Основные теоретические сведения




Практическое занятие №17

Изучение устройства ходовой части гусеничного трактора

1. Цель работы: закрепить и углубить знания по устройству ходовой части гусеничного трактора

2. Оснащение работы: схемы, плакаты

3. Содержание отчёта:

1. Изучить устройство ходовой части гусеничного трактора ДТ-75М

2. Изучить кинематическую схему гусеничного трактора

3. Изучить схему заднего моста гусеничного трактора ДТ-75М

4. Изучить принцип планетарного механизма поворота трактора ДТ-75М

Основные теоретические сведения

 

 

Ходовая часть трактора ДТ-75 состоит из подвески, направляющих колес с пружинными амортизаторами, поддерживающих роликов и гусениц ДТ-75

 

Общая схема ходовой ДТ-75:
а — устройство; б — звенья гусеницы; в — схема; 1 — регулировочная гайка натяжного механизма; 2 — рама; 3 — поддерживающий ролик; 4 — балансир; 5 — гусеничная цепь; 6 — звено; 7 — палец; 8 — шайба; 9 — шплинт;
10 — натяжной механизм; 11 — ведущая звездочка; 12 — направляющее колесо; А — цевка

2.

Рис. 5. Схемы механических трансмиссий гусеничных тракторов

а) с фрикционным механизмом поворота; б) с планетарным;1 – двигатель; 2 – фрикционная дисковая муфта сцепления; 3 – коробка передач; 4 – гусеницы; 5 – соединительные валы; 6 – главная передача; 7 – многодисковые фрикционные муфты (бортовые фрикционы); 8 – ленточный тормоз; 9 – бортовые редукторы; 10 – ведущие звездочки; 11 – вал; 12 – солнечные шестерни; 13 – тормоза; 14 - водила

3.

Задний мост гусеничного трактора, так же как и колесного, представляет собой комплекс механизмов трансмиссии, посредством которых происходит увеличение крутящего момента, передаваемого от коробки передач к ведущим колесам (звездочкам), приводящим в движение гусеничный движитель, а также осуществляются поворот трактора и его торможение.

Отличительной особенностью заднего моста является наличие в нем специальных механизмов поворота, принцип действия которых основан на изменении крутящих моментов, подводимых к ведущим колесам (звездочкам) правого и левого гусеничного движителя — гусеницам трактора, вследствие чего меняется их поступательная скорость движения.

Задний мост гусеничного трактора состоит из главной передачи,

планетарного механизма поворота и конечных передач.

Механизмы заднего моста размещены в задней части корпуса трансмиссии, разделенной перегородками на три части. В средней части расположена главная передача и редукторы планетарных механизмов поворота, в двух других — остановочные тормоза и тормоза солнечных шестерен. Конечные передачи выполнены в отдельных корпусах.

Главная передача включает пару конических шестерен. Ведущая (малая) шестерня изготовлена заодно с вторичным валом. Ведомая (большая) шестерня 4 выполнена в виде венца и привернута болтами к фланцу коронной шестерни 5. Между ведомой шестерней и фланцем коронной шестерни установлены стальные прокладки 3, которыми регулируют зазор между зубьями конических шестерен.

Для удобства снятия и установки прокладки выполнены в виде полуколец с

открытыми внутрь пазами под крепежные болты.

Коронная шестерня опирается на два шариковых подшипника, запрессованных наружными обоймами в расточки этой шестерни. Внутренние обоймы подшипников установлены на стаканах. Фланцы стаканов прикреплены к перегородкам болтами.

Конечная передача (рис. 38) служит для передачи вращения от валов заднего моста ведущим колесам (звездочкам) трактора, а также для увеличения передаваемого крутящего момента за счет дальнейшего снижения частоты вращения ведомых валов конечных передач.
На тракторе установлены две конечные передачи, расположенные по обеим сторонам заднего моста. Каждая конечная передача состоит из пары цилиндрических шестерен, заключенных в корпус 28, который болтами крепится к корпусу заднего моста.

 

На цилиндрический конец опоры 27 посажен бугель 25, при помощи которого опора прикреплена к корпусу заднего моста болтами 26. Дополнительно бугель закреплен на опоре 27 болтами 24.
К нижней части корпуса конечной передачи прикреплена крышка 30. В ней расположены два отверстия, закрытые пробками, одно из которых служит для контроля уровня масла, а другое — для слива масла.
Заливают масло через горловину, расположенную в верхней части корпуса. В пробке горловины

Рис. 38. Трактор ДТ-75М. Конечная передача:
1 — ведущее колесо;,2— вал ведущего колеса;3,4 — уплотнительные кольца; 5 — пружина; 6 — чехол резиновый; 7 — защитный козырек; 8 — корпус уплотнения; 9 — подшипник роликовый; 10 — крышка; II — гайка; 12 — подшипник роликовый; 13 — ведущая шестерня; 14 — накладка предохранительная; 15 — корпус уплотнения; 16 — подшипник роликовый; 17 — шайба; 18 — болт призонный; 19 — ступица ведомой шестерни; 20 — стакан подшипника; 21 — подшипник шариковый; 22 — болт; 23— шайба; 24 — болт крепления бугеля; 25 — бугель; 26 -1- болт крепления опоры; 27 — опора; 28 — корпус конечной передачи; 29—венец ведомой шестерни; 30 — нижняя крышка

Механизмы поворота.

Плавный поворот гусеничного трактора происходит при отключении передачи вращательного движения той ведущей звездочки, в сторону которой нужно повернуть трактор. Крутой поворот произойдет в том случае, если отключенную гусеничную цепь затормозить.

Для осуществления прямолинейного движения, плавного или крутого поворота, а также торможения трактора на подъеме или уклоне в заднем мосту устанавливают механизм поворота.

В качестве механизма поворота используют сухие фрикционные многодисковые муфты (муфты поворота) или планетарные механизмы с ленточными тормозами.

Планетарный механизм поворота состоит из двух симметрично расположенных одинаковых планетарных механизмов управления правой и левой гусеницами. Механизм собран в цилиндрическом корпусе 5, установленном на подшипниках в корпусе заднего моста.

Работой планетарного механизма управляют тормоза, помещенные в боковых отделениях корпуса заднего моста, привод которых осуществляется с помощью рычага 16 и педали 17.

При прямолинейном движении трактора педаль 17 и рычаг 16 отпущены. В этом случае тормозные шкивы 1 полуосей 2 свободны, а шкивы 3, затянутые тормозными лентами 11 посредством пружины 15, вместе с солнечными шестернями 10 находятся в неподвижном состоянии. Шестерни главной передачи вращают корпус 5, а он своими коронами 6 приводит во вращение сателлиты 9, заставляя их обкатываться по неподвижным шестерням 10. Увлекаемые осями 8 сателлитов водила 7 передают вращение полуосям 2 и от них через конечные передачи ведущим звездочкам гусениц.

Для поворота трактора перемещают соответствующий рычаг 16 на себя, лента 11 отпускает тормозной шкив 5, и солнечная шестерня 10 освобождается. При этом сателлиты начинают вращать шестерню 10 и сторону, противоположную направлению вращения водила 7, усилие на водило не передается, и оно вместе со своей полуосью останавливается, гусеница отключается от трансмиссии, в то время как вторая гусеница продолжает движение и поворачивает трактор. Для более крутого поворота после перемещения рычага 16 нажимают педаль 17. При этом тяга 14, поворачивая рычаг 13, затягивает тормозную ленту 12 на тормозном шкиве 1, и полуось 2 затормаживается.

Затраты мощности, необходимые для поворота, в механизмах управления с фрикционными муфтами и планетарными механизмами равноценны. Они в одинаковой степени обеспечивают прямолинейность движения. В современных конструкциях тракторов широко применяют планетарные механизмы. Они надежнее и требуют меньших усилий на рычагах управления.

 

 

 

Рис. 11. Кинематическая схема заднего моста трактора ДТ-75

 

 

Планетарный механизм поворота служит для передачи крутящего момента конечным передачам, а также для поворота и торможения трак- тора. Он заключен в картер 1 и состоит из двух зеркально расположенных частей (для правой и левой гусеничных цепей).

При движении трактора по прямой шкивы 5 ленточных тормозов солнечных колес 11 полностью заторможены, а остановочные тормоза 4

отпущены. Вращение от главной передачи 6, ведомое коническое колесо которой закреплено на коронном барабане 8, передается коронному коле- су 9. Последнее своими зубьями приводит во вращение сателлиты 10, ко-

торые, вращаясь вокруг своих осей, обкатываются вокруг заторможенного солнечного колеса 11, увлекая во вращательное движение водило 12, свя- занную с ним полуось 13 и ведущую шестерню конечной передачи 3. Для

плавного поворота трактора необходимо растормозить шкив того солнечного колеса, в сторону которого совершается поворот. Машинист перемещает соответствующий рычаг управления на себя, тем самым растор- маживает шкив одного из солнечных колес и позволяет ему свободно вращаться. Коронный барабан 8 и коронное колесо 9 вращаются по- прежнему, а сателлиты 10 поворачиваются только вокруг своих осей. Са- теллиты не обкатываются вокруг солнечного колеса, так как оно растор- можено и вращается в обратную сторону. Поскольку сателлиты не обка- тываются, крутящий момент на водило и полуось не передается. Связан- ная с этой полуосью ведущая звездочка 2 замедляет вращение, и трактор за счет вращения другой ведущей звездочки совершает поворот.

Для крутого поворота после выключения тормоза 5 солнечного ко- леса дополнительно нажимают на педаль, затормаживая шкив 4 остано- вочного тормоза с той стороны, в которую совершается поворот. В этом случае гусеница останавливается, и трактор круто поворачивается.

 

Плавающие ленточные тормоза получили наибо­лее широкое применение в тракторах (рис. 4). На схеме один ко­нец тормозной ленты 9 крепится к тормозному рычагу 5, а другой - к планке 10, шарнирно связанной с тормозным рычагом.

 

Плавающие ленточные тормоза получили наибо­лее широкое применение в тракторах (рис. 4). На схеме один ко­нец тормозной ленты 9 крепится к тормозному рычагу 5, а другой - к планке 10, шарнирно связанной с тормозным рычагом.

Рассмотрим работу этого тормоза. Предположим, что тормозной барабан 7 вращается против часовой стрелки. При затягивании тормо­за лента 9 вместе с рычагом 5 и планкой 10 за счет сил трения пово­рачивается относительно оси вращения барабана. В результате рычаг 5 упирается в неподвижный упор А и конец тормозной ленты, закреп­ленный на рычаге, становится неподвижным, а второй остается под­вижным. Тормоз работает с высокой эффективностью, как простой ленточный тормоз с серводействием.

При изменении направления вращения тормозного барабана (на схеме показано штриховой стрелкой) соединительная планка 10 упи­рается в неподвижный упор Б. Конец тормозной ленты, закреплен­ный на планке 10, становится неподвижным, а конец ленты, закреп­ленный на рычаге 5, остается подвижным. Тормоз работает, как и в рассмотренном выше случае с высокой эффективностью, как простой ленточный с серводействием.

Таким образом, у плавающего ленточного тормоза величина тормозного момента не зависит от направления вращения тормозного барабана. При этом обеспечивается высокая эффективность торможе­ния. Плавающие ленточные тормоза получили широкое распростра­нение в гусеничных тракторах различного назначения.

 

Контрольные вопросы:

 

 

1.Изобразить схематично гусеничный движитель и описать основные элементы

2.Изобразить схематично кинематическую схему гусеничного трактора

3.Описать назначение заднего моста, из каких элементов состоит

4.Назначение конечной передачи, что из себя представляет?

5.Изобразить схематично ленточные тормоза и описать принцип работы

6.Принцип механизма поворота трактора

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: