равнина слегка наклонена к Северному Ледовитому океану. Работа над изучением Средне – Сибирского плоскогорья - К востоку от Западно – Сибирской равнины лежит Среднесибирское плоскогорье. - Подпишите его на контурной карте. - Это тоже равнина, хотя она выглядит совсем иначе. Здесь преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крупными склонами, напоминающие горную местность. Отсюда и название – плоскогорье. Общая площадь около 3,5 млн. км2. - Самые крупные реки: Ангара, Лена, Нижняя и Подкаменная Тунгуски, Вилюй. Они многоводны, текут в узких долинах, имеют быстрое течение, изобилуют порогами. - Подпишите их на контурной карте. - Лето здесь нежаркое, а зима суровая и малоснежная. Температура зимой доходит до – 40С0, а местами до – 60. Вся территория Среднесибирского плоскогорья находится в зоне вечной мерзлоты. Земля здесь промерзла до 1 км. Людей на этой земле проживает мало. Работа над изучением гор России - Славится Россия и своими горами. С севера на юг страну пересекают старые Уральские горы. - Давайте найдем их на физической карте и подпишем на контурной. - Эти горы образовались более двухсот млн. лет назад и были высотой до 10 тыс. метров. Прошло время и сейчас самая высокая вершина Южного Урала не превышает 1400 м. - Как вы думаете, что могло произойти с горами? - В старину эти горы величали Каменным поясом земли русской, потому что они как бы перепоясывали страну, отделяя Европейскую часть от Азиатской. - Издавна Уральские горы славились минералами и в тысяча семисотом году по приказу Перта I начался активный поиск руд и стали строить первые заводы по их переработке. - В Ильменских горах нашли прозрачную белую слюду, которую наши предки вставляли вместо стекол. Находили турмалины, аквамарины, гранаты, сапфиры, топазы, корунды. Всего 200 разновидностей. - Нашли новый минерал, который назвали ильменит. А 10 лет назад для охраны богатств этих мест был создан Ильменский заповедник. Сейчас здесь под охраной и почвы, и реки, и озера, и животные, и растения. - Мы успели поговорить не о всех горах России. - С Физической карты России - Карта – это уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков. - Для определения высот и глубин на физических картах помещают шкалу высот и глубин. С помощью шкалы и соответствующей окраски на картах можно узнать, где находятся высокие участки суши, где – низкие, где глубокие участки моря (океана), а где – мелкие. Самостоятельно работают с картой. Один ученик работает у доски. Самостоятельно работают с контурной картой. - Потому что равнины удобны для земледелия, для строительства дорог, жилья. Работа с контурной картой Работа с контурной картой Просмотр видео Работа с контурной картой Занимаются самостоятельным поиском рек. Называют и показывают их на карте у доски. Подписывают на контурной карте. - Это Обь, Иртыш, Енисей. Самостоятельная работа с контурной картой. Самостоятельная работа с контурной картой. Самостоятельная работа с контурной и физической картами Работа с картой у доски. - Горы разрушались под действием дождя, снега, растительности, ветра, мороза, жары. Показ видео Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Домашнее задание. Дома поработайте с физической и контурной картой. Перенесите на нее основные условные обозначения. Подпишите: Кавказские горы, Алтай, Саяны. А так же п – остров Камчатка. Подготовьте сообщение по выбору: «Самые высокие горы Росси», «Алтай и Саяны», «Полуостров Камчатка». Уч. с.40 – 50.    
VI. Итог урока. - Покажите на карте известные вам равнины России. - Какие горы нашей страны вы запомнили? Покажите их на карте. – Кто доволен сегодня своей работой?   Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные – рефлексия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: