ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ




Ю. К. Самойлов

ШТРИХ,

ЛИНИЯ,

ПЯТНО

И

ТОЧКА

Методические указания

 

 

Ульяновск 2009

УДК 741.743 (076)

ББК 85.15я7

С17

Рецензент член Союза художников России, почётный архитектор, лауреат Золотой Пушкинской медали, доцент кафедры архитектуры УлГТУ Л. Н. Нецветаев

 

Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета университета

 

Самойлов, Ю. К.

С17 Штрих, линия, пятно и точка: методические указания для студентов специальности 27030265 «Дизайн архитектурной среды» Ю. К. Самойлов – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 52 с.: илл.

 

Содержат сведения о приборах, приспособлениях, материалах, средствах и приёмах выполнения рисунков в процессе обучения изобразительным дисциплинам.

Работа подготовлена на кафедре АСП.

 

УДК 741.743 (076)

ББК 85.15я7

 

 

© Самойлов Ю. К., 2009

© Оформление. УлГТУ, 2009

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

          Человек, пространство, рисунок Школа рисунка Изобразительные материалы бумага карандаши для рисования уголь рисовальный соус сангина пастель гризайль техника отмывки Инструменты и приспособления рисунок пером тушь орешковые чернила бистр сепия Графические художественные техники значение материала; контурный рисунок; штриховой рисунок; тоновой рисунок; овладение рисунком; наброски и зарисовки. Полезные советы Библиографический спсок  

ЧЕЛОВЕК, ПРОСТРАНСТВО, РИСУНОК

Человек и окружающая среда неразделимы. И если среда без человека существовать может, то человек без среды немыслим. Во все времена человек приспосабливался к среде, а в последствии пытался приспособить её к своим потребностям, создать искусственную среду обитания – жилища, места работы и общественных собраний и т. д.

Мир, существующий вокруг, нас бесконечно разнообразен: величественные очертания гор, простор полей, разливы рек, богатый растительный и животный мир всегда служили источником вдохновения художника, поэта, композитора, архитектора. Не только природный, но созданный руками человека мир поражает нас своим великолепием. Благодаря удивительной способности человеческого восприятия мы можем остановить мгновение, запечатлев в рисунке изменчивые формы предметов. В результате наблюдения, осмысления, понимания окружающего мира в течение нашей жизни накапливается представление о разнообразных формах, событиях и явлениях. И порой глазу достаточно лишь намёка, точки, пятна или силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы. На основе запечатлённых в памяти предметов любая форма вызывает ассоциации со сходными формами, наше сознание устанавливает с ними определённые отношения и связи и способствует творческому подходу к претворению замысла в проект.

Проектирование предметно-пространственной среды это не только создание материальных ценностей. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам, интерьерам, архитектурным сооружениям художник-архитектор формирует «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами, будет жить в этой среде.

В этом случае архитектурное проектирование можно рассматривать как вид пространственного искусства. В пространственных искусствах пластика объёмов, форм, линий имеет существенное значение. Архитектура – как овеществлённое творчество, эстетическое освоение мира, тяготеет к синтезу искусств, к слиянию и взаимодействию с монументальным искусством, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Чем более образован архитектор, тем в более совершенную форму воплотятся его замыслы. Важно уметь отобрать те качества предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное в восприятии и отображении реального мира. Предметное восприятие мира, где внимание преимущественно уделяется конструктивным качествам предметов, а пространственность не играет существенной роли; восприятие ли пространства как реальной среды, воздуха, ощущаемого, прежде всего оптически или абстрактное воображение могут существовать одновременно или сменять друг друга.

Силуэтно-плоскостное изображение доносят до зрителя общую силуэтную характеристику предмета. Объёмные изображения при помощи графических или живописных средств создают представление о реальной форме объектов. Абстрактное изображение это спонтанное выражение внутреннего мира художника, отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметность композиции, состоящей из линий, точек, пятен, плоскостей.

Однако знания закономерностей линейной и воздушной перспективы, теории светотени, композиции, цветоведения, принципов стилизации, пластической анатомии и т.д. необходимы для архитектора. Архитектура – искусственно созданная среда для человека и человеком, потому архитектор должен знать и уметь применить на практике знания пластической анатомии и масштабности изображения антуража в архитектурном проекте.

 

 

 

Рис 1. Перспективный архитектурный рисунок

 

Архитектору важно знать, что пропорции человеческого тела служат определённым модулем, влияющим на композицию, форму, размер как архитектурного пространства, так и всех предметов искусственной среды, поскольку человек является одним из основных измерителей архитектурного пространства.

Нельзя полагаться только на воображение, хотя всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Восприятие же необходимо зафиксировать в рисунке и к нему апеллировать. Рисунки с натуры в стилизованном упрощенном виде обогатят архитектурный проект. Антураж поможет понять масштабность и величественность здания, сооружения и их функциональное значение.

 

 

 

Рис. 2. Человек и среда.

 

Стилизация – это обобщение и выделение характерных особенностей объектов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, отказаться от передачи объёма. Упростить - это не значит обеднить форму, но подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

 

 

Рис. 3. Стилизованное изображение человека

 

 

Рис. 4. Различные способы ведения рисунка

 

Рис. 5. Изображение деревьев в архитектурном рисунке

 

 

Архитектурный рисунок отображает и одновременно пропагандирует замысел архитектора. Он должен быть наглядным, понятным, выразительным, максимально стилизованным. В рисунке нужно использовать все возможные графические материалы. Выразительность же графического материала может быть достигнута только хорошо развитым чувством линии, её пропорциональности, толщины, правильным размещением, равновесием на рисунке плоскостей и линий, света и тени.

Одним из основных элементов, при помощи которых архитектор формирует жизненную среду для человека, является озеленение, естественное и созданное дополнительно. Рисунки зелёных насаждений должны содействовать осуществлению композиционного замысла проекта, а не быть пассивным дополнением. Для графического решения, для выражения материалов элементов озеленения нужно использовать различные художественные техники. В основе графического выражения лежат плоскость и линия, но принципы построения рисунка важны, поскольку каждая линия, её живость и динамичность, каждый штрих и пятно передают пропорции и масштаб объекта.

 

Рис. 6. Упрощения и условности изображения в архитектурном рисунке

 

ШКОЛА РИСУНКА

При кажущейся видимости простоты выполнения рисунка каждому, чтобы овладеть секретами реалистического изображения необходимо учиться. Все профессиональные художники, архитекторы прошли школу рисунка.

Для того чтобы грамотно построить рисунок предмета, объекта, явления важно уметь видеть форму, объём, фактуру, пространственное положение изображаемого, правильно выбрать художественный материал, освоить особенности изображения, найти верное композиционное решение, передавать в рисунке характерные особенности изображаемого.

В основе рисунка лежат штрих, линия, пятно и положить их нужно в нужном месте, нужной интенсивности, подчеркивая характерные особенности изображаемого предмета, объекта, явления, события.

А всё начинается от простого к сложному. Вначале необходимо рассмотреть предмет для того, чтобы иметь более полное представление о форме, объёме, пространственном положении. Затем следует композиционное решение рисунка и, начиная с общей формы, необходимо переходить к деталям, соблюдая пропорциональное отношение частей и деталей между собой и к общему. В светотеневой моделировке важно не только верно передать объём, фактуру, пространственное положение, но и добиться цельности изображения. Для этого следует постоянно упражняться в рисовании с натуры, систематически выполнять наброски и зарисовки с натуры, развивать наблюдательность, зрительную память и творческое воображение. Секреты мастерства кроются в неустанном труде, наблюдении окружающей действительности, пытливом изучении закономерностей природы, что способствует развитию прирождённых способностей. Мастерство – это ремесло плюс высокая художественная культура, интеллект, умение видеть и творчески мыслить и свободно воплощать творческие замыслы в материалах. Для этого необходимо знать основы изобразительной грамоты, уметь мыслить образно, много читать, активно наблюдать окружающую жизнь.

Ремесло - практические знания техники рисунка, закономерности светотени, перспективы, пластической анатомии и прочее можно приобрести в процессе изучения этих дисциплин, но голое мастерство никогда не было искусством, без ремесла же не может быть и творчества. Свободное владение инструментом, натренированность руки и глаза необходимы для сводного воплощения творческой мысли в материале.

Плодотворной работа над рисунком может быть лишь тогда, когда процесс рисования будет осмысленным и систематичным. Имейте при себе альбом карманного формата – дневник эмоциональных и визуальных впечатлений - для того чтобы зафиксировать заинтересовавшее вас явление, факт, событие. Наблюдая окружающую действительность, фиксируя свои наблюдения и рассуждения в набросках и зарисовках, учитесь перерабатывать реальные образы в декоративные, абстрактные, чтобы в дальнейшем использовать свои наблюдения и зарисовки в творческой деятельности. А для этого нужно уметь видеть – смотреть на натуру аналитически, подмечая главное и отбрасывая второстепенное. Рисунки должны быть выполнены аккуратно и точно. В процессе работы над рисунком вы освоите секреты мастерства и тогда выработаете свой графический язык.

 

 

Рис. 7. Различные техники ведения рисунка. Работа студента К. Штемпеля

 

Осваивая секреты мастерства, постарайтесь увидеть в обычных предметах нечто удивительное, красивое, необычное и передать это в своих рисунках, набросках, зарисовках. К успеху вас приведут тщательное выполнение рисунков с натуры, изучение работ старых мастеров, чтение специальной литературы, тщательное выполнение упражнений, набросков, зарисовок, рисунков с натуры, по памяти, по представлению, творческих композиций.

Рисунки могут быть выполнены самыми различными материалами: графитными, угольными, итальянскими и прочими карандашами; углём, соусом, сангиной; тушью- пером, тушью-щепочкой и так далее. Большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Данная техника позволяет работать чёрной и цветной тушью, акварелью в технике гризайль и выполнять тончайшие рисунки, работать большими плоскостями. Гризайль – монохромная живопись, где художники выбирают серый или коричневый цвет. Эта техника широко применялась старыми мастерами, создававшими выразительные произведения. Но в работе кистью нужна уверенность, решительность и аккуратность. Исправить рисунок кистью подчас бывает невозможно.

В зависимости от характерных особенностей изображаемого предмета, объекта, явления, факта, события следует подбирать художественные материалы, бумагу, на которой будет строиться изображение, технику ведения рисунка - всё это поможет вам реализовать свои творческие планы.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Графические работы, как правило, выполняются на бумаге, но первой картинной плоскостью вполне могла оказаться и стена. Великий учёный, изобретатель, художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи выразился по этому поводу вполне конкретно: «Первая картина состояла из одной единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену». В пещерах Испании, Франции, Италии, в Каповой пещере на Южном Урале и многих других местах обитания древнего человека были найдены образцы изобразительного искусства. И сейчас однообразные серые стены зданий, сооружений, глухих заборов преображаются граффити, росписью, мозаикой и прочими средствами изобразительной деятельности человека современного.

Для рисования следует воспользоваться бумагой. Выбор же бумаги зависит от характера работы. Для того чтобы иметь более полное представление о свойствах различных сортов бумаги пробуйте рисовать на ватмане, рисовальной бумаге, обоях, крафт, гладкой и торшированной, белой и тонированной, приобретая опыт работы на бумаге различными графическими материалами.

Бумага должна соответствовать характеру изображаемого объекта, явления, события. Для мелкомасштабных изображений, изображения воздушных и нежных предметов подходит мелкозернистая бумага. Для изображения крупных, грубых, фактурных и сильно освещенных форм более подходит крупнозернистая бумага. Бумага для рисования карандашом не должна лосниться, скатываться при стирании резинкой. Она бывает нескольких видов: для выставочных художественных работ, для работы тушью, изготовления гравюр, для учебных работ. При отсутствии специальной бумаги под акварель, можно выполнять акварельные работы на чертёжной бумаге. Но, желательно, чтобы бумага отвечала определённым требованиям: смоченная водой при высыхании она не должна коробиться; после работы акварелью на её поверхности не должны выступать пятна; после промывок губкой, работы акварелью не должна размягчаться, ворситься и должна сохранять первоначальную плотность; красочный слой должен легко удаляться смыванием, соскабливанием без нарушения поверхностного слоя; цвет бумаги должен оставаться белым после удаления красочного слоя. На гладкой чертёжной, мелованной, фотобумаге можно рисовать пером и кистью, на которой тушь можно проскабливать бритвенным лезвием, что даёт возможность решить те или иные графические задачи.

Для работы бумагу нужно соответственно подготовить. Для этого необходимо удалить с поверхности пыль и прочие загрязнения мыльным раствором из слабощелочного мыла (детского), напоминающим снятое молоко, мягкой кистью. При работе необходимо следить за чистотой бумаги и не допускать пятен от прикосновения рук. Бумагу нужно натянуть на планшет, для этого её смачивают с двух сторон. Края листа, чуть большего размера, чем планшет, смазывают клеем ПВА, следя за тем, чтобы клей не затекал под лист на планшет. Натягивают лист бумаги по направлению большего натяжения, затем с противоположных сторон, следя за тем, чтобы на поверхности бумаги не оставалось пузырей и вздутий, как на прямолинейных поверхностях, так и в углах. Иногда можно пользоваться стиратором.

.

Рис. 8. Рисунок карандашом. Учебная работа.

 

Карандаши для рисования бывают различной мягкости. На деревянной «рубашке» карандаша можно найти её характеристику: Т(Н) – твёрдый, М (В) – мягкий. 2Т; Т; ТМ;, «М-3М и т.д. – степень твёрдости. Карандаши бывают графитные, угольные, пастельные, акварельные и прочие. Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с лёгким блеском. Выбор карандашей зависит от качества бумаги и творческих задач художника. Наброски и зарисовки удобнее делать мягкими карандашами, длительные рисунки можно начинать карандашом средней мягкости.

Карандаши типа «Ретушь». итальянский, «Негро» дают более интенсивную, жирную линию глубокого мягкого бархатистого чёрного цвета, хорошо растушёвываются и не требуют фиксации, но плохо стираются резинкой.

 

 

Рис. 9. Веласкес. Рисунок на крупнозернистой бумаге

 

 

 

Рис. 10. И. Репин. Портрет Т. А. Рачинской. Рисунок карандашом

 

Рис. 11. А. Лосенко. Путешествие. Рисунок итальянским карандашом.

 

Уголь рисовальный изготавливается из высушенных, очищенных от коры прутиков ивы, бересклета путём обжигания без доступа воздуха. Он обладает тёплым чёрным цветом, легко ложится на бумагу, холст, картон, растушёвывается от чёрного до светло-серого цвета. Требует фиксации. Рисунки рисовальным углём требуют бережного хранения.

Уголь рисовальный прессованный состоит из смеси тонкомолотого древесного (берёзового) угля, часов–ярской глины, сажи газовой, небольшого количества ультрамарина. Он даёт более чёрный цвет, чем уголь, полученный путём обжига прутиков ивы, бересклета. На шероховатой бумаге такой уголь держится лучше, но втирать его в бумагу нельзя. Для удаления и поправки рисунка лучше пользоваться «клячкой»

Соус бывает трёх цветов: чёрный, серый и коричневый. Соус отличается от остальных графических средств тем, что после его нанесения кистью на плотную бумагу и, дав ему высохнуть, рисунок можно поправлять резинкой, добавлять тон в процессе работы. Обычно кистью грубо моделируют форму и тон и дорабатывают по сухому растушёвкой и резинкой. Соус хорошо сочетается с углем, тушью и другими материалами

 

 

Рис. 12. Рисунок углём. Учебная работа.

 

 

 

Рис. 13. Д. Шмаринов. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Чёрная акварель, уголь.

 

 

 

Рис. 14. А. Егоров. Рисунок карандашом «Негро»

 

Сангина – карандаш интенсивного коричневого цвета изготавливается из тонкоперетёртой жжёной сиены и часов-ярской глины, даёт красноватый или тёмно-коричневый оттенок. Сангиной хорошо выполнять работы в технике «гризайль», применяя те же приёмы, что и при работе углём. Для получения более тонких и прозрачных слоёв работают ваткой. Рисунок должен быть выполнен сангиной без применения графитного карандаша. Рисунки сангиной бывают линейные, штриховые и тоновые. Она хорошо растушёвывается на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте. Сангина имеет и другое название – красный мел. Возможно сочетание сангины с углём и мелом для получения различных оттенков и тонов. Исправление рисунка резинкой делает его неряшливым, грязным, поэтому к работе сангиной следует приступать по приобретении достаточного навыка ведения рисунка. Начинать нужно с набросков и затем уже переходить к более длительным рисункам с натуры, по памяти, по воображению, совершенствуя разнообразные технические приёмы. Для этого необходимо обратиться к разнообразным по технике работам великих мастеров: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Микеланджело, Рембрандта, Тициана, Шардена и многих других.

Для того чтобы готовые рисунки не пострадали в результате длительного хранения или транспортировки их нужно переложить калькой и поместить в кассету или папку. Сангина «пачкает» и небрежное хранение рисунков сангиной может привести к тому, что они, в конце концов, придут в негодность.

 

 

Рис. 15. Карчии. Рисунок сангиной

 

Пастель представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков, которыми пользуются в живописи и в рисунке. Названа она так от итальянского слова «pasta» - тесто. Сухой порошок смешивается с клеящим веществом, в результате чего получается «тесто», а уж из него делают карандаши. В зависимости от состава порошка и количества клея пастель может быть твёрдой, средней мягкости и мягкой. Пастель не должна крошиться и ломаться, царапать бумагу. Пастели присущи бархатистость и матовость. Пастель позволяет снимать и перекрывать целые слои, она допускает самые тонкие слои, втирание краски пальцами или особым инструментом (растушёвкой), достигающим тончайших, нежнейших переходов тонов. В отличие от акварели непрозрачна или мало прозрачна, но обладает интенсивностью цвета и со временем мало выцветает. Рисунок пастелью может быть выполнен на бумаге, картоне или холсте, но он очень плохо держится на бумаге и выполнять его нужно на шероховатой, возможно даже на ворсистой, торшированной, фильтровальной бумаге или замше. Важно, что бы поверхность бумаги была в меру шероховатой, иначе пастельные карандаши будут крошиться. К тому же бумага должна хорошо впитывать воду (фиксатив). Для пастели выпускается специальная бумага серых оттенков с шероховатой поверхностью, часто приготавливают специальный грунт. Обычный желтовато-коричневый картон (для переплётных работ) тоже пригоден для работы пастелью, если его поверхность не очень гладкая. Рисунок пастелью легко осыпается даже при незначительных сотрясениях. Его можно зафиксировать. Фиксация рисунка возможна различными фиксативами-закрепителями, но при этом пастель теряет свою неповторимую бархатистость. Кремниевая пастель отличается высокой прочностью. Зафиксированная кремниевым фиксативом, она не теряет своей бархатистости и матовости, не осыпается при сотрясении. Такие рисунки можно скатывать в рулон. На шероховатой бумаге, специальном грунте пастель держится достаточно прочно, но если краски пачкают, рисунок следует поместить под стекло. Но для этого нужно сделать паспарту из картона, прокладку, для того чтобы стекло не ложилось на рисунок.

Пастелью рисуют так же, как и цветными карандашами, но не рекомендуется пользоваться резинкой. В местах, где «поработали» резинкой пастель будет ложиться иначе, чем на других участках. Вначале намечают контур, штрихуют, нанося краску пастозно, иногда перекрывая один красочный слой другим, иногда смешивая их с помощью растушёвки. Неудавшиеся места снимаются тряпочкой, ватой, хлебным мякишем, «клячкой». Контур рисунка, нанесённый графитным карандашом, следует перекрыть красочным слоем, чтобы он исчез. Смешиваются пастельные краски плохо, поэтому лучше иметь набор из большего количества цветов.

Пастельными мелками можно работать штрихом или широкими пастозными мазками и добиваться мягких плавных переходов растушёвкой. И, хотя пастель плохо смешивается, втирание одного цвета в другой иногда даёт необычный эффект мягкости тональных переходов. Рисунок пастелью легко осыпается и потому нуждается в бережном хранении или фиксации. Но при закреплении рисунка лаками и другими фиксативами утратится прелесть пастельного рисунка, его бархатистость и нежность, рисунок потемнеет. При правильном хранении удаётся сохранить прелесть пастельного рисунка. Для этого нужно переложить рисунки калькой или другой тонкой бумагой.

Пастель, как и акварель, может быть использована как для рисунка, так и для живописи. Это зависит от того, что преобладает в данном произведении – линия или пятно, многоцветие или монохромность, какие творческие замыслы хотел реализовать в своём произведении художник, будь то набросок или законченный рисунок.

 

 

 

Рис. 16. Кассат. Мать с ребёнком. Пастель

 

 

 

Рис. 17. Эдуард Мане. Рисунок пастелью

 

Рис. 18. О. Кипренский. Рисунок цветными карандашами.

 

Разнообразных графических или живописных эффектов можно достичь и цветными карандашами, особенно акварельными, размывая их водой. При работе цветными карандашами также пользуются линией, штрихом, пятном. Пятно создаётся как штрихом, так и растушёвкой.

 

 

 

Рис. 19. Работа в технике гризайль. Архитектор Гонзаго

 

 

Гризайль – рисование одноцветной акварелью даёт возможность получать изображение с большим богатством тональных отношений, с мягкими, воздушными светотеневыми градациями. Гризайль основывается на построении светлотных отношений, соответствующих зрительному образу изображаемых предметов, явлений, событий. Здесь важно передать в рисунке объём предметов, их материальность, состояние и степень освещённости. Начните с построения шкалы тонов и попробуйте себя в гризайле на этюдах простых натюрмортов, строя рисунок тонкими линиями без вмешательства резинки. Потёртый рисунок будет выглядеть грязным и неряшливым. Затем обобщенно пропишите всю поверхность листа, оставляя самые светлые места чистыми. Помните, что в акварели нет белой краски. Для проработки основных масс приёмом лессировки нанесите более тёмный тон, помните, что акварель не терпит исправлений. Для ослабления тона можно попробовать промыть слишком плотный тон и прописать его заново, и только после этого можно приступать к проработке деталей тонкой кистью по просохшему слою краски. Выделите главное, не нарушая целостности композиции. В завершение обобщите рисунок, добиваясь цельного восприятия изображаемого предмета, явления, события. Уберите раздробленность, разбликованность в рисунке. Добейтесь единства деталей и целого.

 

 

Техника отмывки даёт основу светотеневой графической подготовки. Для отмывки применяют тушь, разведённую водой до требуемой силы. Во избежание попадания взвешенных крупных частиц, которые могут испортить работу, раствору нужно дать немного отстояться и слить его в чистую посуду или профильтровать. Результат отмывки в большой степени зависит от качества кисти и умения ей работать. В работе кистью нужно чувствовать объём воды, находящейся в кисти. Для того, чтобы по сырому соединить одно пятно с другим, не нарушая намеченных очертаний, необходимо во время убрать лишнюю воду. Для равномерного покрытия изображения нужно знать правила и приёмы отмывки.

 

 

Рис. 20. Краска плохо размешана

 

 

 

Рис. 21. Вода вымывает густую краску и создаёт грязные пятна

 

 

Рис. 22. Краска не совсем прозрачна, наносится горизонтальными мазками. Плоскость получается полосатой.

 

 

Рис. 23. Косая штриховка

 

Косая штриховка разбивает краску на мелкие капли, не даёт собираться в большую массу, даёт возможность избежать потёков и освобождает от риска залить работу краской. Ещё до прикосновения кистью к бумаге важно строго проверить собственное представление о предмете. Рисунок требует сосредоточенности, дисциплины, выдержки. Необходимо иметь несколько кистей: широкие – для больших фоновых покрытий; для мелких деталей нужно иметь тонкие, острые кисти; мягкие – для лёгких лессировок. Также нужны кисти плоские и круглые. Разнообразие кистей будет способствовать целесообразной, живой технике.

Место и материалы для работы подготавливают заранее. Бумагу натягивают на планшет, смочив его предварительно водой с помощью губки или ваты. Важно следить за тем, чтобы при высыхании на бумаге не появились волнистые поверхности. Планшет с бумагой устанавливают под углом 20-30 градусов. Воду, краску, кисти располагают справа, слева – тряпочку для вытирания кисти. Перед работой рекомендуется бумагу слегка смочить водой. Краски нужно развести в количестве, необходимом для всей работы и такой насыщенности, при которой на бумаге после прокладки получался бы слабый светлый тон. Количество краски на кисти должно быть таким, чтобы она ложилась на бумагу ровно, не оставляя случайных пятен. Начинать необходимо с верхнего края листа равномерно, однообразным движением кисти под углом 45-70 градусов к горизонтальному краю планшета. Следите за тем, чтобы нижняя кромка наносимого красочного слоя была насыщена раствором краски. Вторично покрывать отмываемое изображение можно лишь по просохшему предварительному слою. Излишки раствора краски снимают отжатой чистой кистью.

 

 

Рис. 24. Архитектурная графика мастеров начала 19 века. Архитектор А. Г. Григорьев

 

 

 

Рис. 25. Фасад фельдшерской школы архитектора А. Г. Григорьева

 

 

 

Рис. 26. Начальная стадия работы

 

 

Рис. 27. Конечная стадия работы

 

 

Рис. 28. Карганян В. Автопортрет. Акварель

 

Рисунок акварелью представляет собой более сложную задачу. Приёмы архитектурной графики делятся на три группы: линейно-графические, светотеневые и многоцветные. Наиболее сложный из них – многоцветный. Нужно помнить, что рисунок от живописи отличается преобладанием линии, конструкции, акварель помогает лишь передать собственный цвет предмета, характерную форму, фактуру материалов.

 

 

Рис. 29. Н. Козьменко. Портрет. Акварель

 

В живописи важнее отобразить душу, а не форму и материальность, показать жест, позу, настроение, особенности характера изображаемого человека, предмета, явления в образной трактовке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: